Урок- экскурсия "Зелёные жители водоема"
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Тарасова Елена Владимировна
Экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях.Экскурсии входят в систему занятий по темам учебного плана. Особенностью экскурсии является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на занятиях, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc423 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА

ТЕМА:

«Зелёные жители водоёма»

(экологическая экскурсия)

Разработала

Тарасова Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Методические советы на подготовительный период
  3. План – конспект занятия - экскурсии «Зеленые жители водоёмов»
  4. Литература
  5. Приложение № 1 «Десять заповедей экскурсионного дела»
  6. Приложение № 2
  7. Приложение № 3

Пояснительная записка

 «…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его беспокоило. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял,  что… он может оказаться следующим на очереди”.

Дж. Кимбол – обозреватель одной из
американских газет по вопросам
охраны природы.

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «экология», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. А пока они спорят, неспециалисты уже поняли, что такое экологический минимум: это значит — дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов и не светиться в темноте.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.
        Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения.

Актуальность данной работы. Загрязнение окружающей природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающие деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, является наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду характеризуется и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы, земель, водных объектов.

Научная новизна обусловлена тем, что представляет собой комплексное исследование проблем, направленных на изучение загрязнение окружающей среды при помощи постановки эксперимента.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, данные и знания, полученные в ходе исследовательской работы детей, могут быть использованы в дальнейшей жизни, а также на  занятиях эколого-биологического направления  педагогами-экологами.

Экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях.

Экскурсии входят в систему занятий по темам учебного плана. Поэтому педагог заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих занятиях перед экскурсиями стремиться создать ситуацию в необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Педагог так же предусматривает и обратную связь: включение материалов экскурсии в последующие занятия, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.

 Особенностью экскурсии является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на занятиях, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Учащиеся объединений учатся находить объекты по заданиям педагога; анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы; приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения,  экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. Учащиеся, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, формируется ответственное отношение и любовь к природе и Родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Одним из видов экскурсий являются  экологические экскурсии. Значительное увеличение количества загрязняющих веществ, их совместное влияние на элементы природной среды привело к поиску биологических объектов-индикаторов, состояние которых отражает степень изменения биологических систем.

Методы оценки биологических систем называются биоиндикацией, а организмы или сообщества, связанные с определёнными факторами среды, именуются биоиндикаторами.

Биоиндикаторы - это биологические индикаторы (организмы), присутствие, количество или интенсивность развития которых служит показателем каких-либо естественных процессов или условий среды обитания, например присутствия или отсутствия некоторых веществ

Биоиндикационные методы позволяют вести контроль, давать оценку состояния природной среды, прогнозировать её изменения в условиях загрязнения, выделять зоны с различным уровнем загрязнения. Наиболее часто в качестве биоиндикаторов используются отдельные виды или сообщества растений. Использование растительности как индикатора условий среды называют фитоиндикацией. 

Методы биоиндикации оперативны, точны, пригодны для использования на больших территориях и дают возможность судить о степени воздействия техногенных загрязнений. Основой индикационного подхода является определение состояния одной системы по состоянию других, более доступных для изучения и измерения.

Биоиндикация, как способ изучения воздействия общества на среду, развивается весьма интенсивно. В экологических системах, подверженных воздействию любого загрязнения, происходят разнообразные изменения.

Основными требованиями к биоиндикаторам состояния среды являются следующие:

  • высокий уровень чувствительности к фактору или группе факторов;
  • малая скорость восстановления индикатора после воздействия;
  • зависимость состояния биоиндикатора от уровня действия фактора;
  • наличие легко определяемых морфологических изменений; оперативность обнаружения изменений индикаторов;
  • точность получаемых данных;
  • отсутствие необходимости применения сложных технических средств;
  • пригодность для использования на больших территориях.

Растительность является важнейшим компонентом биогеоценоза, обеспечивающим жизнедеятельность других биотических компонентов. Изменения растительности под действием различных факторов внешней среды влияют на состояние биогеоценоза в целом и, вследствие этого, могут использоваться в качестве диагностических признаков.

Фитоиндикация как одно из направлений биоиндикации сформировалась еще в XIX в. в связи с необходимостью решения практических задач для определения глубины залегания грунтовых вод, засоления, геохимических аномалий.

Фитоиндикация может осуществляться по ответной реакции растений у видов, наиболее чувствительных к отдельным ингредиентам, или по накоплению вредных веществ в теле растений. Поэтому среди растений выделяют биоиндикаторы с высокой чувствительностью к поллютантам и биоиндикаторы-накопители.

