Окружающий мир "Тела, вещества, частицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Гасанова Милана Янушевна

Конспект по окружающему миру 3 класс "Тела, вещества, частицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_telaveshchestva_chastitsy.docx52.76 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «в»

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Тела, вещества, частицы

Тип: общеметодологической направленности

Цель: создание условий для формирования представлений о телах, веществах, частицах.

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить с целями и задачами раздела;
  1. Познакомить с телами и их составом;
  2. Формировать умение различать тела, вещества, частицы;
  3. Научиться описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Развивающие:

Развивать умения:

  1. Понимать учебные задачи раздела и данного урока;
  2. Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
  3. Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  4. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта;
  5. Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку;
  6. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Представление о телах и их состава;
  2. Умение различать тела, вещества, частицы;
  3. Умение описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы;

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение понимать учебные задачи раздела и данного урока;
  2. Умение характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»

 Регулятивные:

  1. Умение ставить учебную задачу;
  2. Умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
  3. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  2. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  

Оборудование: учебники окружающий мир 3 класс Плешаков А.А., рабочие тетради, электронное приложение к учебнику 3 класс, слайды презентации, сигнальные карточки.

План

1. Этап мотивации

1.1 Приветствие

1.2 Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1 Знакомство с разделом «Эта удивительная природа»

4.2 Определение темы урока

4.3 Определение цели и задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Распределение предметов на тела, вещества, частицы.

5.2 Что такое «тела»?

  1. Работа с учебником стр. 36 «Тела»

5.2.2.   Работа с карточками

5.3. Что такое «вещества»?

5.3.1 Работа с учебником на стр.37 «Вещества»

5.3.2. Работа с карточками

5.4. Что такое «частицы»?

5.4.1 Работа с учебником стр. 38 «частицы»

5.4.2. Работа с карточкам

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Определение искусственных и естественных тел

6.2. Примеры искусственных и естественных тел

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

9. Этап рефлексии учебной деятельности

10. Домашнее задание

Рабочая тетрадь

 Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД 

 1.1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милана Янушевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

-Я попрошу, тихо сесть девочек и ещё тише сесть мальчиков.

1.2. Эмоциональный заряд

- Ребята, сейчас я предлагаю вам составить формулу успеха.

…+…= успех.

-Ребята, какими мы должны быть, чтобы достигнуть успеха?

(активными и старательными)

-Я предлагаю вам, придерживаться этой формулы на протяжении всего урока.

Анализируют готовность

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

 - Ребята, так как, вы закончили раздел «Как устроен мир» и сегодня мы перейдём к новому разделу, то я предлагаю вам  поиграть в игру «лови ошибку», я буду говорить определение и если она верное, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то поднимаете руку и исправляете меня.

  1. Биология- это наука изучающая внутренний мир человека.(-)

-Почему вы не верите?

-Совершенно верно, биология-это наука изучающая живую природу.

  1. Память, помогает нам запоминать информацию. (+)
  2. Семья-маленькая часть общества. (+)
  3. Флаг, гимн и герб не являются символами государства. (-)

-Почему вы не верите?

-Совершенно верно, флаг, гимн и герб являются символами государства.

  1. Бактерии- это крошечные организмы. (+)

-Совершенно верно, молодцы.

Мыслительная деятельная

Лови ошибку

Индивидуальная

Презентация

Самооценивание

Взаимооценивание

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

        

-Ребята, вы закончили раздел «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об  окружающей среде и экологических связях. Но все ли вы уже знаете об устройстве мира?

-Ребята, посмотрите, пред вами два объекта (стакан с пресной водой и со сладкой). Я предлагаю их сравнить. Что значит сравнить?

-То есть найти сходства  и  различия.

-Как мы можем сравнить эти предметы?

-Верно, можем сравнить при помощи наблюдения за этими предметами.

-Чем похожи эти предметы?

-А что их отличает?

-Ребята,  в одном стакане находится пресная вода, а во втором сладкая. То есть я в неё добавила сахар.

-Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

-Ответим на эти вопросы в конце урока.

Мыслительная

деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Занимательный материал

Фронтальная

Наглядна материал

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.2, П.1

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Знакомство с разделом «Эта удивительная природа»

-Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

-Откройте учебник на стр. 35. Давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

4.2. Определение темы урока.

-Ребята, а кто мне скажет, как будет звучать тема урока?

-Совершенно верно, тема урока «Тела, вещества, частицы»

4.3. Определение цели и задач урока.

