Конспект по окружающему миру "Что такое почва?" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сащенко Мария Александровна

Конспект по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pochva.docx119.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.10.2021г.

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учитель: Власова О.Е.

Студентка: Сащенко Мария

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Что такое почва?

Тип: открытие новых знаний

Цель: создание условий для углубления знаний о почве: ее составе и свойствах.

Задачи:

Дидактические: познакомить детей с понятием «почва»; сформировать представление о её составе и образовании.

Развивающая: развивать речь учащихся (обогащение словарного запаса); наблюдательность, умение делать выводы; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к земле.

Планируемые результаты:

Предметные:

-иметь представление о почве как о верхнем плодородном слое земли;

-знать состав почвы;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушений.

Личностные:

-проявление внимания, удивления, желания больше узнать;

-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Метапредметные:

Познавательные:

- самостоятельно находить информацию в материалах учебников;

-проводить несложные опыты по изучению свойств природных объектов;

- анализировать результаты опытов.

Регулятивные:

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффектные способы достижения результата;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные:

-формировать готовность слушать собеседника и  вести диалог;

-признавать возможность существованию различных точек зрения и  права каждого иметь свою;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе, оборудование для опытов (стаканы, вода, кусочки почвы).

Ресурсы урока: Плешаков А.А. окружающий мир 3класс 1часть стр64-66, рабочая тетрадь окружающий мир 3кл, 1ч стр.36-38.

План

1. Этап мотивации

1.1 Приветствие

1.2 Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Разгадывание кроссворда

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Создание проблемной ситуации

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1 Определение темы урока

4.2 Определение цели урока

4.3. Определение задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Почва как верхний плодородный слой земли

5.1.1. Работа с изображением на карточках

5.1.2. Формулирование определения «Почва – верхний плодородный слой земли.»

5.1.3. Работа с учебником (стр.64)

5.1.4. Пересказ определения в парах

5.1.5. Работа в тетради на печатной основе (стр.36). №1, №2

5.1.6. Выдвижение гипотезы: «В почве содержится то, что необходимо для жизни растений»

5.2. Состав почвы

5.2.1. Выяснение состава почвы

5.2.2. Проведение опыта по выявлению в почве воздуха

5.2.2.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №1 (фиксирование результатов 1 опыта)

5.2.3. Проведение опыта по выявлению воды в почве воды

5.2.3.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №2 (фиксирование результатов 2 опыта)

5.2.4. Проведение опыта по выявлению содержания в почве перегноя

5.2.4.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №3 (фиксирование результатов 3 опыта)

5.2.5. Проведение опыта по выявлению содержания в почве песка и глины

5.2.5.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №4 (фиксирование результатов 4 опыта)

5.2.6. Проведение опыта по выявлению минеральных солей в почве

5.2.6.1 Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №5 (фиксирование результатов 5 опыта)

5.3. Значение плодородия почвы для жизни растений

5.3.1. Работа по учебнику стр. 66. «Что растения получают из почвы?

5.3.2. Работа со схемой «Круговорот веществ в почве»

5.3.3. Беседа о значении плодородия почвы для жизни растений

5.4. Образование и разрушение почвы

5.4.1. Просмотр видео ролика «Как образовалась почва? Как разрушается почва?»

5.4.2. Беседа об образовании и разрушении почвы

5.4.3. Беседа о разрушении почвы

5.5. Охрана почвы

5.5.1. Работа с учебником (стр.67) (Статья об охране почвы)

5.5.2. Беседа по прочитанной статье

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Игра «Светофор»

7. Этап включения в систему знаний и повторения

7.1. Выполнение теста

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача:включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

 1.1.1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

1.1.2. Эмоциональный настрой

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость.

- Поднимите руку, кто хочет с ним скорее познакомиться?

- Хорошо, давайте узнаем кто это. (На слайде появляется картинка крота с формулой успеха).

-Ребята, поднимите руку кто узнал сегодняшнего гостя. Кто же это? (Крот).

