« Животный и растительный мир Северной Осетии. Музыка в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Арисланова Людмила Михайловна

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с животным и растительным миром Северной Осетии; Красная книга, что это? Какую роль играет музыка в природе? Расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру; охрана природы.


ЗАДАЧИ: : понять значение и смысл Красной книги. Умение различать хвойные  деревья, сравнивать их. Понимание и особое значение музыки в природе.

 

ТИП УРОКА: урок- исследование.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

 Планируемые результаты: учащиеся научатся различать растительный и животный мир Северной Осетии, тех представителей, которые занесены в Красную книгу.  Различать хвойные деревья. Определять роль музыки в природе. Понять, как можно предотвратить экологическую беду.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Основные понятия:  Красная книга.

Межпредметные связи: окружающий мир и музыка.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты для групповой работы с информацией и пазлами; таблицы;  картинки деревьев, кустарников, животных, птиц; тест с использованием ИКТ, ноутбуки.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе

Арисланова Людмила Михайловна, учитель начальных классов , ГБОУ школа- интернат г. Владикавказ

Базовый учебник: Плешаков А. А. «Окружающий мир», 1 класс, Москва, изд. «Просвещение»

Тема: « Животный и растительный мир Северной Осетии. Музыка в природе»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с животным и растительным миром Северной Осетии; Красная книга, что это? Какую роль играет музыка в природе? Расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру; охрана природы.


ЗАДАЧИ: : понять значение и смысл Красной книги. Умение различать хвойные  деревья, сравнивать их. Понимание и особое значение музыки в природе.

ТИП УРОКА: урок- исследование.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, парная, фронтальная

 Планируемые результаты: учащиеся научатся различать растительный и животный мир Северной Осетии, тех представителей, которые занесены в Красную книгу.  Различать хвойные деревья. Определять роль музыки в природе. Понять, как можно предотвратить экологическую беду.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Основные понятия:  Красная книга.

Межпредметные связи: окружающий мир и музыка.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты для групповой работы с информацией и пазлами; таблицы;  картинки деревьев, кустарников, животных, птиц; тест с использованием ИКТ, ноутбуки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

- Дорогие ребята, сегодня у нас не просто урок по Окружающему миру, а Окружающему миру и музыке. (слайд №1)

И мы отправляемся на паровозике - Букашка в страну Знаний. (слайд №2)

Дети отправляются в путешествие  под музыку «Паровоз Букашка»

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».  

- актуализировать имеющие знания о свойствах снега и льда;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

( Первая станция)

- Посмотрите на изображение иллюстраций, книг.

- Предположите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

слайд №3

- Сегодня мы с вами будем говорить не просто о животном и растительном мире, но и о том, какую роль в природе играет музыка.

Отвечают на вопросы

Дети: Сегодня мы будем говорить о животном и растительном мире.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- учиться работать в группах и парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

3.Выявление места и причины затруднения

Цели:

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке

 Мы наблюдали за цветком, который был посажен в горшочек, когда звучала спокойная, красивая музыка, цветок распускался, но как только зазвучала громкая, грубая музыка, цветок завял….

Мир музыки и мир природы, как много дум и переживаний возникает у человека?

- О чём нам говорит музыка?

Дети: выражает черты характера: силу, мужество, нежность, шутливость. Чувства человека: радость, печаль, тревогу гнев.

Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов.

Выполняют задание

Высказывают свои предположения.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

4. Построение проекта выхода из затруднения.  Постановка цели.

Цель:

- по возможности включить

детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаков;

- А может ли музыка изображать?

Картины природы: звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу, бурю, колокольный звон.

Замечательный французский композитор Клод Дебюсси сказал: « Музыка. Как раз то искусство, которое ближе всего к природе. Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке, в птичьих голосах, в лесной тиши. Музыка моя звучи, дыши»

- А где мы с вами живём? Наша малая Родина?

Дети: Северная Осетия – Алания.

Значит, мы сегодня будем изучать животный и растительный мир Северной Осетии.

Высказывания учащихся

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

5.Открытие новых знаний

Цель:

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

Физминутка

-Отгадайте загадку (слайд№4)

Склеена, сшита, без дверей, а закрыта.

 Кто её открывает - многое знает.  

(книга)

-Но, какая книга, слушаем дальше.

Она красна,

 на вид- красива,

Но смысл в ней велик, кого немедленно, сейчас же

Нам нужно защитить,

Она расскажет, объяснит!

- О какой книге идёт речь?

Дети: О Красной книге.

- Для чего нужна Красная книга?  Красная-  просто цвет или имеет особое значение?