Успешное применение находят дикорастущие фитотесты в частности из семейства рясковых. Рясковые - самые мелкие цветковые растения, при благоприятных условиях размножаются круглогодично (преимущественно вегетативно). Интенсивность фототаксиса хлоропластов в листецах ряски, оцениваемая по изменению количества хлоропластов в эпистрофном положении, можно рассматривать как чувствительный показатель, свидетельствующий о степени загрязнения элементов водоёмов. Явление отрицательного фототаксиса и послужило основой метода фитотестирования (А.Г.Ломагин, Л.В.Ульянова,1993). Благодаря этим преимуществам ряску можно назвать ''экологической дрозофилой''. Ряска малая (Lemna minor L.) и ряска тройчатая (Lemna trisulcs L.), чувствительны к загрязнению воды, при содержании в ней до 10 мкг/мл ионов Ba, Cu, Mg, Fe, Co (С.Г.Галактионов, В.М.Юдин, 1980). На каждый загрязнитель у видов рясок проявляется специфическая реакция. На медь (0,1- 0,.25 мг/мл) - листецы реагируют полным рассоединением из групп и изменением окраски с зеленой на голубую; реакция проявляется через 4 часа после воздействия. На цинк (0,025мг/мл) реакция заключается в изменении окраски листеца : с насыщенно зеленой до бесцветной; где зелеными остаются только точки роста; барий(0,1-0,25 мг/мл) вызывает полное рассоединение листецов, отпадание корней и изменение окраски с зеленой на молочно-белую; кобальт (0,25-0,0025 мг/мл) - полную приостановку роста и потерю окраски (Н.Г.Малюга и др.,1996).

.

          Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающим их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.

       В некоторых случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал,  который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, ребята учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений.

Цель: Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной  познавательной, природоохранной деятельности детей, осуществление действенной заботы о себе через заботу, об окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии.

Развивающие: развитие у детей личного экологически-ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром

Воспитательные: формирование нравственной экологической позиции личности.

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, исследовательский.

Формы проведения:  исследовательская экскурсия, эксперимент.

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: учащиеся 2года обучения в объединении (возраст: 11-14 лет), согласно учебно-тематического плана.

Условия для его проведения: организация экскурсии к ближайшему водоёму, экспериментальная работа на базе Центра детского творчества.

Оборудование: блокнот, карандаш, сачок, баночки, иллюстрации, презентации, папка для гербария.

Методические советы на подготовительный период

ВИДЫ И ТИПОЛОГИЯ ЭКСКУРСИЙ.

  Экскурсии могут быть:

1)ботаническими

   2)общебиологическими

3)зоологическими

4)экологическими

5)комплексными

При планировании экскурсий педагог учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы педагог имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов; уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ.

            Экскурсии по местоположению в учебных курсов делят на вводные по курсу или по теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

            Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся, так чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями, которые  изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные  работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.  

           


ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ.

    Подготовка к экскурсии предусматривает выполнение следующих правил:

 1)Нужно четко определить задачи экскурсии. На занятии, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между обучающимися распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

 2)Нельзя вести экскурсию по неизвестной для педагога местности. За день-два до экскурсии он обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания-остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

 3)Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если педагог мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определить растений и животных. Такая предварительная работа поможет составить план проведения экскурсии.

 4)Дети должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии.

      Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить наблюдение. Предварительно педагог может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями проведения экскурсии.

       Для экскурсии педагог разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяются  следующие компоненты:

 1.Тема экскурсии, ее цели и задачи.

2.Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут-это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучение природных предметов и явлений.

 3.Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной и грузовой деятельности детей во время экскурсии.

 4.Вводная беседа по теме экскурсии  и распределение заданий (5-7мин.).

 5.Самостоятельная работа по заданиям (20 мин.).

 6.Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10-15 мин.).

7.Итоговая беседа по теме экскурсии (3-5мин.).

 8.Осмотр территории и приведение ее в порядок.

 9.Общее заключение по экскурсии (в природе).

 10.Обработки (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.


Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская (2003) схематически изобразили структуру экскурсии по ботанике.

   

   

Краткое ведение–

рассказ или беседа

Сезонное развитие   природы

Самостоятельная работа

            учащихся

Отчеты учащихся с

  демонстрацией

                                                                         собранного материала

                        Краски                                                              

                                   Запахи

                Звуки.

Дополнительное

    сообщение

      учителя

             

Болото                                         Заключительная

        Поле                                        обобщающая

                         Лес                

               беседа

                           Луг

Экскурсия не должна быть продолжительной и походить на занятие или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути, содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.