- По каким признакам вы определили, что это крот? (Вырыта норка, он живёт под землёй).

- Как вы думаете, почему именно крот сегодня пришёл к вам на урок? (Тема урока будет связана с этим животным, с местом его обитания, с почвой).

- Хорошо, молодцы!

- Чуть позже мы проверим ваши предположения.

- А что же крот вам показывает? (Формулу успеха).

-  Да, ребята, прежде чем приступить к изучения новой темы, нам нужно составить формулу успеха из качеств, которые сегодня на уроке нам будут необходимы.

- Какие качества вам понадобиться сегодня на уроке? (Дети предлагают качества:

  • Умение слышать и слушать
  • Любознательность
  • Усидчивость
  • Активность

(Дети говорят качества)

- Ребята, все названные вами качества помогут вам достичь успеха.

- А крот вам предлагает вот такую формулу успеха.

- Давайте следовать формуле, и мы обязательно достигнем успеха и узнаем много нового и интересного!

Приветствуют учителя.

Поднимают руки, если хотят познакомиться с гостем урока.

Узнают на картинке крота.

Объясняют, по каким признакам они определили, что это животное- крот и почему именно он пришёл к ним на урок.

Говорят, что крот показывает формулу успеха.

Говорят качества, которые приведут к успеху сегодня на уроке.

Работа с картинкой

Вводная беседа

Составление формулы успеха

фронтальная

Фронтальная

Презентация

Презентация

К1.

К1.

К2.

К3.

Л1.

Л1.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

2.1. Разгадывание кроссворда

- Ребята, а ещё специально к сегодняшнему уроку крот на почту прислал вам письмо.

- Поднимите руку, кто хочет узнать, что же там?

- Давайте же прочитаем его.

- Поднимите руки, кто хочет помочь нашему кроту.

- У вас на партах лежит карточка №1.

- Возьмите её и самостоятельно разгадайте кроссворд.

- Приступайте к выполнению.

- Когда выполните задание, поставьте руку на локоток.

- Итак, давайте проверим.

(Сверяют с образцом на слайде).

- Ребята, какое ключевое слово у вас получилось? (Почва)

- Молодцы!

- Вы помогли кроту справиться с заданием.

Поднимают руки, кто хочет прочитать письмо от крота.

Разгадывают кроссворд самостоятельно на карточках.

Выполняют задание.

Проверяют кроссворд.

Сверяются с образцом на слайде.

Разгадывание кроссворда

Самостоятельная работа на карточках

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Письмо от крота

Задание на карточках

Самоконтроль

К1.

К3.

Р2.

Л1.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача:организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

3.1. Создание проблемной ситуации

- Ребята, а кто знает, что такое почва? (Земля, часть земли).

Дети высказывают свои предположения.

-Ребята, ваши мнения разошлись.

-Поднимите руку, кто считает, что мы не можем точно сказать, что такое почва? (Нет)

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

К1.

К3.

Пр1.

Л1.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача:постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Определение темы урока

- Если мы не можем ответить на этот вопрос, предположите какова будет тема сегодняшнего урока? («Что такое почва?»)

4.2. Определение цели урока

- Какую цель поставим на урок? Что нам нужно узнать? (Узнать, что такое почва).

4.3. Определение задач урока

- Ребята, что мы будем делать, чтобы достичь этой цели? (Работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, отвечать на вопросы).

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Формулируют

Эвристическая беседа

Фронтальная

К1.

К2.

К3.

Р1.

Р2.

Л1.

5. Этап реализации построенного проекта

Задача:построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Почва как верхний плодородный слой земли

5.2. Состав почвы

5.3. Значение плодородия почвы для жизни растений

5.4. Образование и разрушение почвы

5.5. Охрана почвs

5.1.1. Работа с изображением на карточках

- Ребята, рассмотрите картинки, которые у вас на карточках.

 

-Что вы видите? (Верхнюю часть земли, животных, которые там обитают, растения, которые растут в почве).

