Конспект урока по "Окружающему миру", 3 класс, тема: Разнообразие веществ
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чернышева Яна Сергеевна

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: Разнообразие веществ

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)

Цель: познакомить детей с веществами и их свойствами, научить правильно пользоваться и различать эти вещества.

Задачи:

Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Развивающая: развивать умения работать с таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.

Оборудование: Компьютер, медиа проектор, экран, раздаточный материал Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:

УМК: Школа России

Тема урока: Разнообразие веществ

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, повторение ранее полученных знаний. (получения нового знания)

Цель: познакомить детей с веществами и их свойствами, научить правильно пользоваться и различать эти вещества.

Задачи:

Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Развивающая: развивать умения работать с таблицами, наблюдательность, познавательный интерес, внимательность, память.

Оборудование: Компьютер, медиа проектор, экран, раздаточный материал Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ученики, я рада вас всех видеть. Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Яна Сергеевна. Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь к соседу, поздоровайтесь, улыбнитесь.

Теперь мы готовы начинать урок

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу.

2. Актуализация знаний.

-Давайте начнем наш урок с проверки ваших знаний по прошлой теме. Я вам буду задавать вопросы, а вы по руке будете на них отвечать.

-Что такое тело?

Приведите примеры.

-Какие бываю тела?

Приведите примеры.

-Что такое вещество?

Приведите примеры.

-Какими бывают вещества?

- Из чего состоят вещества?

-Сейчас я предлагаю вам разделить все вещества, которые я назову, на группы «твердые», «жидкие» и «газообразные», я буду называть вам вещество, а вы по руке будете отвечать в какую группу их определить. Всем понятно задание?

-Углекислый газ

-Соль

-Молоко

-Железо

-Водород

-Серебро

-Вода

-Все верно ребята, вы отлично справились с заданием.

-Это любой предмет, любое живое существо.

-Естественные (тела природы) и искусственные тела (тела, созданные руками человека).

-Это из чего состоит тело.

-Твердые, жидкие, газообразные

-Из молекул и атомов.

-Да

-Газообразное

-Твердое

-Жидкое

-Твердое

-Газообразное

-Твердое

-Жидкое, твердое, газообразное.

3. Целеполагание

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать вещества, как вы думаете, с чем на уроке мы с вами познакомимся?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о различных веществах, научимся их описывать. Попробуйте сформулировать тему урока.

-Все верно, тема нашего сегодняшнего урока «Разнообразие веществ»

-Какую цель мы поставим сегодня? (Вывешиваю таблицу с целью на доску)

-С веществами и их свойствами

Разнообразие веществ.

Познакомиться с новыми веществами и их свойствами. Научиться различать эти вещества.

4. Открытие новых знаний.

-На свете очень много веществ. Их известно несколько миллионов. Вещества изучает особая наука – химия, с этим предметом вы познакомитесь в старшей школе.

А сегодня мы отправимся на кухню.

-Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки:

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…

-Все верно, первое что мы сегодня рассмотрим это соль.

Как вы думаете, какое её самое главное свойство? Какова она на вкус?

-Верно. Как вы думаете какое еще у нее есть свойство? Если опустить ложку соли в воду что с ней станет?

-Как добывают соль?

- Еще соль необходима для нормальной работы организма. Она содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета.

-А вы знаете как человек впервые познакомился с солью?

-Первое знакомство первобытных людей с солью произошло случайно. Сохранилась восточная легенда, рассказывающая о том, как ещё в глубокой древности человек уронил во время еды кусок мяса. Подняв его, он заметил, что мясо изменило вкус. Человеку это так понравилось, что он захватил с собой горсть земли, которая оказалась пропитанной солью, и принёс её к своему племени. Так люди и стали использовать соль как добавку к пище.

-Чтобы узнать куда еще можно использовать соль, давайте прочитаем последний абзац на странице 41. Кто мне может рассказать?

-Все верно ребята. На кухне есть еще одно вещество с которым мы с вами познакомимся. Оно по виду похоже на соль. Как вы думаете, что это за вещество?

-Верно. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус?

-Все верно. Сладкий вкус сахара – главное его свойство.

-Ребята, как вы думаете, откуда берется сахар? Чтобы это узнать давайте откроем учебник на странице 42 и прочитаем.

-Во многих странах вместо него употребляли мед, сладкий сок березы. И только в начале 19в. В России были построены заводы, которые делали сахар из растений.

-Давайте обратим внимание на рисунки. Из каких растений добывают сахар?

-Как вы думаете, на что по внешнему виду похожа сахарная свёкла.

-Да, и в правду, она очень похода на нашу свеклу, которую наши мамы зачастую используют в блюдах. А в каких?

Обыкновенный сахар - это не единственное сладкое вещество в природе.

Глюкоза – еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных фруктах и частях растений. Какие сладкие фрукты вы ели?