- Что мы должны знать и чему нас должна научить эта книга?

- Ребята, а что общего между растительным и животным миром?

Дети: И животные и растения  появляются на свет, любят тепло, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

- А где находятся и обитают растения и животные, занесённые в Красную книгу?

(Заповедниках, заказниках)

-Что такое заповедник?

- А есть ли у нас в Северной Осетии такое место?

(Да, Цейское ущелье)

-Правильно.

И сейчас наш паровозик отправляется в наш Заповедник (Заказник)

(слайд№5)

Станция « Животный мир Северной Осетии.»

- Обратите внимание на таблицу.

- Назовите животных и птиц, занесённых в Красную книгу. (Слайд№6)

Отгадывают загадку

беседа

Учащиеся  рассказывают о своих наблюдениях, демонстрируют результаты своей работы.

Дети танцуют паровозиком.

Выходит ученик и зачитывает названия

Делают вывод

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

6.Первичное закрепление

 с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.

Музыкальная пауза

Работа в группах.

- Перед вами конверты в них пазлы. Соберите пазлы, определите, кого вы собрали птицу или зверя. Зачитайте информацию о нём на обратной стороне.

Один представитель команды выступает со своим сообщением.

Слайд№7        Зубр

Слайд №8       Кавказский тетерев.

Слайд №9      Серна

Слайд №10    Беркут

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости на сегодняшний урок!

Дети: Хомячок.

- Он не занесён в Красную Книгу! Но ваша одноклассница принесла хомячка на урок (это её домашний зверёк) и хочет рассказать о нём.

 Слайд №11 Звучит песенка «Мы хомяки»

Вспоминают правила работы в группах

Дети поют

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- учиться работать в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

Физминутка

Работа с интерактивной доской. Слайд №12

- Обведите тех животных и птиц, которые занесены в Красную Книгу Северной Осетии.  

(Один ученик работает у доски)

- А наш паровозик отправляется на следующую станцию.

Слайд №13 ( Звучит последний куплет песенки про Паровозик) ребята поют и двигаются под музыку.

Работают на индивидуальных листах.

(проверка)

Дети танцуют под музыку «Паровоз Букашка»

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Практическая работа

- Станция Растительного мира. Слайд №14

- Кто знает, что такое Сосновый бор?(значение слова бор)

-Многие художники воспевали красоту соснового бора Слайд №15.

-А, к какому виду деревьев относится сосна?

Дети: Хвойное дерево.

- Опишите его.

Дети: Хвойное дерево, вместо листьев иголки, круглый год зелёная, хвоинки длинные расположены на ветке по две, плод шишка.( Слайд №16)

- Какие ещё хвойные деревья вы знаете?

Дети: Ель, лиственница.  ( Слайд №17-18)

Работа  по ноутбукам. ИКТ

- Вы все помните, какие шишки у хвойных деревьев.

-Откройте программу, найдите тест.

-Соедините линиями растения с их фрагментами.

-Молодцы.

- Что же такое для нас ёлка?

Дети: Ёлка это- ……..

Самый любимый всеми праздник. Самые весёлые забавы.

-А, какая проблема может возникнуть, если постоянно вырубать ели, на Новый год?

Дети: Экологическая

( нарушение животного и растительного мира)

- А как избежать этой проблемы?

Дети: На новый год ставить искусственные ёлки.

- На дом вам было дано задание: сфотографировать ёлки после Нового года.

- Давайте посмотрим фотографии, что у вас получилось.

- Молодцы!

Высказывают предположения.

 (Выступление детей «Помощники учителя» информация о Сосновых лесах Северной Осетии.)

Выполняют по ноутбукам

Применение практической части в жизнь

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

9.Рефлексия

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Музыкальная пауза

- Что же такое для нас Ёлка?

-Самый любимый всеми праздник.

-Самые весёлые забавы.

-Самые интересные сказки.

- Какие мы знаем Новогодние песни?

- А  ведь правда, не нужно забирать ёлочку домой.

 

( Звучит песенка в исполнении учеников «Маленькой ёлочке не холодно зимой» )

- Много красивых мест на земле, но то, где мы родились и выросли для нас, самое красивое и родное. Тот, кто чувствует сердцем красоту природы, побывав в  лесу или у речки, никогда не оставит после себя мусор, чтобы мы любовались природой не только на картинах художников.

Возьмите  графические планшеты и нарисуйте цветок, который бы вы хотели, чтобы подарили вам.