- А есть на этой картинке герой нашего урока? (Есть).

- А что это значит? (Это значит, что крот обитатель почвы).

- А кто ещё обитает почве? (Медведка, личинка жука, сверчок, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь).

- На картинке нам вида нижняя или верхняя часть земли? (Верхняя).

- По каким признакам вы это определили? (Мы видим лишь поверхность, где растут растения и обитают животные. А что находится глубже, мы уже не видим на картинке).

- И в этой верхней части земли кто обитает? (Животные)

- И растут? (Растения).

-  Как вы думаете, какое значение почва имеет для растений и животных?

- Если в ней живут животные, то она является чем для них? (Почва является домом для животных, их местом обитания).

- Ребята, а какой беспрерывный процесс движения воды осуществляется через почву? (Круговорот).

- Верно!

- Если из почвы растут растения, то она является какой средой для выращивания? (Благоприятная среда для выращивания растений).

5.1.2. Формулирование определения «Почва – верхний плодородный слой земли»

- Ребята, так как наш гость крот, житель почвы, он очень хочет, чтобы вы тоже много о ней узнали.

- И для начала нам нужно сформулировать определение «что такое почва».

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение исходя из работы, которую мы провели по картинке.

-Почва – это…(какая часть земли?) – верхняя часть земли (где обитают?) –  где обитают животные – (и растут?) – и растут растения.

(Почва – это верхняя часть земли, где обитают животные и растут растения).

5.1.3. Работа с учебником (стр.64)

- Ребята, а куда нам нужно обратиться, чтобы узнать, правильно ли мы сформулировали определение? (В учебник).

- Верно. Крот нам тоже предлагает обратиться к учебнику.

- Что же такое почва? Прочитайте определение в учебнике. (Верхний плодородный слой земли).

- Ребята, какого слова не было в нашем определении? (Плодородная).

5.1.4. Пересказ определения в парах

- Расскажите определение друг другу в парах.

(Одна пара рассказывает всему классу).

- Молодцы!

- Скажите, что мы сейчас сделали? (Познакомились с определением «почва»).

- Чтобы закрепить это определение, где нам нужно поработать? (В тетради на печатной основе).

5.1.5. Работа в тетради на печатной основе (стр.36). №1,№2.

- Ребята, сейчас крот предлагает обратиться к тетрадям на печатной основе.

- Давайте посмотрим, что же там за задание.

- Откройте тетради на стр. 36 №1.

- Что нужно сделать? (Записать определение «почва»).

- Запишите каждый самостоятельно.

(Один ученик читает).

- Поднимите руку, у кого так же выполнено это задание?

-Молодцы!

- Теперь, выполните №2.

- Что там нужно сделать? (Узнать животных на картинках, которые обитают в почве и написать их названия).

- Сверьте названия животных, которые вы написали со слайдом.

(Сверяются с образцом на слайде).

- Поднимите руку, кто правильно написал их названия?

- Молодцы!

- Ребята, для чего мы сейчас выполняли эти задания в тетрадях? (Чтобы закрепить понятие «почва» и животных, которые в ней обитают).

5.1.6. Выдвижение гипотезы: «В почве содержится то, что необходимо для жизни растений»

-Ребята, мы сказали, что почва плодородна. И плодородие – это главное её свойство.

- А почему же почва плодородна? Докажите. (Ответы учеников: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни).

-Ребята, все ваши ответы – предположения называются гипотезами.

(На слайде записана гипотеза: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни).

- Ребята, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растений? (Воздух, вода, питательные вещества – соли).

— Значит, чтобы проверить верна ли наша гипотеза, что нужно сделать? (Узнать, соответствует ли всем этим условиям почва).

5.2.1. Выяснение состава почвы

- Посмотрите на оборудование, которое у вас находится на столах.

-Как вы думаете, что мы сейчас будем проводить? (Опыты, выяснять свойства почвы).

- Верно, сейчас мы будем выяснять свойства воды, проводя опыты.

