Окружающий мир "Про воду"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

Формирование у учащихся представления о свойствах воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_pro_vodu.docx56.46 КБ
Файл prezentatsiya_pro_vodu.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Про воду»

Окружающий мир – 2 класс

Коваленко Лариса Валериевна – учитель начальных классов

МОБУ СОШ №34


Тема урока: «Про воду».

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цели:  формирование представлений о свойствах воды

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

Личностные:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Формировать умение строить устные высказывания, обосновывать свое мнение, проводить сравнение и обобщение

Формировать умение классифицировать по различным состояниям

Формирование учебно - познавательного интереса

Формирование осознания смысла своих учебных действий

Формирование умения осознавать и формулировать тему и цели урока

Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу

Формирование умения сотрудничать с учителем

Формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

Формировать собственное мнение

Планируемый результат:

Предметные:

Научатся рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.   

 Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

 Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы

Основные понятия: состояние воды, свойства воды.

Межпредметные связи: русский язык, чтение.

Ресурсы:

Основные: А.А.Плешаков «Окружающий мир» - 2 класс, стр.52-55. Атлас – определитель.

Дополнительные: информационные листы, энциклопедия «Я познаю мир».

   Оборудование: карточки для игры «Твёрдое. Жидкое. Газообразное.»;  иллюстрации с фотографий «Три состояния воды»,  листы «Проверь себя»; листы «Оцени себя»; стаканчики – 8 штук, ложка – 3 шт., соль, сахар,

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока

1 . Прозвенел звонок, все встали в круг.

Игра «Здравствуй, друг!»

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.

 

2. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

3.-Это первый этап нашего урока. Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке.)

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Называют шаги учебной деятельности.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

2. Актуализация  опорных знаний.

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Вступительное слово учителя.

-Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что даётся даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор?

                                                                                  (Доктор Воздух)

- Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?

                       (Человек не может прожить без воздуха и трёх минут)

Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

1.Формулирование темы урока.

 – Как вы думаете,  каких ещё докторов для сохранения здоровья

нам предлагает природа? (варианты ответов)

                                                                                                   Слайд 2.

- Рассмотрите рисунки. Скажите, что общего в этих рисунках?

- О каком докторе здоровья мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

                                                                                                  Слайд 3.

- Посовещайтесь в группах и дайте определение: «Что такое вода?»

                                                                                                   Слайд 4.

- Давайте вспомним. где и в каком состоянии мы встречаем в природе  воду.

Игра «Твёрдое. Жидкое, Газообразное».

Выбираются ведущие. Они получают карточки со словами: «Твёрдое», «Жидкое», «Газообразное».

- Ребята, назовите, где вы в природе встречаете воду? Ответив, вы находите карточку с ответом, определяете в каком состоянии вода в вашем ответе и бежите к своему едущему. Выигрывает тот ведущий, кто быстрее соберёт свою команду.

ВЫВОД: вода бывает в трёх состояниях: жидком, газообразном, твёрдом.                                                                                              Слайд 5.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

                                                         Оцените свою работу.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Учащиеся вспоминают знания о воде, делятся на группы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД)

4. Постановка учебной задачи

- Почему вы считаете воду доктором здоровья?

(Без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни человек)

- А хотите доказать друг другу важное значение воды для растений, животных, человека.

                         ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

  1. Работа в группах

- Какую роль играет вода в жизни

  - растений (1 группа)

                                   Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Воду пьют леса и поля. Растения без воды погибнут.                 Слайд 6.

          - животных (2 группа)

                                    В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Вода входит с состав крови животных, которая разносит по всему организму питательные вещества. Животным необходимо выпивать в день.  А для некоторых животных вода – это дом, например, для рыб и дельфинов.                                              Слайд 7.

           - человека (3 группа)

                           Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра. Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды. Человек лечится водой (минеральной водой).             Слайд 8.

Вывод: вода – это жизнь и здоровье.

Учитель: Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, город, машины, дороги. Вода самая удобная  и большая дорога. Днём и ночью плывут суда, везут грузы и пассажиров.

                                                                                                    Слайд 9.

Без воды не замесить тесто для хлеба, ни приготовит обед, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Значит, как можно назвать воду в этом случае.

Вывод: вода – это помощник.

                                                                                                  Слайд 10.

Учитель: Когда мы хотим отдохнуть, мы часто отправляемся к морю, к  речке и другим водоёмам. Почему?

Как назовём воду в этом случае?

