"Размножение и развитие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Деменева Марина Петровна

урок окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Аннотация

Урок окружающего мира по теме «Размножение и развитие животных» предназначен для обучающихся 3 класса. В процессе данного урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  в группах, в парах, фронтально обсуждают результаты своей работы. Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией.

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Тип урока: освоение новых знаний

Тема

«Размножение и развитие животных»

Цель темы

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных.

Образовательные: Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, или рептилий, птиц, зверей, или млекопитающих; расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.

Развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность мышления; учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах; развивать познавательный интерес, любовь к предмету.

Воспитательные: прививать любовь к родной природе; воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словари, Карточки – названия групп, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах, презентация

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс, автор  А.А. Плешаков.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3класс, автор А.А.Плешаков.                          

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы и приемы обучения

Беседа, рассказ, эвристический метод;  проблемный вопрос, работа со словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Условия реализации урока

Основные понятия

Размножение, развитие, насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери, энтомологи, орнитологи, териологи, ихтиологи, батрахологии, герпетологи

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знание об особенностях размножения и развития животных; расширение знаний детей о животных. работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в парах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных);контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.

Технологическая карта урока (40 минут)

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Форма взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организа-ционный момент.

2 мин.

Организовывает учащихся на работу

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок

Друг на друга посмотрели и тихонько сели.

Присаживаются на места, приступают к работе.

слушать и понимать речь других.

Фронтальная работа

Самооценка готовности к уроку.

2

Актуализация

2 мин.

О ком мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете отгадав загадку:

Домашние ласкаются,         

А дикие кусаются.         

Они повсюду и везде:         

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

(

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Выбирать действия в соответствии с учебной задачей.

Фронтальная работа

3

Постановка целей и задач

2 мин.

Прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

Игра «Закончи фразу»

- Давайте поиграем в игру. Я начинаю фразу, а вы должны продолжить. (Слайд 2)

Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?

у рыбы - ?

Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

Ребята, а кем в детстве была лягушка? Дельфин? Змея?

Сколько тайн преподносит нам природа! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она: «Размножение  и развитие животных».

На доску вывешивается тема.

- Какова цель нашего урока?

- Поставим задачи урока. Что нужно вспомнить,  чтобы узнать о размножении?

- Какие группы вы знаете?

По мере того, как дети называют животных, учитель выставляет карточки с названием групп животных.

Слушают учителя

у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?

у рыбы - ?

Ответы детей

Предполагают тему.

- Узнать, как размножаются животные разных групп.

- Повторить группы животных.

- Как размножаются.

- Этапы развития.

- Как называются детеныши некоторых животных.

  1. Насекомые,
  2. Рыбы
  3. Земноводные,
  4. Пресмыкающиеся
  5. Птицы
  6. Звери

умение строить высказывание

умение выражать свои мысли

Умение прогнозировать  и оценивать предстоящую работу

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

умение задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Фронтальная работа

4

Усвоение новых знаний

-Животных в природе много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. Посмотрите, группы мы уже вспомнили, а значит, решили первую задачу урока.

Работа в парах.

- Для следующей работы вам нужно объединиться в пары

У вас на парте карточка, переверните её и прочитайте название животного. (На каждой карточке слова: жук, окунь, орел, лиса, бабочка, утка)

Сядьте в ту группу, к которой относится ваше животное

Прежде чем приступить к нашему исследованию давайте прочитаем алгоритм нашей работы:

Алгоритм:

  1. Напишите  название своей группы животных.
  2. Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя о котором вы узнаете, когда собирете картинку в конверте «номер 1»
  3. Выберите из предложенных вариантов, ученых, которые изучают науку о ваших животных
  4. Выделите признаки своего животного и запиши их «конверт номер 2»
  5. Прочитайте текст в учебнике на стр …  и составьте свою цепь развития вашего животного «конверт номер 3»
  6. Оформите выступление на листе и выберите ваступающего.

Каждая пара защищает свою работу        

Слушают учителя

Рассаживаются по парам.

-

Читает один ученик из группы.