- Для этого, вам нужно образовать микрогруппы.

5.2.2. Проведение опыта по выявлению в почве воздуха

Опыт№1

- Ребята, глядя на условия развития жизни растений, сформулируйте цель 1 опыта.

- Что нам нужно узнать, проводя 1 опыт? (Есть ли в почве воздух).

- Хорошо, давайте проверять.

- А наш гость крот будет за вами наблюдать и отмечать какие свойства мы обнаружили.

-Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. (Дети в микрогруппах проделывают опыты).

- Ребята, как вы думаете, что будет происходить? (Предположения детей).

-Сейчас мы проверим.

- Что происходит? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).

- Ребята, что это значит? (Что в почве есть воздух).

- А воздух, как мы помним, одно из условий для развития растений.

5.2.2.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №1 (фиксирование результатов 1 опыта)

- Ребята, где мы зафиксируем результаты проведённого опыта? (В тетрадях на печатной основе)

- Откройте тетради на стр.37. №3.

- Запишите в 1 колонке таблицы как вы поделывали опыт.

- Что вы запишите в ней? (Бросаем кусочек почвы в воду, из почвы выходят пузырьки воздуха).

- Запишите в первую колонку, где 1 опыт.

- А что запишите во вторую колонку? (В почве есть воздух).

- Верно, записывайте.

- Сверьте свои записи со слайдом.

- Отложите пока тетради.

5.2.3. Проведение опыта по выявлению воды в почве воды

- Посмотрите, на следующее условие развития растений, что это? (Вода)

— Значит, проводя следующий опыт нам нужно проверить что? (Проверить наличие в почве воды).

- Смотрите внимательно!

Опыт№2

- Я нагреваю почву на огне. Над почвой подержим холодное стекло.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Стекло становиться влажным).

- Что это значит? (Что в почве есть вода).

- Верно, а это ещё одно условие для развития растений.

5.2.3.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №3 (фиксирование результатов 2 опыта)

- Где мы зафиксируем результаты опыта №2? (В тетрадях на печатной основе).

- Итак, что вы запишите в 1 колонке? (Нагрели свежую почву на огне. Над почвой держим холодное стекло. Оно стало влажным).

- Какой вывод запишем? (В почве есть вода)

- Записывайте.

- Сверьте свои записи со слайдом.

- Отложите тетради.

5.2.4. Проведение опыта по выявлению содержания в почве перегноя

- Посмотрите, на следующее условие развития растений, что это? (Питательные вещества.)

— Значит, проводя следующий опыт нам нужно проверить что? (Проверить наличие в почве питательных веществ).

- Смотрите внимательно!

Опыт№3

- Нагреваем почву дальше.

- Ребята, что вы видите и чувствуете? (Появился дым и неприятный запах)

- Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт темный почве.

- Ребята, а как вы думаете влияет ли количество перегноя на плодородие почвы? (Предположения детей).

- Да ребята, плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

- Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? ( В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются частички частички насекомых, червей – это перегной, или гумус.)

- Какой же вывод мы сделаем, проведя это опыт? (В почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.)

5.2.4.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №3 (фиксирование результатов 3 опыта)

- Где мы зафиксируем результаты опыта №3? (В тетрадях на печатной основе).

- Итак, что вы запишите в 1 колонке? (Продолжаем нагревать почву. Появляется неприятный запах и дым.)

- Какой вывод запишем? (В почве есть перегной.)

- Ребята, можно перегной считать питательным веществом почвы, которое делает её плодородной? (Да)

- Почему? (Потому что перегной представляет собой частички отмерших животных и растений).

- Записывайте.

- Сверьте свои записи со слайдом.

5.2.5. Проведение опыта по выявлению содержания в почве песка и глины

- Ребята, а как вы думаете, перегной – это единственное питательное вещество в почве или есть ещё какие -то? (Предположения детей).

- Сейчас мы это проверим.

- Смотрите внимательно!

