окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". 1 часть Природные зоны. Степь
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Министерство науки и образования Республики Саха (Якутия)

МР «Верхневилюйский улус (район)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оргетская средняя общеобразовательная школа имени Т.И. Петрова»

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира

на тему: Зона степей

Класс: 4

УМК: Школа России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Ильина Анисия Прокопьевна

учитель начальных классов

 

 

Оргёт, 2021 г.

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс «Школа России»

Тема

Зона степей. Природные зоны России

Цели

Создать условия для получения и осознания новой учебной информации о природной зоне степей (географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, население, экология) через использование технологии критического мышления.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • углубить знания о природных зонах
  • усвоить первоначальные сведения об особенностях природных зон
  • развивать умения находить на карте изучаемые природные зоны

Метапредметные результаты:

Личностные: иметь представление о богатстве окружающего мира; развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные: читать учебный текст, выбирать из него  нужные сведения, дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме переводить её в модельный вид.

Коммуникативные: делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её; умение слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять  правила речевого поведения; высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

Организация пространства

ПК, проектор, учебники окружающего мира, презентация «Зона степей», карточки с названиями растений и животных степи, рабочие листы для записей; карта результативности.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент Психологический настрой на продуктивную работу

Добрый день уважаемые гости, ученики. Сегодняшний урок проведу я, Анисия Прокопьевна. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и открытия нового.

Приветствие.

 

 

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: создание условий для обобщения знаний учащихся об изученных природных зонах

1 слайд

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк (знаменитый немецкий ученый)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В конце урока мы к этому вернемся

 

На уроке предлагаю вам быть  исследователями.

Кто такие исследователи?

2 слайд ( Человек, занимающийся научными исследованиями По словарю Ожегова; они могут исследовать страны, природу, общество, различные взаимосвязи)

 

Сегодня мы с вами будем исследовать природную зону, какую узнаем чуть позже. По ходу работы вы будете выполнять задания в рабочих листах. Он перед вами, подпишите его.

 

На предыдущих уроках вы познакомились с тремя зонами России.

 

Назовите зоны в порядке их изучения. Начиная с севера.

 

В рабочих листах предлагаю выполнить 1 задание, в нем вы должны отметить верные и неверные утверждения в течение 2 минут.

1 вариант

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва-это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес-это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

 

  1. вариант
  1. Леса называют «лёгкими нашей планеты».
  2. Тайга занимает большую часть лесной зоны.
  1. Бурундук и кедровка-это хищники лесной зоны
  2. В лесной зоне бедный растительный мир.
  3. Леса составляют две природные зоны: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов
  4. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

 

Предлагаю проверить друг друга, передайте листы соседу справа и проведите взаимопроверку, сверяя с образцом

(по кругу)

Взаимопроверка. На доске готовые ответы:

I вариант: ¾ +  +  ¾  +  +

II вариант:+   + ¾  ¾  +   +

 

Какое утверждение у вас вызвало затруднение? Почему?

 

Какую природную зону мы будем сегодня изучать?

 

Высказывают предположения

 

 

 

Объясняют значение слова

 

 

Подписывают рабочие листы

 

 

Называют природные зоны

 

Отмечают верные (+) и неверные (-) утверждения

 

Выполняют задание по закреплению знаний предыдущей темы.

Проверяют работы, сверяя данные с образцом.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся меняются листочками и провели взаимопроверку

 

Высказывают предположения

 

Умение слушать высказывания собеседников (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать понятия (П),

Развитие умения вчитываться в текст и понимать прочитанное (П)

3. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебных задач.

Задача: подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Тема нашего урока: Зона степей.

С помощью опорных слов сформулируйте задачи  урока:

Определить понятие………(определение зоны степей)

Уметь показывать……(на карте)……..

Познакомиться………(растительным, животным миром, деятельности человека)

Узнать…(экологические проблемы)

 

Для чего мы изучаем природные зоны России?

 

Обозначьте линеечку успеха на какой высоте вы находитесь в начале изучения темы

 

Для того, чтобы исследовать природную зону и ответить на все поставленные вопросы предлагаю поработать индивидуально 1 – географ, 2 – биолог, 3 – зоолог, 4 – социолог, 5 - эколог

 

Формулируют задачи урока

 

 

Высказывают предположения

 

 

Обозначают на линеечке успеха уровень своих знаний

Умение понимать учебную задачу (Р)

 

 

 

 

 

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

4.Открытие новых знаний

Задача: осознание и осмысление новой учебной информации

Давайте определим, чем будет заниматься каждая группа и установим соответствие.