Экскурсия обычно начинается с ведением в проблему – рассказы или беседы. Затем педагог поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (20мин.). Задания могут быть общими для всей группы из двух – пяти школьников.

Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия – оставляет у учеников неизгладимые впечатления.

Во время самостоятельной работы педагог обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Педагог дополняет и обобщает сообщение детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции  (рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора). Педагог разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы.


Зеленые жители водоёма

 (экскурсия)

Цель: Привлечение внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды, популяризация бережного и внимательного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные: сформировать у воспитанников навыков работы с живым материалом, систематизировать полученные знания, знакомить с методикой ведения журнала - наблюдений.

Развивающие: развивать у воспитанников внимание, самостоятельность, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде, воспитывать интерес к учебе.

Оборудование: презентация, иллюстрации прибрежно-водных растений, баночка (0,5л), блокнот, карандаш, папка для сбора гербария.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Этот этап проводится в учебном кабинете.

-Сегодня наше занятие пройдет необычно. Мы отправимся к водоему, который располагается в лесу, и постараемся найти растение-хищник и растения-индикаторы.

С помощью собранного материала мы попытаемся выяснить с вами, чистоту водоема, в ходе дальнейшего эксперимента.

Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, проводиться инструктаж по техники безопасности: повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай  ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы; не подходи к воде близко.

Дети выходят на экскурсию.

2. Ход экскурсии:

Придя с детьми в лес, педагог предлагает детям вопросы и задания:

 - Дети подойдите ко мне и положите свои ладошки ко мне на ладонь. Ваши ручки это лучики, а моя ладонь это солнце. Посмотрите, какое веселое  у нас получилось солнышко.

 – Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой пейзажа.

– Что вы слышите?

– Какое у вас ощущение от весеннего леса?

– Какие стихи приходят вам на память?

– Какие водоемы мы можем встретить в лесу?

Наши зеленые друзья — растения — заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках, озёрах и прудах растут и размножаются очень интересные растения, которые за миллионы лет прекрасно приспособились к жизни в условиях водной среды.

Одни растения целиком погружены в воду, и над водной гладью у них выносятся только цветоносы. Другие более тесно связаны с воздушной средой или с почвой. Некоторые растения обитают на границе трех сред жизни: водной, наземной и воздушной.

Условия обитания растений в воде значительно отличаются от условий на суше, так как водная среда имеет свои особенности:

– высокая плотность воды по сравнению с плотностью воздуха;

– сквозь толщу воды проникает меньше света;

– сглаженный температурный режим, температура в период вегетации в среднем ниже, чем на суше;

– дефицит кислорода и углекислого газа;

– вода с растворенными питательными веществами окружает растения.

Растения приспосабливаются к водной среде и приобретают уникальные способности:

– отсутствие механических тканей, растения довольно хорошо поддерживаются водой, намного  более плотной, чем воздух, гибкость необходима растениям в условиях быстрого течения воды;

– развитие специальной воздухоносной ткани – аэренхимы, наличие большого числа крупных межклетников или целых воздухоносных полостей. Находящийся в них воздух поднимает листья растений к поверхности воды, где лучше условия освещения. Кроме того, эти полости служат резервуаром-накопителем кислорода в дневное время и углекислого газа в ночное;

– разнолистность – наличие на одном побеге листьев разной формы;

– слабое развитие проводящей ткани, связанное с отсутствием необходимости проводить растворы питательных веществ (тонкие, слаборазветвленные  корни выполняют только функцию прикрепления к субстрату);

– сильно развитая, рассеченная поверхность, наличие так называемых «листьев-жабр» – результат приспособления к поглощению воды и минеральных веществ всей поверхностью тела;

– устьица у погруженных растений отсутствуют, а у плавающих находятся на верхней стороне листа;

– в тонких, нежных листьях содержится большое число хлоропластов, богатых хлорофиллом, как у тенелюбивых растений, что связано с плохой проницаемостью воды для солнечных лучей.

Растения в водной среде распределяются по разному.

Пространственное распределение растительных сообществ в водоеме:

1.Береговые растения,

2.Растительность мелководий,

3.Высокорослые воздушно – водные растения,

4. Водные растения с плавающими листьями,

5.Погруженные в воду,

6.Фитопланктон.

Мы с вами сегодня познакомимся с прибрежно-водной растительностью (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Педагог демонстрирует растения детям, сообщая их название и особенности.

Чтобы лучше понять отличительные особенности мы с вами проведем эксперимент: Давайте немного притопим листья кувшинки и резко отпустим. Понаблюдайте: что происходит? Чем это можно объяснить?

Ответ детей: Листья всплывают за счет воздушных полостей.