Опыт№4

- Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел насыпаем в стакан с водой, размешаем.

- Ребята, что вы наблюдаете? (На дно стакана осел песок и глина).

- Какой вывод мы сделаем? (В почве есть песок и глина).

5.2.5.1. Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №4 (фиксирование результатов 4 опыта)

- Где мы зафиксируем результаты опыта №4? (В тетрадях на печатной основе).

- Итак, что вы запишите в 1 колонке? (Прокаленную почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем. Песок осел на дно, поверх песка- глина.)

- Какой вывод запишем? (В почве содержатся песок и глина.)

- Записывайте.

- Сверьте записи со слайдом.

5.2.6. Проведение опыта по выявлению минеральных солей в почве

- Ребята, поднимите руку, кто считает, что в почве есть минеральные соли.

- Давайте проверять.

- Смотрите внимательно!

Опыт№5

- Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём.

- Что вы наблюдаете? (Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.)

- Как вы думаете, что это за налёт? (Это минеральные соли).

- Соли- это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

- Какой вывод мы сделаем? (В почве есть минеральные соли).

5.2.6.1 Работа с тетрадью на печатной основе стр. 37. №5 (фиксирование результатов 5 опыта)

- Где мы зафиксируем результаты опыта №5? (В тетрадях на печатной основе).

- Итак, что вы запишите в 1 колонке? (Испаряем каплю воды с почвой. На стекле остался белый налёт.)

- Какой вывод запишем? (В почве содержатся минеральные соли).

- Запишите, сверьте записи со слайдом.

- Ребята, что находится под таблицей? (Оценка выполненной работы.)

- Давайте вспомним, какую цель ставили перед проведением опытов? (Узнать, соответствует ли почва всем условиям для развития растений).

- Вспомним эти условия. (Ученики называют: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли).

- Мы выдвигали гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

- Доказали ли мы с помощью с помощью исследований что в почве есть воздух? (Поднимают руки)

- В каком опыте мы это наблюдали? (В первом).

- Доказали ли мы, что в почве содержится вода? (Поднимают руки)

- В каком опыте мы это доказали? (Во втором)

- Доказали ли, что в почве содержатся минеральные соли? (Доказали).

- Значит, доказали мы нашу гипотезу или нет? (Доказали).

- Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали её.

Физминутка (20 - 25 минута)

- Ребята, мы с вами много работали, наши спинки устали, пора немного отдохнуть.

- Встаньте пожалуйста.

- Я вам буду говорить вещество, если оно входит в состав почвы приседаете.

- Если не входит – встаёте на носочки и тянетесь.

- Начнём.

- Вода (приседают).

- Сахар (тянутся)

- Глина (приседают)

- Воздух (приседают)

- Дождевой червь (тянутся)

- Перегной (приседают)

- Минеральные соли (приседают)

5.3.1. Работа по учебнику стр. 66. «Что растения получают из почвы?

- Итак, мы с вами провели опыты, доказали гипотезу.

- Что нам поможет подтвердить наши выводы? Где проверим? (В учебнике)

-Откройте учебники на стр. 66.

- Прочитайте текст.

- Что растения получают из почвы?

- Что такое соли?

- Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

- Как животные повышают плодородие почвы?

- Что мы сейчас узнали? (Что растения получают из почвы).

5.3.2. Работа со схемой

- Ребята, посмотрите на схему.

Перегной – минеральные соли -… (растения) – животные-перегной.

- Кто помогает перегною превращаться в минеральные соли? (Бактерии)

- Кто помогает умершим растениям и животным превращаться в перегной? (Бактерии).

- Какой можно сделать вывод? (Бактерии являются составной частью почвы).

-Мы узнали ещё об одном круговороте веществ в природе- круговороте веществ в почве.

5.3.3. Беседа о значении плодородия почвы для жизни растений

- Какое вещество делает почву плодородной? (Перегной).

-Да ребята, чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

- А кто знает, как называется самая плодородная почва? (Чернозём).

