Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ким Марина Аркадьевна

Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" "Мир глазами географа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №19 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА

ИМЕНИ 212 ТОМАШУВСКОГО КИНЕШЕМСКОГО

СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 49-Й ИВАНОВСКОЙ ДИВИЗИИ

(МБОУ школа №19 имени 212 полка)
___________________________________________________________________________

155800,  Ивановская  область, город  Кинешма, улица  50- летия  Комсомола, дом № 27
телефон/факс: 8-(49331)  3-32-70,  8-(49331)  3-31-79
  E-mail:
mousosh192@yandex.ru/

http://kineschma19.iv-edu.ru/

Конспект урока окружающего мира

В 4 классе на тему: « Мир глазами географа »

Педагог:Ким Марина Аркадьевна

Автор учебника:А.А.Плешаков

Класс:4

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:формирование общего представления о географии как науке.

УУД,  формируемые на уроке:

            Познавательные:

            - формировать представление о географии как науке об окружающем мире;

            - формировать умение получать информацию при работе с глобусом.

Коммуникативные :

           - доносить свою позицию до других( оформлять свою мысль в устной речи на уровне предложения или небольшого      

           текста);

           - отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные :

          - определять и формулировать цель деятельности на уроке ;

          - оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на  

уроке

Оборудование и технические средства обучения: глобусы, презентация

Наглядные пособия: физическая карта; карта полушарий;

Ключевые слова: география, географ

Рабочие материалы для обучающихся: материалы из русского словаря, карточки с заданиями

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Название технологии, приемов технологии

I.

Организационный момент.

Создание эмоционального настроя урока.

.Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья!

Приветствуют учителя.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

II.

Актуализация знаний.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Буквально недавно мы смотрели с вами на мир глазами астронома , из космоса.

 Какой вы увидели нашу планету?

Действительно наша планета прекрасна?

 А кто помог нам ее увидеть?(Астрономия), с чем можно сравнить звездное небо? ( с картой)

Дают ответы на поставленные вопросы

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:Нацеливание на успешную деятельность.

III.

Создание проблемной ситуации.

Помогает выдвинуть проблему. Организует беседу, помогает сделать вывод.

Мы с вами - жители галактики Млечный Путь,  наш дом - планета Земля.

 Мы наблюдали за ней из космоса. Но сегодня я предлагаю вам посмотреть на нашу планету более подробно с близкого расстояния. Как это можно сделать?

 Предположите, какая наука поможет нам в этом?

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Познавательные:

формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

проблемное обучение

IV

Формулирование темы и цели урока.

Организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Сформулируйте тему урока

 Какую цель мы поставим и какие задачи для достижения цели урока?

Сегодня мы посмотрим на мир глазами географа.

Предположите,  кто такой географ и почему его так называют?

  Итак, мы высказали наши предположения и теперь давайте вместе постараемся найти верные ответы на вопросы.

. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

V

Открытие новых знаний.

Организует учащихся для работы в группах.

Уточняет понимание учащимися поставленной задачи при работе в группах.

Организует работу учащихся с представленными материалами.Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника

Нам предстоит выяснить, что такое география. Вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам его объяснить. (Я думаю, география - это наука о Земле.)

мы можем найти ответ на вопрос? ( в учебнике, словаре и т. д.)

Я предлагаю вам поработать со словарем и ответить на эти вопросы: (словарь русского языка) на доску крепятся слова (география, географ)

Откройте  учебник на с. 22.

1 ряд читает два первых абзаца и находит ответ: что изучает наука география

2 ряд читает следующие два абзаца : Что нам может объяснить современная география?

3 ряд отвечает на вопрос:Какие географические объекты появляются.

ВЫВОД: Так что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?  

(Это глобус и географическая карта.)

 Скажите, как давно появились карта и глобус? Есть варианты ответов?

 Есть. ( выступают двое подготовленных детей) (Анаксимандр и Бейхам Мартин) Итак: география — наука о земле, а Земля -  это планета.

Предлагаю провести работу в группах. Каждая группа отвечает по   очереди на один вопрос.

На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе: + информационный листок.

  1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
  2. Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)
  3. Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
  4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный
  1. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
  2. Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» -экватор.)
  3. Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)

Предполагают, высказывают мнения. Работают со словарем.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Уточняют и расширяют свои знания.

Выполняют поставленную задачу.

Делают выводы.

Представляют выполненную работу,

Познавательные:формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

применять правила делового сотрудничестваРазвивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Исследование,

Информационная,

игровая,

обучение в сотрудничестве

VI

Первичное закрепление.

Организует групповую работу учащихся.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

В течение этапаработы групп выступает

наблюдателем, помощником,

координатором действий.

Работа ведется в парах.

              -А сейчас предлагаю на карточках  соединить стрелками названия и рисунок.

По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте

отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)

Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, карта полушарий)

А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)

Точнее можно сказать так:

Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

 Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)

А вчем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)

Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)

А  как убрались на такой маленькой карте все географические объекты?

Это масштаб.

Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Выполняют работу в парах.

Уточняют и расширяют свои знания.

Проводят самопроверку по образцу .

Делают предположения, отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников, уточняют. Используют ранее полученные знания.

Познавательные:формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:применять правила делового сотрудничестваРазвивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

обучение в сотрудничестве,

информационная, исследование

Физкультминутка  

Физкультминутка выполняется на основе темы урока.

Под партами прикреплен конверт с пазлами. Вам нужно собрать  картинку и поднять две руки вверх, чей объект я назову.

Выполняют полученное задание.

Коммуникативные:проявлять активность в коллективной деятельности,

интерактивнаяздоровьесберегающая,

VIII

Включение в систему знаний.

Организует работу учащихся.

Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы.

Детям выдаются распечатанные материалы: восточное полушарие и континенты .

-        Соберите полушарие. Назовите географические объекты.

-        Восстановите рассказ:

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой ....

Отмечают  основные позиции нового материала. Выполняют задание на основе нового материала. Оценивают работу.

Коммуникативные:проявлять активность в коллективной деятельности,производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.Регулятивные:.планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

Познавательные:формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:применять правила делового сотрудничества. развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Познавательные:уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

обучение в сотрудничестве.

IX

Рефлексия.

На доске прикреплена карта полушарий. У детей на партах лежат бумажные человечки.

 Кто считает, что готов путешествовать — зеленый человечек.

Кто считает, что в путешествии ему потребуется  помощь — желтый человечек.

Кто считает, что ему рано еще путешествовать — красный человечек.

Домашнее задание

Стр. 22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

            Выполнить задания 1, 2.

Анализируют, как  усвоили новый материал (что получилось, что не получилось и почему)

Участвуют в рефлексии.

Делают самооценку и взаимооценку деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание.

Личностные:способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения и достижения других, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи); выражать доброжелательность и эмоционально

нравственную отзывчивость.

Регулятивные:осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную само- и взаимооценку.

игровая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...