Правильно. Давайте сделаем поперечный срез листа и проверим на практике так это или нет.

Педагог демонстрирует наличие полостей заполненных воздухом.

А теперь давайте аккуратно извлекаем растение кубышку из воды. Почему оно поникло? Отсутствием, какой ткани это можно объяснить? С чем связано отсутствие этой ткани?

Ответы детей: отсутствие механических тканей,  гибкость необходима растениям в условиях быстрого течения воды.

Дети давайте зачерпнем банкой воду и поместим туда растение пузырчатку в эту же банку поместим заранее пойманных дафний и циклопов, понаблюдайте как себя будет вести растение.

Ответьте на вопрос: чем питается пузырчатка?

Ответы детей.

- Педагог: Пузырчатка (демонстрация иллюстраций) — одно из интереснейших наших растений: оно насекомоядное. Каждый мелкий пузырек, находящийся на изящных подводных листочках — сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. Плавающие в воде микроскопические рачки (циклопы, дафнии), мелкие водные насекомые, водоросли, случайно прикасаясь к пузырьку, способствуют быстрому открыванию клапана. Миг... и жертвы пузырчатки оказываются внутри полости своеобразного «капкана». Выбраться из него они уже не смогут, а желёзки, расположенные на стенках пузырьков, поглотят «тела» жертв. Таким образом, пузырчатка получает те необходимые азотистые соединения, которых недостаточно в водной среде и которые так необходимы всем растениям, в том числе и водным.

Интереснейшими явлениями природы являются способность водоемов к самоочищению и установление в них так называемого биологического равновесия. Оно обеспечивается совокупной деятельностью населяющих их организмов: бактерий, водорослей и высших водных растений, различных беспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших природоохранительных задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.

Каждый водоем — это сложная живая система, где обитают растения, специфические организмы, в том числе и микроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают. Если в водоем попадают бактерии или химические примеси, то в условиях девственной природы процесс самоочищения протекает быстро и вода восстанавливает свою первозданную чистоту. Факторы самоочищения водоемов многочисленны и многообразны. Условно их можно разделить на три группы: физические, химические и биологические. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультрафиолетовое излучение солнца. Под влиянием этого излучения происходит обеззараживание воды. Эффект обеззараживания основан на прямом губительном воздействии ультрафиолетовых лучей на белковые коллоиды и ферменты протоплазмы микробных клеток. Ультрафиолетовое излучение может воздействовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы.

Из химических факторов самоочищения водоемов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Часто дают оценку самоочищения водоема по отношению к легко окисляемому органическому веществу (определяемому по биохимической потребности кислорода — ВПК) или по общему содержанию органических веществ (определяемому по химическому потреблению кислорода — ХПК.

В процессе самоочищения водоема участвуют водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Двустворчатые моллюски — постоянные обитатели водоемов — являются санитарами рек. Пропуская через себя воду, они отфильтровывают взвешенные частицы. Мельчайшие животные и растения, а также органические остатки поступают в пищеварительную систему, несъедобные вещества оседают на слое слизи, покрывающем поверхность мантии двустворчатых. Слизь по мере загрязнения перемещается к концу раковины и выбрасывается в воду. Комочки ее представляют собой комплексный концентрат для питания микроорганизмов. Они и завершают цепь биологической очистки вод.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем. В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского хозяйства в пресной воде со всей остротой встает проблема сохранения существующих водных ресурсов.

Ребята как вы думает при помощи,  какого растения можно узнать, загрязнен водоем или нет (Варианты ответов детей).

Рясковым, как и всем растениям, для активного роста и размножения нужны свет и органические вещества, растворённые в воде. Таким образом, по количеству рясковых на единицу площади зеркала водоёма и по состоянию этих особей можно составить довольно точную картину уровня загрязнения всего водоёма органическими веществами (по количеству особей), вредными химическими соединениями и веществами (по состоянию особей - количеству листецов, повреждениями на них). Такой способ фитоиндикации реки довольно точен, и может быть использован для подтверждения результатов, полученных другими методами.

Способ фитоиндикации наиболее прост и удобен. Ряска всегда есть у самого берега, и её можно собирать сачком или зачерпнуть банкой (выполняется одним человеком). Правда, подсчёт количества особей, листецов и повреждений на них довольно утомителен:  надо пересчитать и внимательно осмотреть  особей. Мы возьмем три пробы воды с ряской литровой банкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Подсчет осмотр растений проведем на следующем занятие в кабинете.

