Урок окружающего мира
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Балакина Наталья Федоровна

Материал урока содержит основные этапы урока по ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс 

Тип урока: изучение нового материала.

                                           Технологическая карта урока

Тема: «Россия на карте».

Цели: ввести понятие «географическая карта»; познакомить с условными знаками

 на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать себя жителями великой

страны, научатся читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте.

             УУД (метапредметные):

  • Регулятивные: с помощью учителя уметь формулировать проблему и цель урока, планировать способы достижения поставленной учебной задачи и оценивать результаты работы;
  • Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы, работать в паре и в группе; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других;
  • Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; осуществлять постановку и формулирование проблемы; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Личностные: уметь определять и высказывать под руководством учителя правила сотрудничества.

Оборудование: презентация «Моя  Россия», физическая карта России, глобус; у  учащихся   цветные фишки, листы оценки своих достижений.

Этапы урока

Обучающие и

развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Орг. момент

Эмоциональная,  психологическая и мотивационная  подготовка учащихся  

к усвоению изучаемого

материала

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе  хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнулись, подарили частичку добра своим одноклассникам, гостям, своему учителю.

Проверили, всё ли готово к уроку?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 

Регулятивные: нацеливают  на успешную деятельность.

Личностные: выражают  положительное отношение к процессу познания, проявляют желание изучать новое.

Коммуникативные: формируют   умения слушать и слышать.

II.

Актуа-лизация знаний

Проверка домашнего задания  

- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?  (о весенних изменениях в природе)

- Какое задание вам было задано на дом? (нарисовать рисунок о весне и рассказать о весенних изменениях в природе)

Отвечают на вопросы учителя.

Показывают выполнение домашнего задания.

Оценка своей работы.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно  воспринимают оценку учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи в учении с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные:  слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

III.

Поста-

новка

учебной

задачи

Подведение учащихся  к формулированию темы и постановке  задач урока.

- У меня такое весеннее настроение, так и хочется петь. Вы эту песню тоже знаете.Подпевайте мне!

(исполняют песню «Красно солнышко»

на муз. П.Аэдоницкого, сл.И.Шаферана)

- Можно ли сказать, что авторы песни любят Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

- А что вы можете сказать о нашей стране?

- Где мы можем увидеть изображение нашей страны целиком?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока  на  с. 90 учебника.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте, что об этом говорит  Муравьишка.

Вместе с учителем поют песню.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и задачи  урока.

Познавательные:  самостоятельно формулируют  познавательные цели;

строят  логические цепи рассуждений;

Регулятивные: определяют и формулируют  цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления; понимают  и принимают учебную задачу.

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

IV.

Откры-

тие

новых знаний

Физми-

нутка1

Работа с учебником.

 

Выполнение задания  в рабочей тетр.

Работа с учебником.

- Прочитайте в учебнике  на с.95 зелёный вопрос №1;

- Так что же  такое карта?

- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике на с. 91

Побуждает к выполнению задания:  

  • №1  на с. 59;

- Зачем нужно изучать карту?

- Для того,  чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.

Как читать карту вы узнаете, прочитав текст в учебнике на с 94.

- Чтобы показывать на карте объекты надо знать правила работы с настенной картой;

-Будем читать, запоминать и одновременно показывать у доски, как правильно работать с картой.

-Продолжаем добывать знания: прочитайте объяснение №1 в учебнике

На  с.94.

- О чём прочитали?

Закрепим это с помощью физминутки.

А теперь закрепим это на практике, работая с картой.

Выполните в рабочей тетради задание №3

Читают, отвечают на вопросы.

Сравнивают свои ответы с определением в учебнике.

Работают самостоят.

Проверка.

Ответы уч-ся

Читают объяснение в учебнике, рассказывают о  прочитан.

Работают с памяткой

(у доски один ученик показывает действия работы с настенной картой)

Выполняют

физминутку, показывая  руками стороны горизонта.