 

Прочитайте, найдите, назовите

Географ

 

изучает растительный мир

Биолог

 

изучает животный мир

Зоолог

 

определяет экологические проблемы

Социолог

 

определяет географическое положение на карте, климат зоны степей

Экологи

 

изучает общество (население)

 

 

У каждого обучающегося план – задание  лежит на столах (в конвертах), выполняете задания. Оформляете результат исследования и выступаете.

 

План-задание «Географу»:

  1. 1. Прочитать текст учебника  на с. 80
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. 3. Заполнить карту результативности

 

План-задание «Биологу»:

  1. 1.Прочитать текст учебника  на с. 84 (1 и 2 абзацы).
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. 4. Заполнить карту результативности

 

План-задание «Зоологу»:

  1. 1. Прочитать текст учебника на с. 84 (3 абзац и до конца).
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж
  4. 4. Заполнить карту результативности

 

План-задание «Экологу»:

1.  Прочитать текст учебника  на с. 85 (2 абзац)-116.

2.  Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.

3. Оформить информационный коллаж на доске

4.  Заполнить карту результативности

 

План-задание «Социологу»

  1. 1. Прочитать карточку.
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 2. Оформить информационный коллаж на доске
  4. 3. Заполнить карту результативности

Устанавливают соответствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируют свои действия  

 

Работают индивидуально с текстом учебника, презентацией, дополнительной литературой

 

 

Умение устанавливать соответствие (П)

 

 

Умение слушать высказывания собеседников (К)

 

 

 

 

 

 

Умение работать с информацией, представленной в различных источниках (П)

Читать учебный текст, выделяя из него  нужные сведения, дополнять свои знания (П)

5 Первичное закрепление во внешней речи

Задача: осознание и осмысление  новой учебной информации.

Слово предоставляется географу.
Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

Степь- царство трав. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов (Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).


Рассказ зоолога о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
 

Рассказ социолога о населении степи.
 

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
 

 

Рассказ эколога об экологических проблемах. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
 

Большое спасибо, уважаемый эколог, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

 

 По мере выступления групп на доске создается кластер по теме

 

Выступают с ответами, вывешивают оформленные коллажи

 

Слушают выступления друг друга

Умение делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её.  Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Участвовать в общей беседе, выполнять  правила речевого поведения. (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

6.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Задача: выявление уровня усвоения обучающимися приобретенных знаний

Обратите внимание на доску мы с вами создали  продукт  урока, а сейчас для того, чтобы узнать как вы усвоили материал урока  я предлагаю вам выполнить тест, который находится в  рабочем листе. Это 3 задание. Приступаем, на данную работу 2 минуты

 

Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

 

Проверьте по образцу и оцените свою работу

«5»- 6 правильных ответов

«4» - 4-5 правильных ответов

«3» - 3 правильных ответа

 

Выполняют тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют с образцом

 

Проводят самооценивание

Осуществлять самоконтроль. (Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранение учебной задачи (Р)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задача: организовать рефлексию и оценку учащимися собственной учебной деятельности

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк

 

Объясните, какая закономерность есть в природных зонах, независимая от человека? (природные зоны меняются в зависимости от климата, отсюда растительность и животный мир, деятельность человека и экологические проблемы)

 

Вернитесь к линеечке успеха, обозначьте на какой высоте вы находитесь после работы над темой. У какого добавились знания о природных зонах степей?

 

Вернемся к задачам урока. Закончите предложение…

 

  • Я могу…
  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Лично для меня было ценным сегодня на уроке…

 

Оцените себя. У вас в рабочих листах, выставлялись отметки по ходу урока. Поставьте общую; если больше пятерок, то пятерку, если четверок – то четверку. Поднимите руку у кого пятерки, четверки.

 

Вы сегодня провели исследование зоны степей и совместно создали ценный продукт.  Как вы думаете, как его можно сохранить?

 

Я предполагала, что вы замечательно поработаете и поэтому приготовила для вас по данной теме кластер «Зона степей» и  мне хотелось бы вручить сертификаты участников открытого урока.

 

Как вы думаете на этом этапе можно сказать, что  наше исследование зоны степей закончено? Что еще можно узнать о зоне степей?

(цепи питания, растения и животные, занесенные в красную книгу)

 

Я предлагаю вам домашнее задание, которое позволит вам и  дома продолжить исследование зоны степей. Задание выбираете по своим силам, оно находится с другой стороны листа. Прочитайте, задайте вопросы.