3.  Итоги занятия (этот этап проводится в учебном кабинете)

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой подводятся итоги занятия:

- Ребята сегодня у нас было интересное путешествие. Если вам понравилось, изобразите солнышко при помощи ладошек, если нет - просто присядьте.

  • Что мы сегодня наблюдали?
  • Что нового узнали?
  • Где были на экскурсии?
  • Какие особенности отличают растения водоёмов от других растений?

4. Домашнее задание

Педагог просит детей дома подготовить доклады о водно-прибрежных растениях, которые может человек использовать в быту, а которые нет.

Литература

  1. Большая Советская  Энциклопедия. Научное изд-во: Большая Советская Энциклопедия.-2002г.-3-CD
  2. Галактионов, С. Г. Водоросли сигнализируют об опасности. /С.Г. Галактионов, В.М. Юдин. Минск. -1980. -144 с.
  3. Голубовская, Э. К. Биологические основы очистки воды./ Э.К. Голубовская.- М.: Высшая школа, -1978.-350 с.
  4. Красная книга Брянской области (растения). – Брянск, 2004.
  5. Ломагин А.Г. Новый тест на загрязненность воды с использованием ряски Lemnaminor / А.Г. Ломагин, Л.В. Ульянова // Физиология растений. - 1993. - №2. - С.327-328.
  6. Летняя полевая практика по ботанике / М.А.Гуленкова, А.А. Красникова. – М.: «Просвещение», 1976. – 224 с.
  7. Макаренко Г.Л., Шадрина Н.И. Методы исследования природных объектов. Лабораторный практикум. Тверь, 2005. 41 с
  8. Малюга Н.Г. Биоиндикация загрязнения воды тяжелыми металлами с помощью представителей семейства рясковых Lemnaceae / Н.Г. Малюга, Л.В. Цаценко, Л.Х. Аветянц // Экологические проблемы.-1996. - № 6. - С.153-155.
  9. Якушкина Н. И. Физиология растений. - М., 1993.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Десять заповедей экскурсионного дела».

По проведению экскурсий Б.Е. Райков (1920) дал ряд полезных советов.

  1. Помнить что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
  2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
  3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  5. Избегай длинных объяснений.
  6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Экскурсии имеют огромное значение и для самого педагога. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведения экскурсии в природу с детьми для педагога всегда будет проблематично, а это значит, что дети не получат должного биологического образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

В тихих речных заводях, в прудах и озерах на поверхности воды часто можно увидеть небольшие листья. Округлые, сердцевидно вырезанные у основания, они напоминают уменьшенные в несколько раз листья кувшинки. Это листья водокраса. Вниз от укороченного стебля отходят многочисленные мясистые корни с воздушными полостями. Благодаря такому строению корней растение плавает.

Водокрас не случайно получил свое название. Во время цветения он действительно украшает водоем. Небольшие изящные цветки с тремя белыми лепестками, ярко-желтыми пестиками и тычинками прекрасно гармонируют с темной поверхностью стоячих вод. На одних растениях водокраса находятся пестичные цветки, на других — тычиночные. Такие растения, как мы уже говорили, называют двудомными. Плоды у водокраса развиваются редко; растение размножается в основном вегетативно. От укороченного стебля, как «усы» у земляники, отходят боковые побеги, на которых вырастают розетки молодых растений. К осени у водокраса появляются другие побеги: тонкие, с крупными почками на концах. Почки опадают на дно водоема и там зимуют. Весной в них образуются воздушные полости, и почки поднимаются на поверхность воды. Они дают жизнь новым растениям. Зимующие почки водокраса покрыты слизистой оболочкой. Они приклеиваются к лапкам птиц, меху водных млекопитающих. Так животные переселяют из водоема в водоем это симпатичное растение.

Кубышка — обычное водное растение. Обитает в водоемах со спокойной водой: в озерах, прудах, реках с медленным течением. От сильно развитого корневища отрастают крупные листья с длинными, трехгранными черенками. Цветки правильные, довольно крупные, желтые, состоят из многочисленных узких лепестков и большого числа тычинок. Кубышка зацветает в конце мая и цветёт всё лето.

Кубышка жёлтая, как и кувшинка, является обитателем трех сред: почвы — в ней на дне водоема укрепляются корни; воды — почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздухом. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху — окружает воздух. Цветки развиваются и цветут над водой. Черешки листьев и цветоносы у кубышек имеют разную длину в зависимости от толщи воды: чем глубже водоём, тем они длиннее.