Работают самостоятельно (за компьютером  один ученик)

Проверка.

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое карта;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации.  

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

-  контролируют оценку  действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат.

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради.

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

V.

Первич-ное

закреп-

ление

Работа с учебником.

Выполнение задания  в рабочей тетр.

Работа с учебником.

Выполнение задания  в рабочей тетради

- Прочитайте в учебнике зелёный вопрос №2;

- Ответить на него вы  сможете, прочитав

 текст  №2  на с. 94;

- О чём узнали, что запомнили?

Побуждает выполнить  в рабочей тетради задание №2;

-Продолжаем добывать знания: прочитайте объяснение №3  в учебнике  на с 94.

- О чём прочитали?

Закрепим наши знания, выполнив в рабочей тетради задание №3

Читают объяснение в учебнике, рассказывают о  прочитан.

Выполняют в рабочей тетради задание №2

(работа в паре)

Проверка.

Оценка своей работы.

Читают объяснение в учебнике, отвечают на вопросы.

Работают самостоятельно.

Проверка.

Оценка своей работы.

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Логические – осуществляют поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

-  контролируют оценку  действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат.

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради.

Физми-нутка2

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

На четыре- руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

VI.

Самос-тоятель-ная работа

Закрепление полученных знаний

-Пусть  «солнышко» осветит для вас любой уголок нашей страны, а вы постарайтесь рассказать о нём, читая карту с помощью  условных знаков.

Работают в группах

(от группы выступают по одному человеку у доски)

Проверка.

Оценка своей работы.

Познавательные:  классифицируют объекты, объединяют в группы по существенному признаку.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, отстаивают свою точку зрения, аргументируют  ее; учатся подтверждать ее аргументами и фактами.

VII.

Закреп-ление изучен-ного матери-ала

Работа с настенной картой

- Пришло время попутешествовать по нашей стране с фотоаппаратом, используя карту и фотографии в учебнике  на      с. 90-93

Работают в паре, один ученик –

 у доски.

Проверка.

Оценка своей работы.

Познавательные:  классифицируют объекты, объединяют в группы по существенному признаку.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, отстаивают свою точку зрения, аргументируют  ее; учатся подтверждать ее аргументами и фактами.

VIII.

Рефлек-сия.

Оцените свои достижения на уроке, закончив предложения:

-  Сегодня на уроке я    узнал…

-  Мне понравилось…

-  Самое интересное  задание…

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

IX.

Итог урока.

- Какие учебные задачи мы ставили перед собой вначале урока?

- Мы выполнили эти задачи?

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, аргументируют  ее.

X.

Домаш-нее задание

-Рабочая тетрадь с.61, задание  

№ 4-5.

- придумать свои условные обозначения.

Записывает домашнее  задание на доске.

Записывают задание в дневник, задают вопросы.

Регулятивные: выделяют  и осознают  то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: сотрудничают  в поиске и сборе информации.

Приложение 2.                            

                                                          Анализ урока

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было предложено учебное занятие по окружающему миру во 2 классе по теме: «Россия на карте».

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу “Путешествие”. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.   Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод, старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал, мотивировал на продуктивную работу: “я хочу”, “я могу”.

Актуализация знаний учащихся помогла проверить домашнее задание, оценить свои знания на данном этапе урока и осуществить плавный переход к постановке учебной задачи. Для этого была показана презентация о красоте нашей Родины, а дети вместе с учителем исполнили свою любимую песню “Красно солнышко” (муз. П. Аэдоницкого, сл. И. Шаферана).

Постановка учебной задачи проводилась в виде беседы по содержанию песни (Что вы можете сказать о России? Где мы можем увидеть изображение нашей страны целиком?).

Учащихся самостоятельно сформулировали тему и задачи урока и проверили свои предположения, прочитав в учебнике, что об этом говорит учёный Муравьишка.

