Живой урок на базе Краеведческого музея в г. Воронеже
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Нечепаева Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока, проведённого на базе Краеведческого музея в необычной форме - форме "Живого урока", когда обучающие, получивщие определённые сведения научного характера на уроке окружающего мира, закрепляют их в стенах музея и пытаются познакомиться с жизнью простых людей Древнего Египта на примере жизниописания древнеегипетского писца. К технологической карте предлагается презентационные материалы, позволяющие наглядно продемонстрировать непростой для восприятия младших школьников материал исторического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт интегрированного «Живого урока» окружающего мира и

изобразительного искусства в 4 классе «В»

на базе музея им. Крамского в г. Воронеже

Ф.И.О. учителя

Нечепаева Светлана Анатольевна

Тема урока

Жизнь древнего египтянина. В мастерской древнеегипетского писца.

Цель урока

Формирование познавательной культуры личности,

Задачи урока

Развитие исторического мышления и творческого потенциала у четвероклассников на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком достижений людей Древнего Египта, практического ознакомления с экспонатами музея и соотнесения анализа полученных знаний с практическим навыками.

Планируемые образовательные результаты, формируемые УУД

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знаний об историческом прошлом

ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке

РУД-1: формулирует цель и учебные задачи урока

РУД-2: планирует предстоящую деятельность

РУД-3: соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности

ПУД-1: осознанно и произвольно строит речевое высказывание

ПУД-2: выделяет основную мысль в информационном поле

ПУД-3: самостоятельно классифицирует объекты

ПУД-4: логически рассуждает, делает выводы

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками и родителями

КУД-2: формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение

ПР-1: называет, описывает и сравнивает жизнь людей Древнего Египта

Программные требования

Ученик научится: обобщать сведения о жителях поселения Древнего Египта, их культуре, религии, выявлять общее и различия, понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств, считывать информацию из музейных источников в зале Древнего Египта, анализировать иллюстрации, формулировать выводы.

Мировоззренческая идея

Осознание необходимости изучения жизни конкретного человека и семьи из поселения Сет-Маат Древнего Египта, ввиду понимания неразрывной связи прошлого и настоящего.

Ценностно-смысловые ориентиры

История. Культура. Познание.

Программное содержание

История Древнего мира: Древний Египет, поселение Сет-Маат. Культура, религия, письменность, знаменитые сооружения.

План изучения нового материала

  1. Обсуждение полученной информации о поселении Сет-Маат Древнего Египта.
  2. Сравнение жизни разных семей и кланов Древнего Египта.
  3. Экскурсия-исследование экспонатов зала Древнего Египта.
  4. Закрепление полученной информации, сравнение рисунков на древнеегипетском саркофаге.
  5. Практическая работа – роспись фресок в древнеегипетском стиле

Основные понятия

Древний Египет, иероглифы, пирамиды, саркофаг, фреска

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Форма урока

Урок взаимообучения.

Технология

Социо-игровая технология.

Мизансцена

Работа в малых группах.

Оборудование урока

Экспонаты музея зала Древнего Египта, мультимедийные средства, демонстрационная доска, мел, магниты, заготовки гипсовых «фресок», акриловые краски

Домашнее задание

нет

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин)

Здравствуйте, ребята! Входим в первый зал музея, обращаем внимание на экскурсовода, стараемся запомнить или зафиксировать информацию. Выбираем для себя направление своей работы: жители поселения, простые граждане

Стоя, передвигаясь, объединяясь в группы.

ЛР-2

КУД-1

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (4 мин)

Определение темы урока.

Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня проводим урок в музее?

(Предположения детей)

Каждый из вас сегодня побывает и в роли историка, и в роли экскурсовода, и в роли археолога!

Ребята, как вы думаете, как давно люди используют предметы, изображённые на этих картинках?

(Предположения детей)

Нет (да)! Эти предметы, которыми мы пользуемся в современной жизни, были изобретены очень-очень давно, ещё в древних государствах. Высокие каблуки изобрели в Древнем Египте, душ – в Древней Греции, а газету – в Древнем Риме.

Давайте подумаем теперь над темой урока. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей)

Пройдём в зал на 2 этаже. Все вместе мы должны посмотреть на этот слайд и определить тему урока. Кто эти люди? Что они делают? 20 секунд!  Пишут, они древние писцы.

Я хочу добавить ещё несколько слов к теме нашего урока. Учитель вывешивает на доску (далёкий и близкий)И тогда и теперь люди живут в определённом социуме и не задумываются, что творят историю, как мы с вами сейчас. Мы побываем в семье древнеегипетского писца.

Возникают ли у вас какие-то вопросы по поводу нашей темы? На какой главный вопрос мы должны сегодня получить ответ?

(Предположения детей)

Главный вопрос урока:

Почему мир древности является для нас далёким и близким одновременно?