Спасибо за урок

 

 

 

 

Объясняют

 

 

Отмечают линеечку успеха

 

 

 

 

 

Проводят рефлексию своей деятельности

 

 

Оценивают результаты своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы( Р)

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Р); способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)

 

  1. Домашнее задание

Дифференцировано

«5» нарисовать рисунок по теме, написать мини сочинение «О, степь моя широкая!»

«4» учебник сообщение об одном животном или растении, занесенным в Красную книгу

«3» учебник пересказ, выполнение задания в рабочей тетради.

 

 


 


 

Социальная значимость урока:  формирование  целостной  картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Практическая значимость урока: состоит в том, что, школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы

Технология развития критического мышления  (ТРКМ). Прием – кластер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования Республики Саха (Якутия)

МР «Верхневилюйский улус (район)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оргетская средняя общеобразовательная школа имени Т.И. Петрова»

Технологическая карта урока окружающего мира

на тему: Зона степей

Класс: 4

УМК: Школа России

Составила: Ильина Анисия Прокопьевна

учитель начальных классов

Оргёт, 2021 г.

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс «Школа России»

Тема

Зона степей. Природные зоны России

Цели

Создать условия для получения и осознания новой учебной информации о природной зоне степей (географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, население, экология) через использование технологии критического мышления.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • углубить знания о природных зонах
  • усвоить первоначальные сведения об особенностях природных зон
  • развивать умения находить на карте изучаемые природные зоны

Метапредметные результаты:

Личностные: иметь представление о богатстве окружающего мира; развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные: читать учебный текст, выбирать из него  нужные сведения, дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме переводить её в модельный вид.

Коммуникативные: делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её; умение слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять  правила речевого поведения; высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

Организация пространства

ПК, проектор, учебники окружающего мира, презентация «Зона степей», карточки с названиями растений и животных степи, рабочие листы для записей; карта результативности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент Психологический настрой на продуктивную работу

Добрый день уважаемые гости, ученики. Сегодняшний урок проведу я, Анисия Прокопьевна. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и открытия нового.

Приветствие.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Задача: создание условий для обобщения знаний учащихся об изученных природных зонах

1 слайд

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк (знаменитый немецкий ученый)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

В конце урока мы к этому вернемся

На уроке предлагаю вам быть  исследователями.

Кто такие исследователи?

2 слайд Человек, занимающийся научными исследованиями По словарю Ожегова; они могут исследовать страны, природу, общество, различные взаимосвязи)

Сегодня мы с вами будем исследовать природную зону, какую узнаем чуть позже. По ходу работы вы будете выполнять задания в рабочих листах. Он перед вами, подпишите его.

На предыдущих уроках вы познакомились с тремя зонами России.

Назовите зоны в порядке их изучения. Начиная с севера.

В рабочих листах предлагаю выполнить 1 задание, в нем вы должны отметить верные и неверные утверждения в течение 2 минут.

1 вариант

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва-это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес-это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

  1. вариант
  1. Леса называют «лёгкими нашей планеты».
  2. Тайга занимает большую часть лесной зоны.
  1. Бурундук и кедровка-это хищники лесной зоны
  2. В лесной зоне бедный растительный мир.
  3. Леса составляют две природные зоны: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов
  4. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Предлагаю проверить друг друга, передайте листы соседу справа и проведите взаимопроверку, сверяя с образцом

(по кругу)

Взаимопроверка. На доске готовые ответы:

I вариант:  +  +    +  +

II вариант:+   +     +   +

Какое утверждение у вас вызвало затруднение? Почему?

Какую природную зону мы будем сегодня изучать?

Высказывают предположения

Объясняют значение слова

Подписывают рабочие листы

Называют природные зоны

Отмечают верные (+) и неверные (-) утверждения

Выполняют задание по закреплению знаний предыдущей темы.

Проверяют работы, сверяя данные с образцом.

Учащиеся меняются листочками и провели взаимопроверку

Высказывают предположения

Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение анализировать понятия (П),

Развитие умения вчитываться в текст и понимать прочитанное (П)

3. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учебных задач.

Задача: подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока

Тема нашего урока: Зона степей.

С помощью опорных слов сформулируйте задачи  урока:

Определить понятие………(определение зоны степей)

Уметь показывать……(на карте)……..

