Природа и наша безопасность
план-конспект по окружающему миру

Деменева Марина Петровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру МАОУ «Федоровская СОШ»

Учитель начальных классов Деменева Марина Петровна

Тема: «Природа и наша безопасность»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

Планируемые результаты:

            Предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

           Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

          Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация.

Этап

Время

Содержание

Деятельность

уч-ка

УУД

1.

Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.

- Присаживайтесь!

Приветствовать учителя

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2.

Актуализация знаний

Словесный: фронтальный опрос

Практический:

Деление слов на группы

5 мин

- Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на прошлом уроке?

- О каких опасностях мы беседовали?

1.Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? (Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна)

2. Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

3.Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? (Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах).

- Какое правило мы узнали на прошлом уроке? (правило четырех «Не»: Никогда не разговаривай с незнакомцем. Никогда не садись в машину к незнакомцу. Не играй по дороге из школы домой. Не играй с наступлением темноты.)

- Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда!

- Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. (прил.1)

–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова – отгадки на 2 группы.

-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе.)

А поговорим мы об опасностях играя в игру Что? Где? Когда?

. (Природа и наша безопасность).

 - Определите, над какими вопросами  мы будем работать  на уроке, чему научимся? Используйте слова:

узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)

– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.    

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Выполнять задание

Делать вывод

Делить слова на 2 группы

Определять тему и цели урока

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанно высказывают в устной форме свое мнение; осуществляют поиск необходимой информации.

3.

Изучение нового материала

Словесный:

Беседа

Практический: практическая работа  

Практический: работа с учебником и карточками

20

мин

Делимся на 2 команды. Придумываем название команд .

 Крутим барабан.

1 команда 1 вопрос.

Работа по карточкам и учебнику.

 «Гроза»- Многие явления неживой  природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)

-Молодцы, вы все правильно сказали. Какое время года скоро начнется? (Весна)

-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?(гроза).

-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Гром -  это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния  - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.

Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.

-Как уберечься от удара молнии? (выступления учащихся)

Дополнительную информацию можно найти в учебнике стр 25 «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.

Учащиеся читают самостоятельно текст.

-Какие же правила нужно соблюдать?

-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

- Верно! Никогда не забывайте об этих правилах!

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Рассуждать по теме

Смотреть видеоролик

Делать вывод

Наблюдать за учителем

Читать учебник

Рассказывать правила

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Физ. минутка

2 мин

Давайте немного разомнемся.

Повторять движения

Л:поддержание здорового образа жизни.

 

 – Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?

- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. (выступления учащихся)

– Как вы думаете, что нужно сделать, если вы или кто-то, может, это будут ваши младшие братик или сестрёнка, отравились и почувствовали себя нехорошо? (Надо постараться вызвать рвоту. При сильном отравлении необходимо обратиться к врачу.)

– Давайте запомним, что лучше не собирать ягоды, которые не знаешь. А такие растения, как белена, волчье лыко, вороний глаз, и другие которые сейчас назвали, мы не будем путать с другими и не будем их рвать и даже прикасаться к ним. Их нужно запомнить!

- То, о чем мы поговорим дальше, вы узнаете отгадав загадку

- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

  Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Грибы.)

 Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.

– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)

Все ли грибы можно употреблять в пищу?

– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет. (выступления учащихся)

Как определить что гриб несъедобный?

- Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните.

- Прочитайте правила в учебнике и запомните их.

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

-Это змея.

-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.

Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28. (выступления учащихся)

Беседа после чтения

-Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)

-Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.)

-В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

-Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)

-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила? На стр. 28-29 прочитайте их.

-Что вы узнали нового?

- Молодцы!

Слушать учителя

Слушать выступления одноклассников

Отгадывать загадку

Высказывать свое мнение

Смотреть видеоролик

Читать правила

Отгадывать загадку

Слушать учителя

Читать материал из учебника

Беседовать по прочитанному материалу.

Читать учебник

Отвечать на вопросы

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

4.

Закрепление изученного материала

5 мин

 - Откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задание1.

- Что вы записали?

- Следующее задание № 2 вариант 2 самостоятельно, а затем проверим.

- У  кого возникли трудности?

Работать в тетради

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

5.