- Как вы считаете для лучшего развития растений почва должна быть более плодородной? (Ответы детей)

- Почему?

- Каково значение плодородия почвы для жизни растений? (Чем больше плодородной почвы, тем лучше растут и развиваются растения. Чем больше растений, тем больше потом будет перегноя.)

- Итак, что мы сейчас выяснили? (Что плодородие почвы зависит от количества перегноя.)

- Так, а что ещё? (Чем плодороднее почва, тем лучше будут расти и развиваться растения).

5.4.1. Просмотр видео ролика «Как образовалась почва?»

- Ребята, наш крот прислал нам интересный видео ролик.

- Поднимите руку, кто хочет посмотреть, что прислал крот.

(Просмотр видео).

5.4.2. Беседа об образовании и разрушении почвы

- А что вы узнали об образовании почвы? (Горы разрушаются, образуются камни, потом камни становятся мелкими, образуется песок. Ветер и потоки воды переносят песчинки на очень большие расстояния. В трещинках и углублениях песок оседает, накапливается. На песке начинают расти растения, но почвой ещё нельзя назвать. В песок попадают семена, они прорастают, отмирают, образуется перегной. Перегной полезен для растений. Если он появился. Значит, их будет ещё больше. Больше перегноя. Значит появилась почва.)

- Хорошо, молодцы!

5.4.3. Беседа о разрушении почвы

- Мы узнали, что почва — это плодородный слой земли. А что может погубить почву и помешать естественному круговороту веществ в почве?

- Каждый год, ребята, после летнего сезона отдыхающих в земле остается тысячи килограммов мусора. Так, например.

- Газета разлагается 1 месяц;

- Пластиковые бутылки – 10 лет;

-Алюминиевые бутылки – 100 лет;

- Стекло – более 1000 лет.

- Кроме того, ежегодно из – за пожаров выгорает много тысяч гектаров лесов. – Как вы думаете, в большинстве, случаев, кто виноват в этом?

- Да, ребята, все эти поступки приводят к загрязнению, нарушению состава почвы. Подумайте, что можем сделать мы, чтобы этого не происходило?

5.5.1. Работа с учебником (стр.67) (Статья об охране почвы)

- Ребята, мы узнали сегодня много о почве, но, чтобы её сохранять, что нужно делать? (Дети предполагают)

- А где нам проверить свои предположения? (В учебнике)

- Откройте учебники на стр. 67.

- Прочитайте.

5.5.2. Беседа по прочитанной статье

- Расскажите, что нового вы узнали из этой статьи? (Почву нужно правильно использовать, охранять её, так как она имеет огромное значение для сельского хозяйства.)

-Почему нельзя возделывать на одном и том же месте растения из года в год? (Нужна смена растений, иначе почва истощается).

- Как вредит вырубка лесов почве? (Мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы).

-Почему нельзя распахивать почву на больших пространствах? (От этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов).

- Ребята, что мы сейчас узнали? (Как охранять почву. Что нельзя делать.

Рассматривают изображение на карточках.

Отвечают на вопросы.

Определяют есть ли крот на изображении.

Говорят признаки, по которым определили, что это верхняя часть почвы.

Отвечают на вопросы.

Пробуют самостоятельно сформулировать определение «что такое почва».

Проверяют в учебнике, правильно ли они сформулировали определение.

Читают определение в учебнике.

Находят слово, которого не было в их определении.

Рассказывают определение друг другу в парах.

Выполняют 1, 2 номер в тетрадях на печатной основе.

Проверяют правильность выполнения.

Отвечают на вопросы.

Сверяют выполненные задания со слайдом.

Объясняют, для чего выполняли задание.

Доказывают, почему почва плодородна.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезу.

Вспоминают, какие условия нужны для развития растений.

Отвечают на вопросы.

Предполагают, что будут делать.

Формулируют цель первого опыта.

Отвечают на вопросы.

Проделывают опыт.

Наблюдают

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях на печатной основе.

Описывают проведённый опыт, что наблюдали, вывод.

