Технологическая карта урока Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гумерова Диляра Маратовна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_uroku_okruzh.mir_4klass.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Дата: 25.10.2019

Класс: 4 А

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Наши реки

Цель: создать условия для формирования представления о реках России и родного края.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с реками России и родного края;

- раскрыть значение водоемов в экологической системе;

- показать роль человека в охране рек и водоемов.

Развивающие:

- формировать познавательный интерес.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, культуру поведения в природе.

Методы и приемы: коммуникативные: беседа, ответы на вопросы; наглядные: работа с картой, презентация; практические: работа с учебником и рабочей тетрадью; частично-поисковые, проблемные.

Ресурсное обеспечение: презентация, карточки с заданиями, учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

Предметные: знают термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

знают и показывают на картах главные реки России и своего региона.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находят и выделяют под руководством учителя необходимую информацию из текстов;

устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, преобразовывают практическую задачу в познавательную; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: включаются в диалог с учителем и сверстниками; формулируют ответы на вопросы.

Личностные УУД: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Практикант: Гумерова Диляра Маратовна

Учитель: Хайруллина Рамзия Ахатовна

Методист: Диганова Татьяна Григорьевна

Этапы

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Форма организации

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Диляра Маратовна. Садитесь. Повернитесь к соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.

Беседа

Приветствуют учителя.

Ф

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Ребята, давайте проверим как вы поняли предыдущую тему. Обратите внимание на слайд. Надо выбрать правильный ответ.

1) Какое полезное ископаемое самое прочное?

А. Известняк Б. Гранит

В. Каменный уголь Г. Торф

2) Какое полезное ископаемое может плавиться?

А. Глина  Б. Песок

В. Нефть  Г. Железная руда

3) Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?

А. Из глины  Б. Из железной руды

В. Из нефти  Г. Из торфа

4) Какое полезное ископаемое обладает пластичностью?

А. Глина  Б. Песок

В. Известняк  Г. Гранит

5) В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?

А. В торфе  Б. В буром угле

В. В известняке  Г. В природном газе

6) Какое полезное ископаемое называют «черным золотом»?

А. Нефть  Б. Природный газ

В. Каменный уголь  Г. Торф

7) Какое полезное ископаемое называют попутным?

А. Нефть  Б. Природный газ

В. Торф  Г. Антрацит

- Обрати внимание, что в последних вопросах может быть несколько правильных ответов.

8) Какие полезные ископаемые горючи?

А. Природный газ  Б. Песок

В. Торф  Г. Нефть

9) Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

А. Песок  Б. Известняк

В. Гранит  Г. Глину

- Давайте приступим к следующему заданию. Я буду читать вам характеристику, а вы определять, какое это полезное ископаемое.

- Ребята, у вас на столах лежат условные обозначения полезных ископаемых. Я буду читать вам характеристику, а вы в парах будете определять, какое это полезное ископаемое и показывать листок.

1. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

2.В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, четкие их опечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идет речь?

3. Это полезное ископаемое входит в состав грифеля простых карандашей. От его количества зависит твердость карандаша. Знаете ли вы, что для производства пластилина необходимы жир и это же полезное ископаемое? О каком полезном ископаемом идет речь?

4. В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячу лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идет речь?

5. Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.

6. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен.

7. Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч.

8. Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

9. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.

10. Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут.

11. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

12. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

   Беседа,

ответы на вопросы

- Гранит

- Железная руда

- Из нефти

- Глина

- В известняке

- Нефть

- Природный газ

- Природный газ, торф, нефть

- Песок, известняк, гранит, глина.

- Природный газ.

- Об известняке.

- О глине.

- О торф.

- Торф.

- Железная руда.

- Каменный уголь.

- Гранит.

- Известняк.

- Нефть.

- Песок.

- Глина.

Ф

П

3. Выявление места и причины затруднения

- Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я река и океан.

Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.

- Каким цветом обозначена вода на карте?

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

- Какой цвет на нем преобладает? Почему?

- Одинакова ли вода на вкус?

- Какая вода в водоемах нашего края?

- Какие водоемы вы знаете?

- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению: водоемы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).

- Сегодня на уроке мы начнем изучать водоемы, а с каким именно мы сегодня познакомимся узнаем, отгадав загадку:

В нее льется,

Из нее льется,

Сама по земле плетется.

Беседа,

проблемный

- Вода.

- Глобус.

- Синий. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.

- Нет, вода бывает пресная и соленая.

- Пресная.

- Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.

- Естественные: река, озеро, море, океан, ручей. Искусственные: канал, водохранилище, пруд.

- Река.

Ф

4. Построение этапа выхода из затруднения

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем делать на уроке?

- Ребята, какие водоемы расположены на территории нашего края?

- Назовите естественные водоемы.

- Назовите искусственные водоемы. (Ответы детей дополняются рассказом учителя).

- На берегу какой реки расположен наш город?

- Теперь давайте поговорим какие выделяют части реки. Выделяют устье, приток, исток, правый берег, левый берег.

(Слайд: части реки.)

Частично-поисковый

- Река Кама, Волга, Ока, Дон, Амур, Москва.

- Кама.

Ф

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

- Вспомним схему реки.

(Схема русла реки на слайде.)

-Как называется место падения реки в другую, большую реку или море, озеро?

- Кто покажет, где находится устье реки?

- А как называется место, где река берет свое начало? Кто покажет, где он находится?

- Что еще имеет река?

- Как мы это узнаем?

Физкультминутка

- Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

Беседа,

работа с картой

- Устье.

- Исток.

- Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

- Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.

Ф

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Найдите на стр. 63 учебника условный знак «Работа в парах».

Выполните задание. Карта на стр. 50-51.

- Ребята, какие реки вы видите на странице 62-63? Какие крупные реки вы еще знаете?

- Как правильно их надо показывать?

- Покажите, в какой части страны – европейской или азиатской – они находятся, в какое море впадают.

- Прочитайте текст на стр. 64-65.

- Что вы знаете о значении водоемов?

- Да, ребята, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А правильно ли мы ведем себя, находясь у водоема? Какие экологические нарушения вы наблюдали, отдыхая на реках нашего края?

-Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

- Как вы можете помочь в охране наших водоемов?

Частично-поисковый, работа с картой

- Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.

- Люди мусорят, загрязняют водоемы.

- Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

Ответы учеников.

П

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, самостоятельно в рабочих тетрадях на стр. 36 выполните №1.

- Выполнив первый номер, проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка».

- Следующее задание №3. С помощью карты текста учебника соедини линиями названия рек и городов, которые на них построены.

- Выполните самопроверку по эталону, который на слайде.

Частично-поисковый

Самостоятельно выполняют.

Самопроверка.

Самостоятельно выполняют.

Самопроверка.

И

8. Включение в систему знаний

- Какие реки вам запомнились?

- Что общего у всех рек?

- Какая река – самый крупный водоем нашего края?

- Как его надо охранять?

- Домашнее задание рабочая тетрадь стр. 37 №4.

беседа

Ответы учеников.

- У них есть истоки, притоки, устья и берега.

- Волга.

Ответы учеников.

Ф

9. Рефлексия учебной деятельности

- У вас на столах лежат цветные карточки: желтые и красные. Поднимите желтую карточку, если вам понравился урок, а красную карточку, если у вас были затруднения.

беседа

Ф

Учитель: ___________

Методист: __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...