Итог урока

Рефлексия

3 мин

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какие цели мы ставили перед собой? Кто их достиг?

Продолжите предложение:

«Я узнал», ( ЧТО человеку приходится защищаться от природы)

«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

«Я запомнил», (ГДЕ  и КОГДА  правила безопасности нужно соблюдать .Во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

Команда отвечавшая на все вопросы  получает высший бал.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 25-29 читать, раб. тетр. №2 в.1, №3, №6.

- Спасибо за урок, можете отдыхать!

Отвечать на вопросы

Записывать домашнее задание

Р:осуществлять итоговый контроль

Л: самооценка на основе критерия успешности;

«Гроза» - Многие явления неживой  природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)

Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Гром -  это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния  - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться

(Надо постараться вызвать рвоту. При сильном отравлении необходимо обратиться к врачу.)

– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? (Грибы бывают ядовитые.)

Все ли грибы можно употреблять в пищу?

– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб.

- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. Уч.

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила? На стр. 28-29 прочитайте их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м о л н и я п о г а н к а г а д ю к а с о б а к а л а н д ы ш и я г о д а к о т с ь

Слайд 2

Живая природа кот, собака, змея, растения, грибы; Неживая природа молния

Слайд 3

Природа и наша безопасность

Слайд 4

Гроза Гроза́ — атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией.

Слайд 5

Продолжи предложение… Что нельзя делать во время грозы? Нельзя прятаться под____________. Нельзя находиться возле____________. Нельзя прикрываться от дождя_______. Нельзя___________.

Слайд 6

Правила поведения во время грозы Не приближайтесь к телеграфным столбам и высоким деревьям; Не прячьтесь в стогах сена и отдельно стоящих строениях; Не приближайтесь к водоемам; Не стойте вблизи металлических предметов, линий высокого напряжения

Слайд 7

Растения леса

Слайд 8

Несъедобные грибы

Слайд 9

Грибы-двойники Съедобный гриб Опасный двойник Желчный гриб Белый гриб Бледная поганка Шампиньон

Слайд 10

Грибы-двойники Съедобный гриб Опасный двойник Ложно опенок серно-желтый Опенок летний Ложно опенок кирпично-красный Опенок осенний

Слайд 11

Чтобы не отравиться ядовитыми растениями и грибами Никогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны Никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь

Слайд 12

Змеи

Слайд 13

Правила поведения с домашними животными После игры с кошкой или собакой надо обязательно помыть руки Нельзя гладить незнакомых кошек и собак Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать Нельзя убегать от собаки Нельзя поворачиваться к собаке спиной Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу



Предварительный просмотр:


Самоанализ урока по окружающему миру

в 3 классе по теме «Природа и наша безопасность».

Учитель начальных классов Гаврилова Раиса Алексеевна

МАОУ «Федоровская СОШ»

Урок проведён по типу «открытие новых знаний и первичное закрепление нового материала».

Перед собой ставила цель:

- создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

- сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;

- развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Были поставлены цели для учащихся:

Знать:

понятия опасностей в живой и неживой природе, правила безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Уметь:

- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, используя различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала игру «Что? Где? Когда?» , кроссворд, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.

На этапе изучения нового материала в ходе групповойработы учащиеся пришли к выводу, что многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека и необходимо соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу.

Мною было организовано использование учащимися разных видов источников (учебник, карточки,энциклопедии).

Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание.

Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.

В течение урока была организована работа по формированию УУД, а именно:

- личностные УУД –ответственное отношение к сохранению своего здоровья, к здоровью и безопасности окружающих; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; способность к самооценке своих действий;

- регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

- познавательные УУД – читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

-коммуникативные УУД – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости соблюдения правил при общении с природой, нести ответственность за ее сохранение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...

Презентация "Природа и наша безопасность " 3 класс Плешаков

Презентация  к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Природа и наша безопасность" Плешаков УМК "Школа России"...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...

Открытый урок окружающего мира " Природа и наша безопасность"

Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой. Планируемые результаты: Предметные: форм...

Урок-проект "Природа и наша безопасность"

Конспект урока-проекта по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России" (А.Плешаков)...