Каким образом учёные могут изучать Древний мир? (По историческим источникам)

Какие исторические источники вы знаете? (Вещественные источники - древние здания и сооружения, дошедшие до наших дней, находки археологов, письменные источники - различные тексты, таблички с какими-то надписями)

Фронтально

Совместно

Фронтально

Фронтально

ЛР-2

РУД-2

КУД-1

РУД-1

ПУД-1

III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (12 мин)

Обсуждение экспонатов, связанных с Древним Египтом (сосуд и картины художников) текста таблицы.

Ребята! По мере выполнения  заданий один посыльный от команды (каждый раз новый) выходит к доске и записывает ответ в столбик под названием команды. 2 минуты!

Учитель пишет верные ответы на доске и говорит:

Ребята, задание было одно, а мнения учёных разделились! Будьте внимательны!

Как вы думаете, для чего нам нужна эта таблица? (Чтобы давать характеристику действиям людей на этой картине в древнем государстве и сравнивать их по вопросам) Какие люди изображены здесь, как они жили? Мы будем изучать и сравнивать их между собой?

(каменотёс, горшечник, писец)

По каким вопросам мы будем их сравнивать?

(Перечисляют вопросы)

А теперь, уважаемые учёные, давайте представим себя в роли историков и поработаем с письменными источниками.

Вы видите, что некоторые ячейки таблицы не заполнены. Чтобы правильно их заполнить, мы должны познакомиться с источниками в зале музея.

Заполнять таблицу будем стикерами с ответами, давайте обсудим рисунки на экспонате, что вы видите в них? На что они нам намекают?

А теперь все встаньте. Поменяйтесь местами с соседней командой так, чтобы каждая команда оказалась на новом месте.

Посыльный от каждой команды получает у меня набор стикеров зелёного цвета.

Пользуясь новым положением и другим ракурсом экспоната, опишите, что видите вы, проверьте правильность заполнения таблицы соседней командой. Если вы обнаружили ошибку, приклейте стикер зелёного цвета с правильным ответом на это место. 2 минуты!

Стоп! Закончили!

А теперь снова встаньте. Всё оставьте на столе, а сами возвращайтесь на своё прежнее место.

Если вы не согласны с исправлениями другой команды, пока ничего не отклеивайте! Мы сейчас вместе во всём разберёмся!

Посыльный от каждой команды получает у меня набор стикеров жёлтого цвета.

А теперь давайте представим себя в роли экскурсоводов и проверим, что получилось!

Представитель от команды (каждый раз другой) озвучивает ответ. Команда, которая не согласна с этим ответом, встаёт.

Если в результате проверки обнаружены ошибки, исправляем их по ходу проверки стикерами жёлтого цвета.

Один человек от команды.

Раздаточный дидактический материал.

Совместно в группе.

Один человек от команды.

Фронтально

Один человек от команды.

Учебник.

Совместно в группе.

Один человек от команды.

Совместно в группе.

Один человек от команды

ЛР-2

КУД-1

ПУД-1

РУД-2

ПУД-2

ПУД-3

КУД-1

КУД-2

ПР-1

РУД-3

КУД-1

ПУД-1

КУД-2

ПР-1

IV. Практическая работа (23 минуты)

Побываем в роли древнеегипетского писца.

Ребята! Теперь мы знаем, что писцы в Древнем Египте – это уважаемые и богатые люди, грамотные и независимые. Выберите себе для работы глинянную табличку и нужный цвет красок. Сейчас вы будете готовить ответ от всей команды. Посовещайтесь. Команда, готовая отвечать, поднимает руку. Обобщим свои знания:

Общее для всех государств древности:

  • период истории Древнего мира;
  • была письменность;
  • были известные сооружения;
  • поклонялись нескольким богам;
  • от каждого государства осталось что-то, чем мы пользуемся в современной жизни.

Отличия: у Древнего Египта особое место в истории

Правильно сделали выводы? (Да) Молодцы!

Определение возможных вариантов раскраски фигурок

Молодцы! Давайте теперь поработаем с вещественными источниками. Представьте себя в роли археологов. Как нужно обращаться с источниками? Что вы хотели бы донести в своей работе?

Совместно в группе. Один человек от команды.

Фронтально

Раздаточный дидактический материал.

ЛР-2

КУД-1

КУД-2

ПУД-4

ПУД-1

РУД-3

ЛР-2

РУД-2

ПУД-3

КУД-1

ПР-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (4 мин)

Вот мы и побывали в семье древнеегипетского писца. Как помогла вам эта экскурсия в прошлое ?

(всегда люди хотели достичь совершенства, старались стать лучше, хотели самого лучшего для своих детей, поэтому пытались им дать ОБРАЗОВАНИЕ)

История Древнего мира длилась несколько тысячелетий и закончилась в V веке нашей эры.

Какие достижения древних египтян, древних греков и древних римлян, изученные сегодня на уроке, дошли до наших дней?

