Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" (вариант 1) 1 (доп.) класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание учебного курса для дополнительного 1 класса предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_1_klss_dop.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование ОУ

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «____»_______ 20___ г.

Утверждено

Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г.

Директор ______________ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

на 2020-2021 учебный год

1 (доп.) «а» класс

Составитель: учитель Иванова Марина Ивановна

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы
  3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Лист корректировки рабочей программы
  4. Лист оценки выполнения рабочей программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.        Пояснительная записка

Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание учебного курса для дополнительного 1 класса предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

         На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

           В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1 вариант.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» 1 (доп.) «а» класса для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа № .

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2020 -2021 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №

Цель данной программы - формировать первоначальные знания о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

  С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

  • формировать элементарные представления и понятия об окружающем мире;
  • развивать устную речь, расширять и обогащать словарный запас;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся;
  • формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
  • корректировать  психофизическое развитие;
  • развивать фонематический слух;
  • корректировать и развивать произносительную сторону речи.
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе;
  • вырабатывать положительную мотивацию, поддерживать интерес к учению;
  • воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям;
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать любовь к родному краю, природе;
  • формировать представления о здоровом образе жизни, экологии

1.2.        Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

  • правильно и точно называть изучаемые объекты и явления природы;
  • участвовать в беседе;
  • называть изученные предметы, характеризовать их по свойствам;
  • узнавать и называть живые и неживые объекты.

Достаточный уровень:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвет, форма, размер);
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений, узнавать их в природе;
  • называть и различать наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
  • знать своё имя и фамилию, как зовут родителей и близких родственников;
  • знать фрукты и овощи, отличать их; понимать их пользу для человека;
  • знать названия времён года и различать времена года по признакам;
  • знать названия 2-3 птиц, обитающих в окружающей местности;
  • отвечать на вопросы учителя коротким предложением.

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся дополнительного 1 класса на уроках курса «Мир природы и человека», обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому воспитанию;          
  • воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;                
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • слушать и понимать речь других;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.

Регулятивные:    

  • входить  и выходить  из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса;
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • устанавливать видородовые отношения предметов;            
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу).

1.3.        Система оценки достижений планируемых результатов

В соответствиями с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания- безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: рисунков, изготовления поделок своими руками, уровня формирования учебных навыков, устной и письменной речи.

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Календарно-тематическое планирование

№ п/п

урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Базовые учебные действия

I четверть

1

1

Моя школа

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Знать о предметах ближайшего окружения. Понимать, для чего человеку нужны книги.

Уметь организовать свое рабочее место; отвечать на вопросы учителя. Умение слушать учителя.

Знать понятия «школа», «классная комната», «город», «село», «деревня». Называть своё имя, фамилию, пол, возраст.

Складывать изображения из 2-3 частей.

Личностные:

-осознание себя, как ученика;

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные: 

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них.

Познавательные:

-выделять отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения;

-понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя.

2

1

Класс

3

1

Расписание уроков

4

1

Ученик

5

1

По дороге в школу.

6

1

Учебные принадлежности

7

1

Парта. Подготовка к уроку.

8

1

Мой режим дня.

9

1

Игрушки

10

1

Дежурство по классу

11

1

Одежда для школы: для уроков и занятий физкультурой.

12

1

Сменная обувь и обувь для улицы.

13

1

Подготовка у року физкультуры

14

1

Движение группой

15

1

Мы идем на экскурсию.

16

1

Осень. Игры на свежем воздухе.

II четверть

17

1

Личные вещи ребенка, игрушки.

Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения. Знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая. Знать значение овощей в питании. Знать 2-3 фруктовых дерева. Знать значение фруктов и овощей в питании. Уметь правильно называть времена года по порядку. Отличать осень от других времен года. Наблюдать и анализировать. Уметь различать и называть овощи. Уметь различать и называть фрукты. Уметь составлять рассказ с помощью учителя о значении фруктов; овощей.

Личностные:

-осознание себя, как ученика;

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные: 

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них.

Познавательные:

-выделять отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения;

-понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя.

18

1

Игры и развлечения дома.

19

1

Игрушки и школьные принадлежности

20

1

Семья.

21

1

День матери.

22

1

Овощи.

23

1

Фрукты.

24

1

Магазин «Овощи-фрукты»

25

1

Утро, день, вечер, ночь.

26

1

Смена частей суток

27

1

Части тела

28

1

Холода. Как правильно одеться на прогулку.

29

1

Зима.

30

1

Новый год.

31

1

Поздравления с Новым годом.

32

1

Игры зимой

III четверть

33

Домашние животные.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Знать понятия «дерево», «куст», «трава». Знать названия деревьев и кустарников, ягод и цветов (2-3 названия); уметь различать их между собой.

Уметь одеваться осенью. Знать понятие «осень», называть признаки осени. Уметь отличать осень от других времён года. Уметь составлять рассказ об осени по рисунку с помощью учителя. Умение слышать учителя и отвечать на отдельные вопросы. Знать из каких частей состоят сутки.

Личностные:

-осознание себя, как ученика;

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные: 

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них.

Познавательные:

-выделять отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения;

-понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя.

34

Дикие животные.

35

Как зимуют животные?

36

Птицы.

37

Помощь животным и птицам зимой.

38

Звери и птицы.

39

Мой город.

40

23 февраля

41

Мир природы. Земля

42

Солнце. Луна

43

Растения зимой.

44

Комнатные растения.

45

Уход за комнатными растениями.

46

8 марта.

47

Место, где ты живешь

48

Мы идем по тротуару.

49

Светофор.

50

Мы переходим улицу.

IV четверть

51

Птицы весной.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Знать, что происходит с природой весной; знать, какие работы проводятся в огороде весной.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со временном обществе. Знать понятие «весна», называть весенние месяцы.

Умение отличать весну от других времён года.

Знать виды транспорта, уметь называть, назначение транспорта. Знать названия 3-4 насекомых. Уметь составлять рассказ по рисунку с помощью учителя. Умение отвечать на отдельные вопросы.

Личностные:

-осознание себя, как ученика;

-положительное отношение к школе, окружающей действительности.

Коммуникативные:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс).

Регулятивные: 

-знать общие правила поведения в школе;

-владеть навыками учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, поднимать руку, слушать объяснения и указания учителя, просить разрешения выйти и т.д.;

- уметь  слушать вопросы учителя и отвечать на них.

Познавательные:

-выделять отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения;

-понимать изображение, текст (на слух), вопросы-задания, инструкцию учителя.

52

Таяние снега.

53

Сосульки. Капель.

54

 Ледоход.

55

Охрана здоровья

56

Уход за собой

67

Весенняя уборка. Подготовка к празднику.

68

День Победы.

59

Мои друзья в классе. Совместная игра.

60

День рождения. Поздравление.

61

Весна. Игры на свежем воздухе.

62

Что делать, если упал, ударился.

63

Что делать, если потерялся.

64

Скоро лето.

65

Первоцветы.

66

Насекомые.

Итого 66 ч.

2.2.        Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.3.        Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

III.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» учебного плана ГБОУ школы №  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана в 1 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основным видом учебной деятельности в дополнительном 1 классе является – игра, а также будут применяться: фронтальная, парная, групповая  работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные: Презентаии к урокам, мультфильмы, картинки

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер, проектор

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

1. Презентации к урокам математики по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс

Мир природы и человека: 1 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП в 2 частях. Н.Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т.О. Куртова – М. Просвещение, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» во 2 «А» классе на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 2 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1- 4 КЛАССА НА 2017 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №8» г. Назаров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...