Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Переседова Елена Ивановна

урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_v_nash_dom_prihodit_voda_i_kuda_ona_uhodit.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

       Цель: создать условия для того чтобы обучающиеся научились прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать в очистные сооружения;  получили возможность научиться: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; выдвигать предположения и доказывать их, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Задачи формирования УУД:

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Личностные: самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

         Планируемые результаты:

Знать: путь прихода и ухода воды;

Уметь: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.

Оборудование: учебник окружающего мира  А. А. Плешаков / 1 класс /; для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки; 2 стакана с солёной и пресной водой; глобус;  рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи;  рисунки для составления схемы-модели; рисунок Злючки – Грязючки;  рисунок микробов; компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

-Что надо учиться делать, чтобы разгадать тайны и загадки природы?

- Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?

-А чтобы разгадать все загадки природы, какими нужно быть?

- Я желаю Вам хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

-учиться наблюдать

- это то, что нам ещё неизвестно о природе

- внимательными, наблюдательными

2. Целеполагание

и мотивация

- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

 Кто я такая?

 – О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Верно. А вот помогут нам ответить на все интересующие  вопросы Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

(вывешиваю на доску картинки)

-Уточним тему урока.  Положите перед собой страницу из учебника.  -Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка?

-Сможете ли вы ответить на этот вопрос?

-Попробуем разобраться в этих  вопросах и найти на них ответ.

- о воде

- Откуда вода приходит в наш дом, и куда она потом уходит?

- нет, затрудняемся

3. Актуализация опорных знаний

Учитель демонстрирует глобус.

-Кто знает, что это?

-А что такое глобус? (уменьшенная копия Земли, модель Земли)

-Давайте раскрутим глобус. Кто мне поможет? (к доске выходит 1 ученик)

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

-Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара.  Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?  

-Давайте исследуем воду, попробуем на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

-Какой была вода в первом стакане?  (соленая)

-Где в природе есть солёная вода? (в морях, океанах)

-Откуда  вы это знаете?

- А как называется вода,  которая  была во втором стакане? (несоленая, т. е. пресная)

- Ребята, а как вы считаете, много на планете пресной воды?

- Да, вы правы, запасы пресной воды не такие большие, поэтому, что мы должны делать?

- Конечно же, беречь чистую воду. Ведь вода – это жизнь.

- А где в природе можно встретить пресную воду?

- А кто знает, как называется самое глубокое и чистое озеро с пресной водой?

- Да, верно, это озеро Байкал (иллюстрация)

- Посмотрите, у меня в руках «музей в чемоданчике». Давайте вместе заглянем в него.

- Вот это да, что это такое у меня в руках?

- Ребята, это не просто карта, это карта Оренбургской области, и на ней мы найдем реки, которые есть в нашей области.

- А кто из вас сможет назвать мне реки Оренбургской области?

( показать на карте)

- глобус

- потому что большую часть занимает вода

Ребята предполагают

- были на море, пробовали на вкус, когда купались

- думаем, что нет

- мы должны беречь воду

-в озёрах и реках.

- о. Байкал

- карта

- Урал, Сакмара, Большой и Малый Кинель и т.д.

4. Организация деятельности обучающихся по достижению цели и задач урока

-Кто из вас сегодня пользовался водой?

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

-Найдем ответ на 1 часть вопроса: откуда в наш дом приходит вода.

(открыть название темы)

-Давайте проследим путь воды, которая поступает в наш дом

(на доске и у каждого на парте лежит схема-модель)

- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?

- Куда сначала поступает речная вода?

- Покажите станцию очистки.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки?

 - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы.

(Рисунок микробов)  Целый зоопарк. Микробы  опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях не только очищают от мусора, но и обеззараживают.

-Требует ли очистки подземная вода? Почему?

- Теперь найдем ответ на 2 часть вопроса: куда вода уходит?

(открыть название темы)

-Как мы используем воду в доме?

- Какой становиться вода после использования?

-Как вы считаете, необходимо ли такую воду очищать? Для чего?

-Куда следует сначала отправить такую воду? (ищут ответ на схеме)

-Найдите на с. 61 листа учебника рисунок   очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.

- Куда  потом поступает очищенная вода?

Вывод: использованную, грязную воду нельзя сливать в реку

потому что ней содержится много микробов. Поэтому грязная вода должна пройти очистку.

Просмотр видеофрагмента.

По схеме-модели прослеживают путь воды.

- из подземных вод или из речки

-есть мусор

-нет, она проходит через слой песка, который является фильтром

-стираем, моем, используем в приготовлении пищи

-да

-очистные сооружения

-в речку

Физминутка

   - Представьте, что я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, двигаются, танцуют.

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку и качаются).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Плавали - плавали Капельки, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (сели за парты)

Выполняют движения

5. Осознание и осмысление учебного материала

Работа в парах. (моделирование)

 –Проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.

-Покажите путь воды от реки до вашей квартиры и обратно, расположив картинки в нужной последовательности.  

 -Посмотрите на экран. Мудрая Черепаха дает вам правильные ответы. Проверьте.

 -Поднимите руки те пары, которые составили всё верно? У кого есть ошибки?

- Молодцы. Похлопаем себе.

Раскладывают картинки в нужной последовательности.

6. Первичное усвоение материала

Опыты по очистке воды.

-Ребята, к нам пожаловала необычная героиня. В какой воде ей нравится жить? 

-Это Злючка – Грязючка. (рисунок)

-Прочитайте послание по учебнику с. 61 вверху.

- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?

-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

-В воде поселилась Злючка – Грязючка. Как нам поймать ее?

         Эксперимент мы проведем,

         Воду чистую найдем.

-Чтобы очистить воду нам понадобится фильтр и специальное оборудование для опытов: химический стакан и воронка.

-Возьмем фильтр, поместим его в воронку, пропустим через нее воду.

-Посмотрите, что получилось.

- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Примерно так очищают воду  и на очистных сооружениях. Только вместо бумаги используют песок. (показ)

Вывод: 

-Как можно очистить воду? 

-Можно ли пить такую воду? (показать стакан с очищенной водой)

-Такую воду пить нельзя, чтобы вода снова стала чистой, она должна пройти через множество фильтров.

- в грязной

- нужно очистить воду

с помощью фильтра

нет

7. Закрепление учебного материала

- А как мы можем сохранить воду чистой?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

- мы не должны её загрязнять

8. Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику стр. 61 внизу)

-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

У вас в конвертах лежат капельки. Оцените свою работу на уроке.

-Если вы на все вопросы ответили правильно, поместите капельку «в речку». (голубая капелька)

-Если вы ответили не на все вопросы, может допустили ошибки, поместите капельку «на станцию очистки». (серая капелька)

Сопоставляют  выводы. 

Оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

конспект урока окружающий мир "Откуда к нам в дом приходит вода и куда уходит?"

Разработка урока по предмету Окружающий мир предназначена для учащихся 1 класса. Включает в себя технологию  микрофон, работу в парах, сказку о реке....

Конспект урока окружающего мира на тему "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" ПНШ

Данный конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода  в наших домах - испол...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира в 1  классе по теме "Откуда приходит вода и куда она уходит?" ("Школа России") Учебник "Окружающий мир. 1 класс"  А. А. Плешаков...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: « Берегите воду.»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: « Берегите воду.»...