Вывод: вода – это красота.

                                                                                                   Слайд 11.

Итак, обобщим наши доказательства о важном значении воды для человека и всего живого.

Вывод: вода это красота и гармония в природе, жизнь для растений, животных и человека, помощник и доктор здоровья для человека.

                                                                                                 Слайд 12.

 - Молодцы, ребята! Хорошо поработали на этом этапе урока. Поблагодарите друг друга за работу. Оцените свою работу в группе.

   Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества

 А чем же таким обладает вода, что без неё нет жизни на земле?

                            затруднение

 - А хотите узнать о главных свойствах воды?

 - На сколько важно для вас знать о свойствах воды?

(С водой мы связываемся ежедневно, нам важно знать о воде)

- Какую проблему мы поставим перед собой?

                   Раскрыть свойства воды

                                                                                                   Слайд 12.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД)

4.Работа над новым материалом.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

1. Выполнение плана действий.

                        СВОЙСТВА ВОДЫ

 - Для того чтобы выяснить какими свойствами обладает вода, я предлагаю наш класс превратить в научную лабораторию и провести научные опыты. Кто хочет стать научным сотрудником?

- Но сначала разделимся на группы. Каждая группа получает задания и проводит свои исследования, делает выводы и представляет на общее обозрение результаты своей работы.

1 группа.

             Опыт №1

- Возьмите  стакан с водой и погрузите туда ложку.

 - Сделайте вывод.                                                          

 Вывод: вода – прозрачна.

     Опыт №2

- Сравните воду, налитую в стакане с листком белой бумаги.

-Сделайте вывод.                                    

Вывод: вода бесцветна.                                        Слайд

- Где человек использует это свойство?               Слайд

  2 группа.

            Опыт №3.

- Понюхайте воду, налитую в стакане.

- Сделайте вывод.

Вывод: вода без запаха.

                 Опыт №4.

- Что произойдет с водой, если ее капнуть на стекло?

- Сделайте вывод.

Вывод: вода – текуча.                                            Слайд

- Когда человек использует это свойство? Где с ним можно встретиться в природе?                                          Слайд

3 группа.

                   Опыт №4

  - Положите в стакан сахар и размешайте. Что произошло? Сделайте вывод.

- Положите в стакан соль и размешайте, Что произошло? Сделайте вывод.

  Вывод : вода – растворитель.   

                                                                                    Слайд

    Опыт №5

  - Попробуйте воду, а теперь сок.

 - Сделайте вывод.

 Вывод : вода – не имеет вкуса.

 - А теперь подумайте. Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная   или родниковая? Почему?  Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Вкуснее конечно родниковая т.к. она растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить. А дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена.

- Может быть, назовете,  какие свойства воды мы не вспомнили?

- Итак, перечислим еще раз свойства воды.                  (слайд № )

- Чему научились?

- Вы провели научную работу, за что вы можете похвалить своих сотрудников?

- Как вы оцениваете свою работу?

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

5.Первичное закрепление

Цели:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1. Закрепление.

- Почему воду называют главным сокровищем планеты?

         

.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

 - Заполните листы наблюдений. (Учащиеся приклеивают правильные ответы в таблицы).

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- Где допустили  ошибки?

- В чём причина?

2. - Оцените свою работу.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Расскажите по схеме (Слайд  ), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Автор: учитель начальных классов Коваленко Лариса Валериевна МОБУ СОШ №34

Слайд 2

Про воду Тема урока:

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ВОДА? Вода – это жидкое полезное ископаемое

Слайд 4

СОСТОЯНИЕ ВОДЫ ЖИДКОЕ ТВЁРДОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ

Слайд 5

красота Вода - это жизнь здоровье помощник

Слайд 6

Свойства воды 2. Бе c цветна 1. Прозрачна

Слайд 7

Свойства воды 4. Вода течёт. (свойство - текучесть) 3. Без запаха

Слайд 9

Свойства воды 5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Слайд 10

Свойства воды 6. Вода – не имеет вкуса

Слайд 11

Свойства воды 1. Вода - прозрачна 2. Вода - бесцветна 3. Вода без запаха 4. Вода - текуча 5. Вода - растворитель 6. Вода не имеет вкуса

Слайд 12

Проверь себя Свойства воды прозрачна без вкуса текуча бесцветна без запаха растворитель

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.

Конспект и презентация к уроку....

Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды

Урок окружающего мира -Вода.Свойства воды...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...