Узкие жёлтые лепестки в цветках кубышки имеют медовые ямки на внешних сторонах — на «спинках». К медовым ямкам слетаются мухи и жуки, с помощью которых происходит опыление. Семена распространяются с потоками воды. Многие водоплавающие птицы, питаясь семенами, также способствуют их распространению. В тех водоемах, где нет загрязнений и кубышки хорошо разрастаются, находят свою пищу, поедая корневища и листья кубышек, бобры, выдры, водяные крысы. Лоси, набредая на такие водоемы, тоже лакомятся сочными корневищами. Корневища с корнями перезимовывают, и весной на поверхности водоёмов снова развертываются красивые листья и цветки кубышек.

Кувшинка изредка встречается в проточных водах заливов и заводях рек, в старицах, прудах и озерах. Мощное корневище снабжено крепкими придаточными корнями. Сидящие на длинных черешках темно-зеленые овальные листья плавают на воде. Крупные белые цветки состоят из многих лепестков и четырех зелёных чашелистиков; много тычинок, и среди них выделяется лучистое, многораздельное рыльце. Размножается с помощью семян.

Кувшинка чистобелая, или белоснежная (Белая лилия) — это одно из самых красивых растений с очень крупными снежно-белыми цветками (цветки в диаметре 6-12 см). Этому цветку посвящено много поэтических произведений, легенд. По одной из легенд, прелестная нимфа превратилась в белый цветок кувшинки.

Цветки чистобелой кувшинки каждое утро всплывают на поверхность и раскрываются около 7 часов, а вечером закрываются и уходят под воду. После опыления начинает развиваться многосеменной мясистый плод под водой, так как цветоножка, спирально закручиваясь, погружается в воду. После разрушения зрелых плодов черные семена кувшинки всплывают на поверхность воды, имея особое покрывало, наполненное воздухом. Семена подхватываются потоками воды, их могут проглотить птицы, рыбы, тем самым помогая их распространению.

Многие животные (бобры, ондатры и даже лоси) питаются мясистыми листьями и корневищами кувшинок.

Рдесты — многолетние водные растения. В грунте у них развивается длинное корневище. Оно перезимовывает, а весной из зимующих почек отрастают удлиненные побеги. Отдельные побеги или их части могут отрываться и свободно плавать в воде, продолжая свое развитие. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые, рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру. Отмершие побеги падают на дно. Разлагаясь, они превращаются в плодородный ил.

Рдест плавающий — обычное растение озёр, прудов, речек. Предпочитает медленно текущую воду. Колосовидное соцветие зеленоватое, возвышается над водой, цветет в июне-августе.

У рдеста блестящего крупные, до 15 сантиметров листья. Они ярко-зеленого цвета, блестящие, слегка волнистые по краю. Все растение погружено в воду, лишь соцветие во время цветения поднимается над поверхностью водоема, где опыляется при помощи ветра. Этот вид предпочитает проточную воду, его чаще можно встретить в реках, чем в прудах.

В зависимости от условий обитания, в основном от глубины водоема, стрелолист развивает листья трех различных форм. На берегу или на мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. Такие мелководные стрелолисты обычно в июле зацветают. На трехгранном цветоносе «этажами» расположены мутовки с тремя цветками. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Опыляют цветки насекомые, летающие над водой. У растения, поселившегося на глубине, листья желто-зеленые, полупрозрачные, похожие на узкие шелковые ленточки. Растения с такими листьями никогда не цветут. Иногда у стрелолиста появляются плавающие листья округлой формы со стреловидным основанием и с длинными черешками. Листья всех трех видов сразу на одном растении почти не встречаются. К осени образуются плоды стрелолиста, которые хорошо плавают благодаря находящемуся в них воздуху. Они переносятся течением и ветром на большие расстояния. На концах подземных побегов стрелолиста есть клубеньки, богатые крахмалом. Они съедобны. В странах Юго-Восточной Азии выращивают стрелолист ради вкусных клубеньков. Не ищите клубеньки стрелолиста летом, не рвите зря красивое растение! Клубеньки бывают только ранней весной и поздней осенью. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы. Берегите это полезное растение

Сусак зонтичный — типичный обитатель прибрежной зоны водоемов со стоячей или медленно текущей водой. Длинные линейные трехгранные листья растения собраны в розетку вокруг безлистного стебля, увенчанного соцветием-зонтиком. Цветущие стебли могут достигать высоты в полтора метра. У сусака мощное горизонтальное корневище, от которого отходят придаточные корни. Цветение сусака длится с июня до августа. Растение подлежит охране!

Это высокое и красивое растение можно встретить не только на мелководье озер, прудов, рек, но и на болотистых лугах, где все лето не высыхает почва, а в понижениях стоит вода. Иногда попадаются довольно большие заросли сусака.

