Урок окружающего мира во 2 классе "Почему закрываются шишки?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Решетина Наталья Александровна

Конспект урока поможет учителю при подготовке к уроку во 2 классе по учебникам Чудиновой-Букварёвой. Рекомендую прочитать и учителям работающим по другим учебникам. Материал урока интересен, актуален и очень нравится ребятам.

Предлагаемый урок окружающего мира по учебнику Е.В. Чудиновой – Е.Н. Букварёвой был разработан и проведён в параллели 2-х классов (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Проблемная ситуация созданная на уроке являлась первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока направлена на постановку учебной задачи Как провести эксперимент?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira_2_klass_pochemu_zakryvayutsya_shishki.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  «Почему закрываются шишки?»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №56 УИМ»       Решетина Наталья Александровна

АННОТАЦИЯ

Предлагаемый урок окружающего мира по учебнику Е.В. Чудиновой – Е.Н. Букварёвой был разработан и проведён в параллели 2-х классов (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Проблемная ситуация созданная на уроке являлась первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока направлена на постановку учебной задачи Как провести эксперимент?

Пояснительная записка

Тема

«Почему закрываются шишки?»

Класс

2

УМК  

«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»

Место урока в системе уроков

Урок открытия нового знания.

Педагогическая цель

Открытие нового способа получения ответов - эксперимент

Задачи урока

- выяснить, почему закрываются шишки;

- определить, какие условия для процесса закрывания шишек существенные, а какие – нет;

- определить последовательность проведения эксперимента;

- продолжить работу по формированию компонентов учебной деятельности;

- развивать коммуникативные умения обучающихся;

- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителю в процессе работы на уроке.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- осознавать личностный смысл учения.

Метапредметные:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- ставить и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания);

- формулировать учебную задачу;

-проводить анализ с выделением существенных признаков;

- делать умозаключения и выводы;

- моделировать открытые свойства;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные:

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Предметные:

- знать особенности погодных явлений;

- знать последовательность проведения эксперимента;

Организация пространства

Работа фронтальная, в группах,  индивидуальная.

Оборудование

1. Шишки сосновые открытые, коробочка, стакан с водой, вентилятор.

2. учебник: Е.В. Чудинова – Е.Н. Букварёва 2 класс и рабочая тетрадь к учебнику,

Методы  организации деятельности учителя и обучающихся

  • Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемную ситуацию при изложении материала, ведение учебного диалога, самооценку.
  • Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.
  • Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.
  • Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.
  • Деятельностный, исследовательский методы обучения.

Анализ результатов урока

  • Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
  • Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.
  • Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех обучающихся.
  • Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.

«Почему закрываются шишки?»

(система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Регулятивные УУД:

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

- формирование умения осуществлять самоконтроль;

Личностные УУД:

- самоопределение, построение

жизненных планов вовременной

перспективе.

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества

учителем

сверстниками.

Учитель приветствует обучающихся.

Начинается урок,

Прозвенел уже звонок

Всем пора теперь учиться

И не стоит нам лениться!

Будем многое мы знать,

Учиться будем мы на пять!

 

Обучающиеся приветствуют учителя.
Присаживаются за парты.

2. Создание «ситуации успеха»; актуализация знаний

Предметные УУД:

- природное сообщество Лес

Познавательные УУД

-уметь отделять новое от уже изученного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

- уметь выражать свои мысли в устной форме;

-формулировать корректные ответы в рамках учебного диалога.

- Ребята, кто недавно был в парке или в лесу гулял?

- В что можно в лесу найти и с собой привезти?

Обучающиеся поднимают руки

- Ягоды, грибы, шишки…

Выслушиваются мнения детей.

3. Ситуация “разрыва”

Предметные УУД:

-шишки – плоды хвойных деревьев;

Познавательные УУД:

- разный вид шишек при разных погодных условиях;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение слушать и понимать речь других.

- Вот про шишки и написана история в нашем учебнике. Послушайте…

Учитель читает рассказ из учебника с. 46. Демонстрирует шишку.

Мне, ребята, очень захотелось узнать ответ на вопрос Почему же шишки закрылись? А вам интересно будет?

Каким способом можно узнать? Какие способы получения новых знаний вы знаете?

Подходят ли эти способы? 

Учитель предлагает проверить невозможность получения ответа известными способами.

Предлагаю вам провести эксперимент.

Слушают рассказ.

Соглашаются

- Прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть самому.

Обучающиеся делают вывод, что прочитать в классе  негде, спросить сейчас не у кого, посмотрели – шишка открыта. 

Нам нужен ещё способ, как получать ответы на вопросы!

Физминутка

двигательная

Мы в лес пошли,

Там грибок нашли,

Положили в кузовок,

Это первый наш грибок!

Мы в лес пошли,

Ягодок мы там нашли!

Положили во роток!

Очень вкусен ягод сок!