 - Какую цель вы перед собой поставите? (узнать, что такое тела, вещества и частицы).

-А что мы будем делать для того, чтобы достичь цели урок?

-Совершенно верно, мы будем работать с учебником, выполнять упражнения, работать в рабочий тетради.

 

Определяют тему урока

Определяют цели и задачи урока

Беседа

Работа по учебнику

Фронтальная

Наблюдение

Фронтальный опрос

Самоконтроль

П.1, П.2

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.2 Что такое «тела»?

5.3. Что такое «вещества»?

5.4. Что такое «Частицы»?

5.1. Распределение предметов на тела, вещества, частицы.

-Ребята, посмотрите, перед вами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) 

-Верно, воспользуйтесь своими знаниями и опытом и распределите предметы по трём группам. Работаем в парах. Выполняйте задание карандашом.

 Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, вода

тела

вещества

частицы

-Давайте проверим, какие предметы вы определили в столбик «тела».

-Как я вижу, у всех разные ответы.

- Каким способом мы можем проверить правильность составленного списка?

5.2.1 Работа с учебником стр. 36 «Тела»

- Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36  и проверить свои предположения.

-Прочитайте про себя раздел «Тела».

-Что такое тела? (любой предмет)

 - Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

- Почему? (Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания)

- Что еще узнали про тела из текста?

( Бывают искусственными и природными._

- Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

-Совершенно верно, любой предмет или живое существо можно назвать телом. Планеты, солнце, луна, тоже тело. Их называют небесными телами.

-Как вы и сказали, все тела делятся на две группы: естественные и искусственные. Естественные тела-это природные тела(растения, животные, птицы).

Искуственные тела - это тела созданные руками человека.(дома, мосты, книги, машины).

  1. Работа с карточками

-Ребята, мы узнали с вами, что такое тела и сейчас я предлагаю вам исправить первый столбец в ваших карточках. Какие предметы мы отнесём в первый столбец?

-облако, стол, кошка, берёза, луна, ваза.

 -Давайте подведём итог, что же такое тело?

-На какие две группы разделяют тела?

5.3.1  работа с учебником на стр.37 «Вещества»

-А сейчас я предлагаю вам проверить второй столбец и чтобы узнать, верно вы выполнили или нет, прочитайте про себя текст под на стр.37 под названием «вещества».

-Кто мне скажет, что такое вещество?

(то, из чего состоит тело)

-А на какие 3 группы делятся вещества?

(газообразные, жидкие, твердые)

-Между частицами есть промежутки, в твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие. Частицы плотно прижаты друг к другу. Поэтому твёрдые тела сохраняют форму.

-В жидких веществах промежутки немного больше, поэтому молекулы могут перемещаться, поэтому жидкости текучи.

-В газообразных веществах самые большие промежутки. У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы газа свободны и быстрее движутся.

-Совершенно верно, все тела состоят из веществ.

-Например сахар-это вещество, а кусок сахара-это уже тело. Стекло-это вещество, а стакан- уже тело.

-Из одного вещества можно сделать разные тела. Например, из пластмассы: линейку, пластмассовый стаканчик, бутылки. Есть тела, которые образованы небольшим количеством веществ: карандаши, ножницы. Есть тела, которые образованы многими веществами. Например: растения состоят из воды,сахара, соли, крахмала, и другие веществ. Очень сложный состав имеют живые тела.

-Как вы и сказали, вещества тоже делятся на группы: твёрдые, жидкие и газообразные.

5.3.2. Работа с карточками

-Ребята, мы узнали с вами, что такое вещества и сейчас я предлагаю вам исправить второй столбец в ваших карточках. Какие предметы мы отнесём во второй столбец?

-соль, железо, стекло, вода

 -Давайте подведём итог, что же такое вещество?

-На какие три группы разделяют вещества?

  1. Работа с учебником стр. 38 «частицы»

-А сейчас я предлагаю вам проверить третий столбец и чтобы узнать, верно вы выполнили или нет прочитайте про себя текст под на стр.38 под названием «частицы».

-Учёные установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны, только под микроскопом. Чтобы убедиться в этом, давайте вернёмся к опыту, с которого мы начали урок. Возьмём тело состоящие из одного вещества, например, кусочек сахара. Опустим его в стакан с водой и хорошо помешаем. Сначала сахар будет виден и постепенно станет исчезать. И если мы попробуем воду на вкус, то убедимся, что она сладкая. Значит, сахар не исчез, а остался в стакане, а мы его не видим, потому что он распался на маленькие невидимые нашему глазу частицы из которых он состоял. Частицы сахара перемешались с частицами воды, и поэтому воды стала сладкой на вкус.