(Изобретение письменности, алфавит, театр, олимпийские игры, римские цифры) Эти изображения появляются на экране.

Где впервые появилась письменность и каком виде?

(В Древнем Египте впервые появилась письменность в виде иероглифов)

В чём значение изобретения письменности?

(Люди научились выражать свои мысли в письменной форме, письменно сообщать друг другу о важных событиях, а также могли оставить потомкам информацию о жизни древних государств)

От каких букв произошли буквы современного русского алфавита?

(От древнегреческих)

Прочитайте ещё раз главный вопрос урока (Почему мир древности является для нас далёким и близким одновременно?)

Давайте попробуем на него ответить. Посовещайтесь в команде.

(Далёким – потому что древние государства существовали очень давно. Близким – потому что достижения людей Древнего мира дошли до наших дней и используются в современной жизни)

Ребята! Мы рассмотрели не все изобретения Древнего мира! Если вам интересно, вы можете найти самостоятельно информацию о них, нарисовать картинки, из которых сделать лото или придумать другую интересную игру для своих одноклассников.

Как вы считаете, можем ли мы по своей культуре считать себя наследниками древних египтян, греков и римлян?

(Да, можем) 

Как вы думаете, а такие правила поведения в обществе «Не лги! Не бери чужого! Не делай другому зла!» уже были в Древнем мире или они зародились недавно?

(Предположения детей)

Молодцы!

Независимо от цвета волос, глаз, кожи все мы по своей культуре – наследники древних египтян, греков и римлян. На разных языках мудрецы древности учили одним и тем же правилам поведения: «Не лги! Не бери чужого! Не делай другому зла!» Без соблюдения законов и правил поведения не может существовать никакое человеческое общество!

Ребята! Вы усердно и дружно поработали.

Вы все молодцы!

Урок окончен! Спасибо за работу!

   

 

Совместно в группе.

Фронтально

Совместно в группе.

Фронтально

ЛР-2

КУД-2

ПУД-1

ПУД-4

ПР-1

ЛР-1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мастерской древнеегипетского писца Живой урок в музее им. Крамского в 4 классе «В», учитель С.А. Нечепаева

Слайд 2

Страна располагается на северо-востоке Африки . Большую часть ее занимает пустыня и суровые скалы. Через всю страну протекает река Нил , длина которого – 6400км

Слайд 3

Нил – одна из самых больших рек мира. В водах Нила обитало много рыб и крокодилы. В июле начинался разлив Нила. После разлива в ноябре на берегах оставался плодородный ил . Природа Египта Тростник, папирус

Слайд 4

Основной материал для письма Тростник, папирус

Слайд 5

Поселение Сет- Маат

Слайд 6

Жилище писца

Слайд 7

Богиня Маат . Богиня истины, закона и миропорядка, которая руководит восходом и закатом солнца, звёздами, временами года

Слайд 8

В древнем Египте было хорошо развито ремесло. Египтяне добывали руду и плавили медь. Ювелиры создавали украшения. Горшечники лепили посуду, кожевники делали щиты для воинов. Были также кораблестроители, ткачи, столяры и плотники и др. профессии. Среди самых закрытых каст – писцы – высокообразованные люди, очень дорогое образование, в которое не допускали чужих. Ремёсла

Слайд 9

Египтяне платили налоги в казну государства. После уборки урожая во всех селениях появлялись писцы и стражники, которые собирали налоги Письмо у египтян играло важную роль, но только специально обученные люди — писцы владели им. Писцы

Слайд 10

Три вида письма: Иероглифика – священное письмо, высеченное на камне; самый древний вид письма состоял из 700 рисунков и значков.

Слайд 11

2. Иератика «священный» – священное письмо жреческих книг; развилась из иероглифического письма. Этим видом письма записывались жреческие книги, составлялись военные донесения, счета, деловые книги. Иератическое письмо. Фрагмент папируса, 12 век до н. э. Папирус Абботта , написанный иератикой ,

Слайд 12

3. Демотика – письмо для повседневного употребления, при помощи которых записывались светские литературные тексты. Имя фараона Птолемея написано справа налево: в картуше - иеролифами , а рядом - демотикой

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...

Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"

Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой на...

Урок-конференция по материалам краеведческого музея о Кошкинском районе и его патриотах.

Урок русского языка проведен в 4 классе по теме: "Упражнения в распознавании глаголов неопределенной формы"...

Приказ № 468 от 16.12.2015 "О посещении краеведческого музея "На реке Обь"

О посещении краеведческого музея "На реке Обь"...

Классный час на базе школьного музея. "Край наш родной..."

Ознакомление с историей возникновения и развития села Горицы Кимрского района Тверской области и окрестностей,получение представления об исторических событиях, происходивших на территории села,знакомс...

Час общения на базе школьного музея "Моя малая Родина"

Данная разработка поможет расширить знания учащихся о своей малой Родине, сформулирует потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли, воспитание чувства гордости к своей м...