В соцветии сусака может быть более двух десятков цветков, причем распускаются они не одновременно. В каждом зонтике есть и бутоны, и только что раскрывшиеся, и уже увядшие цветки. В крупном красивом цветке шесть листочков околоцветника. Три внутренних листочка бледно-розовые, с тонкими малиновыми жилками, три внешних — красновато-зеленоватые с фиолетовым оттенком. В центре цветка ярко-малиновые пестики и тычинки. В плодах сусака много воздушных полостей, благодаря которым они не тонут, а скользят по поверхности водоема. Так сусак расселяется на новые места. Корневища сусака содержат крахмал и белок. В старину, когда заросли этого ценного растения встречались чаще, чем в наши дни, из корневищ делали муку.

Рогоз — обитатель прибрежных вод различных водоемов, канав, окраин болот. От его мощных длинных корневищ отходят вверх цилиндрические стебли с длинными широколинейными листьями и своеобразными соцветиями — початками. Цветет рогоз в июле. К осени созревают плоды, окруженные волосками — пушинками.Потом початок «расползается», и плоды уносятся ветром. Рогоз часто неправильно называют камышом.

Рогоз широколистный широко распространен и в жаркой, и в умеренной зонах, доходит он до Полярного круга. Прямостоячий цветущий побег рогоза достигает высоты до 2 метров. Листья обычно возвышаются над соцветием. На поперечном срезе листа хорошо заметны воздушные каналы. Они дают возможность рогозу жить «по колено» в воде. Початки рогоза достигают длины до 30 сантиметров. В цветках нет ни лепестков, ни чашелистиков, вместо них тонкие волоски. Благодаря этим волоскам мелкие плоды рогоза несколько дней гонятся ветром по поверхности воды. Когда волоски намокнут, плоды падают на дно водоема, где и прорастают.

В корневищах рогоза много крахмала, они съедобны. Листья, а особенно «пух» зрелых початков используют как упаковочный материал. «Пухом» набивают подушки, матрацы. Из стеблей и листьев рогоза плетут циновки, корзины и даже обувь: легкие домашние тапочки. Как и тростник, рогоз пригоден для кровель и топлива.

Камыш озерный растет в воде по заболоченным берегам. У него полое ползучее корневище. Толстый цилиндрический стебель поднимается на высоту 1,5-2 метра. На верхушке стебля коричневые колоски, собранные в метелку. Несколько коротких жестких листьев расположены в нижней части стебля. Обычно их основания погружены в воду.

Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем. Представьте себе такую двухметровую живую изгородь! Ветер колышет раскидистые соцветия и переносит пыльцу с одних растений на другие.Благодаря быстрому росту корневищ камыш успешно заселяет стоячие водоемы. Его заросли уменьшают загрязненность воды.

В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба.

Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы.

У камыша озерного есть родной братец — камыш лесной. Его нетрудно отличить по лиственному стеблю, несколько трехгранному в сечении. У камыша озерного стебель голый, круглый в сечении.

Ежеголовники растут по топким берегам рек, прудов, на болотах. Чаще всего встречаются ежеголовник простой и ежеголовник ветвистый. У первого из них простой, не ветвистый стебель высотой 30-60 сантиметров, на котором расположены шарики-соцветия. Стебель ежеголовника ветвистого более мощный, высотой до полутора метров, с шариками-соцветиями на каждой веточке.

Растение не зря назвали ежеголовником. Шарики-соплодия напоминают свернувшихся в клубочки ежей. Головчатые соцветия этих растений состоят из множества мелких невзрачных цветков. В цветках вместо лепестков по три зеленоватых чешуйки. Тычиночные головки маленькие, желтые, пушистые. Более крупные зеленоватые пестичные головки расположены под тычиночными.

Плоды ежеголовников насыщены воздухом, они, как поплавки, держатся на поверхности воды. Ветер гонит легкие плоды по водоему, пока они не пристанут к какому-нибудь илистому берегу, где прорастут.

Листья ежеголовников не такие прочные, как, например, листья рогоза или тростника. Но ежеголовники обычно поселяются среди зарослей других водных растений, защищающих нежные листья от порывов ветра. На поперечном срезе листьев ежеголовника хорошо заметны воздушные камеры.

У ежеголовников ползучее корневище и два типа корней. Одними он крепко держится за дно, а другие распространяются в толще воды и поглощают из нее питательные вещества.

В России несколько видов, все водные. Наиболее распространена пузырчатка обыкновенная - свободно плавающее растение.

Собранные в розетку при основании цветоноса побеги обычно несут на себе многократно рассеченные на нитевидные сегменты зеленые листья. На листьях находятся ловчие пузырьки, из-за которых этот род получил свое название (латинское слово "utricula" переводится как "мешочек", "пузырек").