-Очень много глюкозы в винограде. Некоторым даже знакомы такие витаминки в виде таблеточек. Они хорошо помогают для работы нашего мозга.

Соль

-Соленая

-Она растворится

- Соль добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще ее добывают из вод соленых морей и озер.

-Нет

Некоторые соли люди используют как удобрение

Сахар

Сладкий

Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный.

Сахарная свёкла и сахар

На нашу обычную свёклу

-Борщ, винегрет, свекольник, селедка под шубой

-Арбуз, мандарин, персик, виноград

5. Физминутка

-А сейчас самое время для физминутки

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись

6. Открытие нового знания

-Есть ещё одно вещество белого цвета, которое можно найти на кухне. его используют при приготовлении киселя. Как вы думаете, что это?

-Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Сейчас мы попробуем определить: в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Дело в том, что если на продукт, содержащий крахмал капнуть раствором йода, то он окрасится в сине-фиолетовый цвет.

-Для этого нам нужно открыть тетради на странице 26

-Сейчас я буду проводить опыты, и мы все вместе запишем результаты в таблицу.

- Первый продукт: огурец

Второй-картофель,

Третий-хлеб.

(Проводим опыт)

-Ребята, как вы заметили, в таблице осталось еще место для одного продукта, я вам предлагаю дома с родителями провести такой же опыт с любым другим продуктом, и вписать результат в таблицу. А сейчас мы продолжим нашу тему.

-Есть еще одна большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Каждому знаком вкус лимона. Какой он?

-Такой вкус ему придает лимонная кислота. А какая же кислота придает вкус яблоку?

-А в листьях щавеля какая кислота?

А когда прокисает молоко, какая кислота в нем образуется?

- Назовите главное свойство кислот?

- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? И почему нельзя это делать?

-На кухне вы можете встретить всем известную уксусную кислоту, такую кислоту используют только в разбавленном виде, и детям прикасаться к такой бутылочке запрещено.

-Но кислоты вы можете встретить не только на кухне, но и в природе. Чтобы подробнее узнать, как используются кислоты в природе откройте учебник на странице 44 и прочитайте последний абзац.  

-Но в природе есть еще и другая кислота, которая приносит беды. Это кислотные дожди. Кто-нибудь знает что это такое?

-К каким бедам приводят такие дожди?

-Однако, загрязняющие вещества, являющиеся причиной кислотного дождя, наносят вред и здоровью человека. Как вы думаете, какой вред?

-Эти газы взаимодействуют в атмосфере, формируя опасные соединения, которые могут переноситься по воздуху на огромные расстояния и попадать глубоко в лёгкие человека путём их вдыхания.  Это способствовало увеличению заболеваемости и даже к преждевременной смерти.

-Крахмал

-Кислый

-Яблочная кислота

-Щавелевая

-Молочная

-Кислый вкус

-Нет, некоторые кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину)

-Некоторые насекомые и растения с помощью кислоты защищаются. Так муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают едкие струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы

-Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Такие осадки выпадают вместе с дождем на землю.

Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям (особенно в горах), изменяют кислотный состав почв, кислотные дожди ускоряют коррозию строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, статуи и другие объекты культурного наследия человека.

7. Закрепление новых знаний

-Ребята, исходя и наших новых полученных знаний, я вам предлагаю заполнить таблицу.(Даю листочки на первую парту а дети передают по ряду, выполняют задание и делают самопроверку)

Названте  вещества

Главное  свойство  вещества

Где встречаются, содержатся

 С а х а р

Сладкий вкус

В фруктах, мёде, сахарной свёкле, тростнике

С о л ь

Соленый вкус

В морской  воде, под землёй

К и с л о т а

Кислый вкус

В молоке, яблоках, муравьях.

8. Итог урока

-Ребята, а теперь давайте вернемся с вами в начало урока и вспомним какую цель мы с вами поставили.

-Вы узнали новые вещества?

-Какие?

-Как отличить сахар от соли?

-Как в природе используются кислоты?

Познакомиться с новыми веществами и их свойствами. Научиться различать эти вещества.

-Да

-Соль, сахар, крахмал, кислота

-По вкусу

-Используются насекомыми и растениями для защиты

9. Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Задание на с. 25 в рабочей тетради.

10. Рефлексия

-Ребята, сегодня мы познакомились с очень важной темой. Вы узнали о новых веществах и их свойствах. Вы молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

3 класс. Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме :"Разнообразие веществ" (конспект+презентация)

Цели: 1. Донести до учеников, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.2. Обеспечить развитие памяти, внимания.3. Вызвать интерес к уроку «Окружаю...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьмиуметь:...

Конспект для урока окружающего мира на тему : "Разнообразие растений"

Конспект разработан по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...

Технологическая карта урока Окружающего мира по теме: "Разнообразие веществ" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование у обучающихся представления о разнообразии веществах, какими свойствами они обладаю и как используются человеком;Задачи урока:Дидактические:1 Познакомить обучающихся с веществ...