Рабочая Программа по Окружающему Миру 4 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Программа соответствует ФГОС, с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                                   Директор МБОУ «МСОШ»

от «     » августа 2021  г.                                                               Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                             Пр. № ___

Э.Ж.Самбилова                                                                             от «    »  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «   » августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

Класс: 4

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна

Срок действия рабочей программы: 2021- 2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 1-4 классов.
  6. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа ориентирована на использование УМК:

- Программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова. Окружающий мир. 1-4 классы (2018), руководитель проекта «Школа России» А.А. Плешаков

-А.А. Плешаков. Окружающий мир: Учебник 4 класс: в 2-х частях – М.: «Просвещение», 2015.

-А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 4 класс: в 2 частях – М.: «Просвещение», 2021.

           Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом.

Целями изучения окружающего мира в начальной школе являются:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Данная программа также ориентирована на изучение вопросов финансовой грамотности, в содержание программы включены тему, направленные на формирование финансовой грамотности обучающихся: «Учимся составлять семейный бюджет», «Откуда в семье берутся деньги».

Настоящая программа разработана на 68 часов (2 часа в неделю).               

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

9

2.

Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

10

3

Родной край – часть большой страны.

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

15

4

Страницы всемирной истории .

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.

5

5

Страницы истории Отечества.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

20

6

Современная Россия.

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

9

Всего

68

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

Мир глазами астронома.

1ч.

Работа по теме, закрепление изученного, тесты. Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. Воспроизводить  представление о природе и ее значении в жизни человека

1 неделя

2

Планеты солнечной системы.

1ч.

 Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

1 неделя

3

Звездное небо-Великая книга Природы.

1ч.

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

2 неделя

4

Мир глазами географа.

1ч.

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

2 неделя

5

Мир глазами историка.

1 ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

3 неделя

6

Когда и где? История – путешествие вглубь времен

1 ч.

Участвовать в групповой работе по поиску информации 

3 неделя

7

Мир глазами эколога.

1 ч.

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

4 неделя

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1ч.

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи,  принимать и сохранять  осознавать границы собственных знаний о природе,

4 неделя

9

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

5 неделя

10

Равнины и горы России

1ч.

Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

5 неделя

11

Моря, озера и реки России.

1ч.

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

6 неделя

12

Природные зоны России

1ч.

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

6 неделя

13

Зона арктических пустынь.

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения.

7 неделя

14

Тундра.

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о тундре и обсуждать полученные сведения.

7 неделя

15

Леса России

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о лесах России обсуждать полученные сведения.

8 неделя

16

Лес и человек.

1ч.

Сравнивать и различать разные формы лесов.

8 неделя

17

Зона степей

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне степей и обсуждать полученные сведения.

9 неделя

18

Пустыни

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения.

9 неделя

19

У Черного
моря.

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет)  о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения.

10 неделя

20

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

10 неделя

21

Наш край

1ч.

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион.

11 неделя

22

Поверхность нашего края

1ч.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

11 неделя

23

Водные богатства нашего края

1ч.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности.

12 неделя

24

Наши подземные богатства

1ч.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

12 неделя

25

Земля-кормилица

1ч.

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края.

13 неделя

26

Жизнь леса.

1ч.

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

13 неделя

27

Жизнь луга

1ч.

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

14 неделя

28

Жизнь в пресных
водоемах

1ч.

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

14 неделя

29

Растениеводство
в нашем крае.

1ч.

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о растениеводстве нашего края

15 неделя

30

Животноводство в нашем крае

1ч.

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о животноводстве нашего края

15 неделя

31

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.

1ч.

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

16 неделя

32

Наши проекты. Откуда в семье берутся деньги

1ч.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

16 неделя

33

Начало истории человечества

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

17 неделя

34

Мир древности: далекий
и близкий

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

17 неделя

35

Средние века: время рыцарей и замков

1ч.

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа.

18 неделя

36

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

18 неделя

37

Новейшее время: история продолжается сегодня

1ч.

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа.

19 неделя

38

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1ч.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

19 неделя

39

Жизнь древних славян

1ч.

Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе

20 неделя

40

Во времена Древней Руси

1ч.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси

20 неделя

41

Страна городов.

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии, Интернет)

21 неделя

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1ч.

Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

21 неделя

43

Трудные времена на Русской земле

1ч.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

22 неделя

44

Русь расплавляет крылья

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

22 неделя

45

Куликовская битва

1ч.

Показывать места исторических событий на исторической карте.

23 неделя

46

Иван Третий

1ч.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

23 неделя

47

Мастера печатных дел

1ч.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

24 неделя

48

Патриоты России. Петр Великий

1ч.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

24 неделя

49

Петр Великий

1ч.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

25 неделя

50

Михаил
Васильевич Ломоносов

1ч.

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

25 неделя

51

Екатерина Великая

1ч.

Пересказывать своими словами текст учебника. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

26 неделя

52

Отечественная война 1812 года

1ч.

Показывать места исторических событий на исторической карте.

26 неделя

53

Страницы истории XIX века

1ч.

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

27 неделя

54

Россия вступает в XX век

1ч.

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

27 неделя

55

Страницы истории 20–30-х годов

1ч.

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

28 неделя

56

Великая война и Великая Победа

1ч.

Показывать места исторических событий на исторической карте

28 неделя

57

Страна открывшая путь в космос.

1ч.

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

29 неделя

58

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества». Проверочная работа.

1ч.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

29 неделя

59

Основной
закон России и права человека    

1ч.

Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

30 неделя

60

Мы – граждане России. Учимся составлять семейный бюджет

1ч.

Познакомить с текстом Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

30 неделя

61

Славные символы России.

1ч.

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

31 неделя

62

Такие разные праздники

1ч.

Различать праздники,  знать о праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

31 неделя

63

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1ч.

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

32 неделя

64

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1ч.

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

32 неделя

65

Обобщение по разделу «Современная Россия».

1ч.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

33 неделя

66

Проверочная работа.

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

33 неделя

67

Наши проекты

1ч.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

34 неделя

68

Обобщение по всем разделам

1ч.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

34 неделя

Всего

68ч.

34 недели.

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль  в достижении        метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...