Отвечают на вопросы.

Наблюдают опыт.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетради на печатной основе.

Описывают проведённый опыт.

Наблюдают опыт.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Определяют, как влияет количество перегноя на плодородие почвы.

Работают в тетради на печатной основе.

Описывают проведённый опыт.

Сверяют записи со слайдом.

Наблюдают опыт.

Делают вывод.

Фиксируют выводы опыта в тетради на печатной основе.

Записывают вывод проведённого опыта.

Наблюдают опыт по выявлению минеральных солей в почве.

Рассказывают, что наблюдают в ходе опыта.

Делают вывод.

Фиксируют наблюдение и вывод опыта в тетради, в таблице.

Записывают вывод.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают, какую цель ставили.

Называют условия развития растений.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, в каком опыте наблюдали.

Отвечают на вопрос.

Выполняют физминутку.

Отвечают на вопросы.

Работают по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что такое соли.

Объясняют, благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется.

Называют животных, которые повышают плодородие почвы.

Рассматривают схему.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Называют самую плодородную землю.

Называют значение почвы для жизни растений.

Рассказывают что выяснили в ходе деятельности

Отвечают на вопрос.

Смотрят видео ролик о том, как образуется и разрушается почва.

Рассказывают, что узнали об образовании и разрушении почвы из видео ролика.

Называют условия образования почвы.

Слушают учителя.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Предполагают.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что нового узнали из прочитанной статьи.

Отвечают на вопросы.

Работа с изображением

Беседа сообщения новых знаний

Работа с учебником

Работа с определением.

Самостоятельная работа

Выдвижение гипотезы

Проведение опытов

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Работа в тетради на печатной основе

Наблюдение.

Работа с тетрадью на печатной основе.

Наблюдение

Работа в тетради на печатной основе.

Работа с учебником

Работа со схемой

Беседа сообщения новых знаний

Просмотр видео ролика.

Эвристическая беседа

Работа с учебником.

Эвристическая беседа

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Карточки с изображением почвы

Учебник

Учебник

Тетрадь на печатной основе

Тетрадь на печатной основе

Презентация

Оборудование для опытов

Тетрадь на печатной основе

Оборудование для опытов

Тетрадь на печатной основе

Оборудование для опытов

Тетрадь на печатной основе

Тетрадь на печатной основе.

Оборудование для опыта.

Тетрадь на печатной основе.

Учебник

Презентация

Презентация

Видеофрагмент

Презентация

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

К1.

К3.

К1.

К3.

К3.

К3.

К1.

К2.

К3.

К1.

К1.

К2.

К1

К1.

К2.

К1.

К3.

К1.

К3.

К1.

К1.

К3.

К2.

К1.

К3.

К1.

К1.

Пр1.

П1.

Пр1.

Пр1.

П1.

П1.

Пр1.

П1.

Пр1.

П1.

Пр2.

П1.

Пр1.

Р2.

Пр2.

Пр2.

П1.

Пр2.

П1.

Р1.

Пр1.

Пр2.

П1.

Р1.

Пр1.

Пр2.

П1.

Р2.

П1.

Пр2.

П1.

Пр2.

Пр1.

П1.

Пр2.

Р2.

Р1.

Пр2.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л1.

Л2.

Л2.

Л1.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

- Ребята, мы с вами рассмотрели основные вопросы сегодняшней темы.

- Наш крот предлагает поиграть в интересную игру.

- Поднимите руку, кто хочет узнать, что нам приготовил крот?

- Игра называется «Светофор».

- Я вам буду читать утверждение, если оно верное – вы поднимаете – зелёную карточку.

- Если неверное – красную и называет правильный ответ.

- Начнём.

1. Глина придаёт почве тёмный цвет.

(Неверно) – дети поднимают красные карточки

- А какой компонент придаёт тёмный цвет почве? (Перегной)

- Верно!

2. Перегной делает почву плодородной.

(Верно) – дети поднимают зелёные карточки

3. В почве живут бактерии.