Молодые пузырьки бледно-зеленоватые, косо-яйцевидные или шаровидные, у разных видов они имеют размеры от 2 до 5 мм. В пузырьке имеется "ротовое отверстие", герметично закрытое клапаном открывающемся только внутрь, при основании которого находятся длинные разветвленные волоски, "антенны". На наружной стороне клапана имеются желёзки, выделяющие клейкое вещество и сахар и тем самым заманивающие в это опасное место мелких водных животных, а ткань самого пузырька способна удалять из него воду, создавая внутри разрежение. Когда неосторожное животное касается "антенны", она срабатывает как спусковой крючок: клапан срывается с "боевого взвода", резко отгибается внутрь пузырька, и жертва оказываются в ловушке, потому что при выравнивании давления клапан возвращается в исходное положение. На внутренней поверхности пузырька имеются желёзки, выделяющие пищеварительные ферменты, а после срабатывания пузырька вновь запускается механизм откачки воды. Через некоторое время пузырек вновь становится на "боевой взвод", а от бедной жертвы в лучшем случае остается только хитиновая шкурка. В высококормных местах старые пузырьки имеют почти черный цвет из-за останков животных, погибших в их полости.

Осенью, как и большинство других наших плавающих растений, пузырчатки образуют специальные выводковые почки (турионы), которые позволяют им перезимовать на дне водоема и служат для вегетативного размножения.

Листья пузырчатки полностью скрыты водой, над её поверхностью возвышается только рыхлая кисть из довольно мелких цветков с оранжево-жёлтым двугубым венчиком со шпорцем, содержащим нектар.

Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Ее безлистные маленькие стебли похожи на листочки ланцетовидной формы; от каждого такого стебелька отходит один корешок. Очень редко появляются цветки в мае-июне.

Многокоренник встречается не очень часто в тех же водоемах, где обильно разрастаются два вида рясок. От нижней стороны каждого стебелька, имеющего округло-яйцевидную форму, отходит пучок красноватых или белых корешков. Цветет редко в мае-июне.

Ряски и многокоренник относятся к одному семейству — Рясковые. Все три вида этих растений имеют большое сходство. В естественных водоёмах ряски и многокоренник цветут редко. Цветки имеют простое строение: тычиночные состоят только из одной тычинки, а пестичные имеют один пестик; ни лепестков, ни чашелистиков в таких цветках нет. Ряски и многокоренник размножаются в основном вегетативно и очень быстро. Каждый стебелек, похожий на маленький листочек, отпочковывает от себя довольно быстро новые и новые части стебельков, которые, имея ещё связь с основными стебельками, дают начало новым молодым растениям.

У рясок стеблевые пластинки зелёные, а у многокоренника верхняя сторона темно-зелёного цвета, с хорошо заметными дугообразными жилками, а нижняя сторона, погруженная в воду, фиолетово-пурпурная.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Правило сбора проб рясковых

1.Сбор материала следует производить в бухточках с замедленным течением.

2. Сачком зачерпнуть воду из бухточки.

3. Полученные пробы разложить на какую-либо плоскость для удобства подсчёта.

4. Разбор взятых проб производят следующим образом: пробу (или часть пробы), содержащую 200 растений, разделяют по видам, пользуясь определителем  (см. ниже), затем производят подсчеты для определения качества воды, используя самый массовый вид.

 Определитель рясковых

1. Корней несколько (если корни не развиты, материнский листец крупный – 5-10 мм)

     -Многокоренник обыкновенный (Spirodela polyrhiza)

а) корень один - см. пункт 2.

2. Листец вытянутый, на верхушке заострённый – Ряска тройчатая (Lemna trisilka)

а) листец округлый – см. пункт 3.

3. С нижней стороны листеца отчётливо выраженное вздутие – Ряска горбатая (Gibba)

а) вздутия на нижней стороне нет – Ряска малая (Lemna minor).

После разбора пробы по видам проводится подсчёт:

1.Число особей каждого вида (одно растение – материнский листец с прикреплёнными к нему детками, если есть).

2.Общее число листецов (суммарное количество материнских щитков и деток) наиболее массового вида.

3.Число листецов с повреждениями (чёрные и бурые пятна – некроз, пожелтение – хлороз), количество и размер пятен не учитывается. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок технологии "Лесные жители"

Тема: Аппликация из резаных ниток «Лесные жители»Цели: - познакомить детей с правилами приёма приклеивания ниток на картонную основу;- формировать эстетически развитую, нравственно адаптированную личн...

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа....

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...