Дети выполняют работу самостоятельно

Высказывания учеников.

Осуществление актуализации личного опыта.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выполнять работу, анализировать, контролировать  и оценивать результат.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Осуществление актуализации личного опыта.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выполнять работу, анализировать, контролировать  и оценивать результат.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

осознают ответственность за общее дело; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

Работа в группах

Физминутка

Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Выполняют физминутку

Продолжение изучения нового материала

-Я предлагаю вам подвести итог нашей работы и  поэтапно  занести в таблицу.

Группа животных

Размножение

Развитие

- Сравните с таблицей на слайде. Все верно выполнили? (Слайд 15)

- Выполнили мы две следующие задачи?

Заполняют таблицу при помощи картинок и слов, опираясь на данные из учебника

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

откладывают яйца

либо: яйцо - личинки - куколка - взрослое насекомое (бабочка)

Рыбы

откладывают икру

икра - малек - рыба

Земноводные

откладывают икру

икра - головастик - лягушка

Пресмыкающиеся

откладывают яйца

яйцо - детеныш - взрослое животное

Птицы

откладывают яйца

яйцо - птенец - взрослая птица

Млекопитающие

рождают детенышей

детеныши - взрослое животное

- да, мы рассмотрели размножение и этапы развития животных разных групп.

Познавательные:

выполнять работу, анализировать, контролировать  и оценивать результат.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

умение на основе анализа объектов делать выводы

умение оформлять свои мысли в устной форме

умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации

ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение

Коллективная работа

6

Рефлексия. Итог.

Оценка учащихся.

4 мин.

Какова цель урока? Ответили на вопрос?

- Проговорите результат урока, используя схему на доске: я узнал, я познакомился …

Вернемся к игре, в которую играли в начале урока.

Игра «Закончи фразу» (приветствуются хоровые ответы)

- У людей – ребенок.

-У лисы - …

-У утки - …

-У белки - …

-У бабочки - …

-У кузнечика - …

Я очень довольна вашей работой на уроке.

Выставление оценок за урок.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

- У людей – ребенок.

-У лисы – лисенок

-У утки – утенок

У белки - бельчонок

-У бабочки - гусеница

-У кузнечика - личинка

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Фронтальная работа

7

Домашнее задание.

2 мин.

стр.100-105,                 т. стр. 61-62 № 3, 4.

(Слайд 17)

Слушают, уточняют задание. Записывают в дневник

осуществляют поиск решения поставленных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 3 классе

Слайд 2

Домашние ласкаются, а дикие кусаются. Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде, лесные есть, болотные. Зовём мы их … ЖИВОТНЫЕ

Слайд 3

Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания. рыбы пресмыкающиеся насекомые земноводные млекопитающие птицы

Слайд 4

У людей – ребёнок, У кошки – котёнок. А дальше? Как называются детёныши у других животных? У лисы - … У утки - … У бабочки - … У рыбы - … У кузнечика-… У змеи - …

Слайд 5

Группа животных Размножение Развитие Насекомые Откладывают яйца Либо: яйцо–личинка-куколка-взрослое насекомое(бабочка), либо: яйцо-личинка-взрослое насекомое(кузнечик) Рыбы Мечут икру Икра-малёк-рыба Земноводные Мечут икру Икра-головастик-лягушка Птицы Откладывают яйца Яйцо-птенец-взрослая птица Млекопитающие Рождают детёнышей Детёныш-взрослое Пресмыкающиеся ?? ?7

Слайд 6

У людей – ребёнок, У лисы - … У утки - … У бабочки - … У рыбы - … У лягушки-…

Слайд 7

Подготовить информацию о пресмыкающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Урок-презентация по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" для дистанционного обучения.

Данный урок создан для дистанционного обучения, где рассматривается тема "Размножение и развитие животных"...

Конспект "Размножение и развитие животных"

Конспект открытого урока по программе ШКОЛА РОССИИ....

Размножение и развитие животных

Тест по теме "Размножение и развитие животных" в 3 классе по окружающему миру УМК "Школа России"....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...