На этапе открытия новых знаний обучающиеся читали зелёные вопросы в учебнике, отвечали на них, затем сравнивали свои ответы с определением в учебнике.

Первичное закрепление знаний проводилось в виде самостоятельного добывания знаний: учащиеся читают объяснение в учебнике, рассказывают о прочитанном, потом выполняют задания в рабочей тетради с последующей самопроверкой. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися  умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована словарная работа по закреплению новых терминов. На данном этапе урока учащиеся продемонстрировали работу с компьютером, работу в парах и оценили свои знания в листках достижений.

Физкультминутка способствовала тому, чтобы ученики не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.

Самостоятельная работа помогла закрепить полученные на уроке знания. На данном этапе урока применила не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок логическое задание: выбрать на карте любой уголок нашей страны и рассказать о нём. Это позволило выявить, как учащиеся могут пользоваться картой, читая её с помощью условных знаков (главная задача учебного занятия). Работа проводилась в группах (от группы выступали по одному человеку), что помогло отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки. Считаю, что с данным заданием учащиеся справились хорошо. Свои умения и навыки ребята постарались оценить в листках достижений.

Закрепление изученного материала провела в виде путешествия по нашей стране с фотоаппаратом, используя карту и фотографии в учебнике. Один ученик работал у доски с настенной картой, остальные “путешествовали” в парах. Такой вид деятельности способствовал умению учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы. Знания на этом этапе урока учащиеся проверили и тоже оценили в листках достижений.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний, учащиеся смогли поделиться своими достижениями, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я узнал...

- Мне понравилось...

- Самое интересное задание...

Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: придумать свои условные обозначения.

На уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО).

Думаю, что на занятии был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика. Содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено работе с картой.

Урок проведен в соответствии с программой “Школа России” и предмета окружающий мир для 2 класса (автор А.А. Плешаков). Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЯ НА КАРТЕ

Слайд 2

Велика и прекрасна наша страна РОССИЯ. Росси́я (от греч. Ρωσία — Русь [1] ; официально — Росси́йская Федера́ция или Росси́я ) — страна, расположенная в Восточной Европе и Северной Азии . Является самым большим государством мира (17 075 400 км² или 11,46 % площади всей суши Земли , или 12,65 % заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады ). Население на 2010 год составляет 141 927 296 человек, в настоящее время страна занимает девятое место в мире по этому показателю. Государственный язык на всей территории страны — русский .

Слайд 3

Но хотя наша страна огромна и проехать ее всю от начала до конца займет несколько недель, мы можем сегодня совершить путешествие по стране , не выходя из класса. Как вы думаете , что нам поможет в этом???

Слайд 4

Моря есть –плавать нельзя, Дороги есть –ехать нельзя, Земля есть- пахать нельзя. Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев. Моря без воды.

Слайд 5

КАРТА

Слайд 6

Карта –это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Слайд 7

Для того , чтобы научиться путешествовать по карте , нужно научиться ее читать. Читать карту –это не значит читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Слайд 8

Откроем учебник на странице 26-27. Определим стороны горизонта. Найдем столицу. Назовем моря , омывающие нашу страну с юга , севера , запада , востока. Что обозначают на карте разные цвета. Ищем горы , реки, равнины. Города, болото, границу нашей страны. Острова и полуострова.

Слайд 9

О́стров — участок суши (обычно естественного происхождения), окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива . От материков острова отличаются меньшими размерами (самым большим по площади островом принято считать Гренландию , которая приблизительно в три раза меньше самого малого континента — Австралии ). Встречаются одиночные острова и их группы — архипелаги .

Слайд 11

Полуо́стров — часть суши, одной стороной примыкающая к материку или большому острову , а со всех остальных сторон окружённая морем или озером . Небольшой полуостров часто называется мысом . В большинстве случаев полуостров составляет в геологическом отношении одно целое с материком. В отличие от острова , площадь полуострова — понятие условное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...