Отвечают на вопросы учителя,

оценивают свои достижения с помощью рисования на графическом планшете

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Дидактический материал:

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа

В горных районах можно встретить серну.  Серны - это довольно легкое и стройное животное. Окрас туловища зимой черно-бурого оттенка, а летом он меняется на рыжий цвет. Это травоядное животное, поэтому предпочитает траву, желуди, орехи и почки лиственных пород деревьев.

2 группа

Зубр является самым тяжёлым и крупным наземным млекопитающим. Обитают в Цейском ущелье. Длина тела лесных великанов достигает 3,5 м, высота до 2 м, а вес 1200 кг.  Шерсть у них густая, тёмно- коричневая , а вооружены они острыми , загнутыми вперёд рогами. Зубры очень хорошо бегать, прекрасно прыгают до 4-5 м в длину и более 2 м в высоту.

Зубр питается травой, листьями, молодыми побегами, корой кустарников и деревьев. Зубры пасутся утром и вечером, а остальное  время отдыхают.

Летом они живут небольшими семейными группами, а зимой собираются в стадо.

Маленькие зубрята появившись на свет, встают на ноги, осматриваются, а через два часа сопровождают маму по лесу. Их вес составляет 20-22 кг. Крупные хищные птицы лучше всех приспособлены к условиям высокогорья. Умело пользуясь горными воздушными потоками, орлы и беркуты подолгу парят высоко в небе, высматривая добычу. Беркут часто нападает на животных, превышающих его в размерах, одерживая победу благодаря внезапности.

3 группа

Крупные хищные птицы лучше всех приспособлены к условиям высокогорья. Умело пользуясь горными воздушными потоками, орлы и беркуты подолгу парят высоко в небе, высматривая добычу. Беркут часто нападает на животных, превышающих его в размерах, одерживая победу благодаря внезапности.

 

Приложение 2

В 1981 году научный сотрудник Северо-Осетинского заповедника Константин Попов записал в паспорт памятника природы «Караугомский сосновый бор»: «Сосновый бор находится в Дигорском ущелье. Занимает более 3 гектаров. Это одно из красивейших мест ущелья. В центре соснового бора расположена «Райская поляна». Название оправдывает себя. Она окружена красивыми вековыми сосновыми деревьями, справа от нее знаменитый Караугомский ледник! Но мало кто знает, что это один из памятников природы местного значения. А их в республике немало! Создаваемые природой и людьми, они представляют сегодня особую ценность и требуют более уважительного к себе отношения. А его зачастую как раз и не хватает.

На южной окраине города, на левом берегу реки Терек. На прилегающей территории имеются сосновый бор и дендрарий. Необыкновенный воздух хвойного леса, наполненный фитонцидами и эфирными маслами, способствует лечению людей, страдающих сердечно-сосудистой, нервной системы.

Такие лесные «долгожители» пока еще встречаются в этих местах. Например, Фаснальскому сосновому бору, который находится в поселке Фаснал Ирафского района, почти 80 лет и занимает он 170 гектаров.

 Алагирское ущелье знаменито памятником природы «Цейский сосновый бор». Но совершенно потрясает роща падуба Колхидского в Црауском ущелье, тоже естественный памятник природы. Не менее интересен другой памятник природы – Хилакская сосновая роща, которая находится в Куртатинском ущелье и занимает 80 гектаров. Роща раскинулась на правом берегу реки Фиагдон и тянется вдоль нее на 400 метров, при ширине вверх по склону 200-250 метров. Представляет научную ценность, так как является верхним пределом произрастания сосны в Куртатинском ущелье. Старовозрастные деревья, произрастающие здесь, являются вечными хранителями информации о климате прошлого в этом районе.

Приложение 3.

E:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\серна.jpegE:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\беркут.jpg

E:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\зубр.jpg

E:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\ель2.jpegE:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\ель.jpegE:\мои уроки\животный и растительный мир Сев.Осет.1 кл\1.jpeg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Животный и растительный мир (закрепление). Природа родного края».

Цель:создать условия для закрепления знаний о животном и растительном мире;развивать умения составлять , классифицировать, сравнивать.На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "Флора", "Фауна", "Эколог...

Презентация "Северная Осетия -Алания"

В презентации дана символика РСО-Алания, пейзажи Куртатинского ущелья....

Символика Северной Осетии

Конспект  урока окружающего мира с разработанными карточками для индивидуального опроса. Материал для повторения - Древняя Русь, первые русские князья....

Конспект занятия по экологии на тему: " Природа Северная Осетия"

На данном занятии учащиеся углубят знания  об особенностях родного края, географическом положении природы,  взаимозависимости природных явлений, познакомятся с природой Северной Ос...

Презентация "Животный и растительный мир Северной Осетии"

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые УУД 1. Мотивация к учебной деятельностиЦель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в прост...