-Мельчайшую частицу вещества учёные назвали молекулой, а каждая молекула состоит из ещё меньших частиц, их называют атомами. Молекулы и атомы разных веществ отличаются друг с другом формами и размерами. И эти мельчайшие частицы постоянно движутся.

5.4.2. Работа с карточками

-Ребята, мы узнали с вами, что такое частицы и сейчас я предлагаю вам исправить третий столбец в ваших карточках. Какие предметы мы отнесём в третий столбец?

-молекула, атом.

 -Давайте подведём итог, что же такое частицы?

5.5. Работа с рубрикой «Проверь себя»

-Что называют телами? Приведите примеры.

-Что такое вещества? Приведите примеры.

-Из чего состоят вещества?

-Что вы можете рассказать о частицах?

Работают с карточками

Читают

Выполняют задания в карточках

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя

Выполняют задания в карточках

Формулируют определение план

Работа с учебником

Беседа

Работа в парах

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Презентация

Презентация

Работа с доской

Презентация

Работа с доской

Наблюдение

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2,

К.1, К.2

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

Л1

Л2

Л1

Л2

Л1

Л2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 6.1. Определение искусственных и естественных тел

-а сейчас, давайте закрепим полученные знания и выполним упражнения в рабочей тетради.  Откройте рабочую тетрадь на стр. 23. Найдите упражнение 1.

-Ребята, в таблице вам даны естественные тела и искусственные.

-Давайте же повторим, какие тела называют естественными? Искусственными?

-Вы должны закрасить кружок зеленым цветом, если тела естественные и синим, если искусственные.

-Давайте разберём первую строчку вместе. Какие тела изображены? Значит, каким цветом закрасим?

-Остальные 2 строчки делаете самостоятельно.

-Давайте проверим…

6.2. Примеры искусственных и естественных тел.

-А сейчас давайте выполним упражнение 2. Давайте вспомним, что же такое искусственные тела? Естественные тела?

-А сейчас запишите 3 примера искусственных тел и естественных. После чего проверим все вместе.

-Давайте проверим…

-Ребята, как вы думаете, с какой целью мы выполняли эти задания?

Мыслительная

Деятельность

Отвечают на вопросы

Фронтальный

Фронтальный опрос

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Ребята, я предлагаю сформировать вам группы.   Посмотрите, на партах у вас лежит пластилин.

-Давайте попробуем смоделировать расположение  частиц в твердом веществе.

-Давайте вспомним, как расположены частицы в твердом состоянии?

-Ребята, не забывайте, что вы работаете в парах.

-Приступайте к моделированию, после чего сравним с эталоном.

 -Давайте попробуем смоделировать расположение  частиц в жидком веществе.

-Давайте вспомним, как расположены частицы в жидком состоянии?

-Ребята, не забывайте, что вы работаете в парах.

-Приступайте к моделированию, после чего сравним с эталоном.

-Давайте попробуем смоделировать расположение  частиц в жидком веществе.

-Давайте вспомним, как расположены частицы в жидком состоянии?

-Ребята, не забывайте, что вы работаете в группе.

-Приступайте к моделированию, после чего сравним с эталоном.

Мыслительная

Выполняют в группах

Беседа

Упражнение

Индивидуальная

Рабочая тетрадь

Наблюдение

П.1,

 П.2,

П.3

П.1, К.1,

Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Ребята, давайте же вспомним:

– Что называется телом? Какие они бывают?

–Что такое вещество? Какими они бывают по агрегатному состоянию?

– Из чего состоят вещества?

– Что можете рассказать о частицах?

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Беседа

Фронтальная

парная

Презентация

Учебник

 

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

П.3

П2

П3

Р.2, К.1, П.2

Л.2

Л1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

-Сейчас я предлагаю вернуться к нашей формуле успеха и оценить свою работу.

 - Оцените свои достижения на уроке , при помощи красного(если вам ничего не было понятно), зеленого(если вам было всё понятно)  кружков:

- Спасибо.

Оценивают свои достижени

Прием «Светофор»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

П.3

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Какое домашнее задание вы себе запишите?  А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным?

- Предложенное домашнее задание показать на слайде.  

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тела, вещества, частицы.

Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...

Разработка урока "Тела, вещества, частицы"

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...

Тест «Тела, вещества, частицы».

Данный тест позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест создан по новому образовательному стандарту Е.М.Тихомирова....

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»

Тест «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ»...