(ходьба на месте)

(нагнулись)

(имитация действий)

ходьба на месте)

(нагнулись)

(имитация действий)

4. Фиксация проблемы в виде модели,

планирование исследовательской деятельности

Предметные:

- эксперимент – новый способ получения знаний;

Познавательные УУД:

–выделятьсущественныепризнаки,устанавливатьпричинно-следственныесвязи,делатьумозаключение.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

-формулировать корректные ответы в рамках учебного диалога.

Эксперимент – способ получения новых знаний путем проведения опытов, исследований.

Сначала составим план эксперимента.

Первое – вопрос, у нас он есть…

Гипотезы – предположения, неточные ответы…

Вспомним рассказ, что изменилось на следующий день? Это и будут наши гипотезы. Запишем их в рабочую тетрадь на с. 39.

Затем нужно проводить опыты. Их результат и поможет нам выявить какая из гипотез верная. Нужно будет поместить объект в противоположные условия. Предложите варианты.

Затем посмотрим, что произойдёт, изменится при каждом условии и сделаем вывод. Запишем схему в рабочую тетрадь на с. 39.

СХЕМА (появляется на доске постепенно)

?→ ! ^     !

Предлагаю вам выполнить исследования, разбившись на группы.

Почему закрываются шишки?

 Вспоминают содержание рассказа

Похолодало, был дождь, пасмурно было, ветра не было.

Теплое место – холодное место

Сухое место – мокрое место

Светлое место – тёмное место

Ветреное место – место без ветра

5. Физическая пауза – разделение класса на группы

Учитель помогает объединиться в группы, напоминает о правилах работы, уровне шума

Рассаживаются по группам, демонстрируют готовность, поднятием рук, взявшись за руки

6. Этап решения частных задач

Предметные УУД:

- проводить опыт для поиска ответа на вопрос

Познавательные УУД:

– выделять существенные признаки,

-устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключение.

Коммуникативные УУД:

-определять правила работы в группах;

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Спасибо! Какая группа будет проверять условие: холодное место – теплое место, сухое – мокрое место, …(определить для каждой группы)

Подумайте, как создать необходимые противоположные условия. Предложите варианты.

Теплое место – холодное место

Сухое место – мокрое место

Светлое место – тёмное место

Ветреное место – место без ветра

Возьмите необходимые материалы и проведите своё исследование.

(Необходимо подготовить и показать, что можно взять и использовать, наблюдать за процессом, помогать в случае необходимости). 

Сразу всё не изменится, для всего нужно время, в рассказе прошла целая ночь. Мы с вами пока оформим наш эксперимент в рабочей тетради.

Откройте с. 38. Оформим 2 исследования в тетради.

Выбирают условие исследования по желанию

Обсуждают в группе, советуются с учителем

На окне(батарейке) – за окном

На столе – в стакане с водой

На столе – в закрытой коробке

Вентилятор – на столе, где не дует

Обучающиеся самостоятельно раскладывают шишки в противоположные условия

7. Первичное закрепление

Предметные УУД:

- сформулировать ход опыта и его результат

Познавательные УУД:

-выбор наиболее эффективных способов решения;

-умение осознанно строить речевое высказывание. 

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;

-коррекция действий партнера;

Теперь давай вспомним все условия и посмотрим, что изменилось.

Из каждой группы один участник расскажет и продемонстрирует нам результат. Выходите…

Почему шишки закрываются?

Какое условие верное?

Мы исследовали, закроется ли шишка в холоде, положили одну шишку в тепло, на батарею, другую – за окно, там холодно. Посмотрели – шишки не закрылись. Это неверное условие.

(Также другие обучающиеся рассказывают о своих опытах) Но в опыте с мокрой шишкой, если у ребят не успеет закрыться шишка, учитель демонстрирует свою, пролежавшую дольше в воде, закрытую)

Шишка закрывается, когда намокает!

Сухое место – мокрое место

8. Рефлексия

Предметные:

  • делать вывод на основе проведённого эксперимента

- знать особенности погодных явлений и их влияние на шишки;

Личностные УУД:

- положительное отношение к проделанной работе.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Ребята, можем ли мы сказать, что сегодня на уроке сделали открытие?

-Какое?

- Как мы смогла это узнать?

- Кто напомнит этапы эксперимента?

- Кому хочется ещё провести какой – нибудь эксперимент, чтобы узнать ответ на интересный вопрос?

Этим мы займёмся на следующих наших уроках окружающего мира.

- Спасибо за урок, по вашим ответам и улыбкам понимаю, что урок был интересным. Кто уже ждёт следующего урока?

- Да, можем.

- Оказывается, шишки закрываются из-за дождя, когда намокают.

- Провели эксперимент.

(отвечают,  глядя на схему)

(активно поднимают руки)

9. Домашнее задание

Кому хочется дома ещё раз проверить действительность открытого нами знания про закрытые шишки, можете взять шишку домой и положить дома в воду. На следующем уроке расскажете, что произошло у вас…

Повторите план эксперимента по рабочей тетради. с.39.

По желанию берут шишки

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...