(Верно)- дети поднимают зелёные карточки.

4. Мы вредим почве сажая растения.

(Неверно)- дети поднимают красные карточки.

- А что вредит почве? (Дети называют)

- Ребята, что мы сейчас повторяли играя в эту игру?(Всё, с чем знакомились сегодня на уроке).

Слушают утверждения.

Определяют верно оно или нет, поднимают карточку.

Отвечают на вопросы

Игра «Сфетофор»

Фронтальная

Фронтальная

Цветные карточки

К1.

К2.

К3.

П1.

Пр1.

Р2.

Л1.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Ребята, вы сегодня столько узнали нового.

- Наш крот хочет проверить, как вы справитесь с его заданиями.

- Он прислал для вас небольшой тест.

- Поднимите руку, кому интересно, что же там за задания?

- Возьмите карточки, которые у вас на партах на салатовых листочках.

- Что вам нужно сделать? (Выполнить тест).

- Верный ответ обводите в кружок.

- Приступайте к выполнению задания.

1.Назовите главное свойство почвы:

А) В почве живут животные;

Б) Плодородие;

В) Почва – верхний слой земли.

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок

Б) глина

В) перегной

3. Какое из данных животных не является жителем почвы?

А) Дождевой червь;

Б) заяц;

В) крот.

- Проверим.

- Сверьте свои ответы со слайдом.

- Поднимите руку, кто выполнил всё без ошибок? (Поставьте себе отметку 5)

- Поднимите руки, кто допустил 1 ошибку? (Поставьте отметку 4)

- Поднимите руки, кто во всех вопросах допустил ошибки? (В следующий раз вам нужно быть более внимательными, старайтесь.)

- Подпишите свою фамилию и имя на листочках.

- Учитель проверит и поставит вам отметку.

Выполняют самостоятельно тест на карточках.

Сверяют ответы со слайдом.

Оценивают выполнение теста.

Самостоятельная работа на карточках

Индивидуальная

Карточки с тестом

Самопроверка

К1.

К2.

Пр1.

Пр2.

Пр3.

Р1.

Л1.

8. Этап рефлексии учебной деятельности

- Подведём итог урока.

-Какова была тема урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Какие открытия удалось сделать?

- О чём расскажете родителям, друзьям?

- Ребята, так почему же именно крот был гостем нашего сегодняшнего урока? (Потому что он житель почвы).

- Верно! Молодцы.

-Ребята, у вас на столах лежат яблоки зелёного, жёлтого и красного цвета.

- Давайте нашему кроту тоже отправим подарок, корзинку с яблоками. А он посмотрит, кто как работал на уроке.

- Если вам было интересно на уроке, материал был понятен, и вы узнали много нового – прикрепите к корзинке – зелёное яблоко

- Если вам не все задания были интересны и что -то осталось не понятным – жёлтое.

- Если на уроке вам было скучно и не интересно – красное.

- Посмотрите, какая корзинка с яблоками у нас получилась.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Прикрепляют яблоки к корзинке.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Карточки с яблоками

К1.

К2.

К3.

Р1.

Л1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 1 классе с использованием ЭОР: « Кто такие насекомые?»

Цель: Познакомить с признаками насекомых, показать их разнообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Что такое Бенилюкс?"

Данный урок проводится в начальной школе по программе "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Кто такие звери?" Программа "Школа России"

Конспект урока окружающего мира в 1б классеПрограмма:  «Школа России»Тема:  «Кто такие звери?»Цель: познакомить со зверями; учить определять принадлежность животного к определенной группе; и...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое экономика?" по программе А.А.Плешакова

На уроке, работая в группах, в доступной игровой форме  дети знакомятся с понятиями экономика и  отрасли экономики....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие насекомые?»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие насекомые?» ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие рыбы?"

Класс:  1 классПредмет:  Окружающий мирУМК:  «Школа России»Тема урока:  Кто такие рыбы?Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель:...