Познакомиться………(растительным, животным миром, деятельности человека)

Узнать…(экологические проблемы)

Для чего мы изучаем природные зоны России?

Обозначьте линеечку успеха на какой высоте вы находитесь в начале изучения темы

Для того, чтобы исследовать природную зону и ответить на все поставленные вопросы предлагаю поработать индивидуально 1 – географ, 2 – биолог, 3 – зоолог, 4 – социолог, 5 - эколог

Формулируют задачи урока

Высказывают предположения

Обозначают на линеечке успеха уровень своих знаний

Умение понимать учебную задачу (Р)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

4.Открытие новых знаний

Задача: осознание и осмысление новой учебной информации

Давайте определим, чем будет заниматься каждая группа и установим соответствие.

Прочитайте, найдите, назовите

Географ

изучает растительный мир

Биолог

изучает животный мир

Зоолог

определяет экологические проблемы

Социолог

определяет географическое положение на карте, климат зоны степей

Экологи

изучает общество (население)

У каждого обучающегося план – задание  лежит на столах (в конвертах), выполняете задания. Оформляете результат исследования и выступаете.

План-задание «Географу»:

  1. 1. Прочитать текст учебника  на с. 80
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. 3. Заполнить карту результативности

План-задание «Биологу»:

  1. 1.Прочитать текст учебника  на с. 84 (1 и 2 абзацы).
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. 4. Заполнить карту результативности

План-задание «Зоологу»:

  1. 1. Прочитать текст учебника на с. 84 (3 абзац и до конца).
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 3. Оформить информационный коллаж
  4. 4. Заполнить карту результативности

План-задание «Экологу»:

1.  Прочитать текст учебника  на с. 85 (2 абзац)-116.

2.  Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.

3. Оформить информационный коллаж на доске

4.  Заполнить карту результативности

План-задание «Социологу»

  1. 1. Прочитать карточку.
  2. 2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. 2. Оформить информационный коллаж на доске
  4. 3. Заполнить карту результативности

Устанавливают соответствие

Планируют свои действия  

Работают индивидуально с текстом учебника, презентацией, дополнительной литературой

Умение устанавливать соответствие (П)

Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение работать с информацией, представленной в различных источниках (П)

Читать учебный текст, выделяя из него  нужные сведения, дополнять свои знания (П)

5 Первичное закрепление во внешней речи

Задача: осознание и осмысление  новой учебной информации.

Слово предоставляется географу.
Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

Степь- царство трав. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов (Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).


Рассказ
зоолога о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.
(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).

Рассказ социолога о населении степи.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

Рассказ эколога об экологических проблемах. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

Большое спасибо, уважаемый эколог, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

 По мере выступления групп на доске создается кластер по теме

Выступают с ответами, вывешивают оформленные коллажи

Слушают выступления друг друга

Умение делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её.  Умение слушать высказывания собеседников (К)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Участвовать в общей беседе, выполнять  правила речевого поведения. (К)

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)

6.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий 

Задача: выявление уровня усвоения обучающимися приобретенных знаний 

Обратите внимание на доску мы с вами создали  продукт  урока, а сейчас для того, чтобы узнать как вы усвоили материал урока  я предлагаю вам выполнить тест, который находится в  рабочем листе. Это 3 задание. Приступаем, на данную работу 2 минуты

Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Проверьте по образцу и оцените свою работу

«5»- 6 правильных ответов

«4» - 4-5 правильных ответов

«3» - 3 правильных ответа

Выполняют тест

Сверяют с образцом

Проводят самооценивание

Осуществлять самоконтроль. (Р.)

Сохранение учебной задачи (Р)

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задача: организовать рефлексию и оценку учащимися собственной учебной деятельности

Во всех областях природы… существует определенная закономерность, независимая от человека. Макс Планк

Объясните, какая закономерность есть в природных зонах, независимая от человека? (природные зоны меняются в зависимости от климата, отсюда растительность и животный мир, деятельность человека и экологические проблемы)

Вернитесь к линеечке успеха, обозначьте на какой высоте вы находитесь после работы над темой. У какого добавились знания о природных зонах степей?

Вернемся к задачам урока. Закончите предложение…

  • Я могу…
  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Лично для меня было ценным сегодня на уроке…

Оцените себя. У вас в рабочих листах, выставлялись отметки по ходу урока. Поставьте общую; если больше пятерок, то пятерку, если четверок – то четверку. Поднимите руку у кого пятерки, четверки.

Вы сегодня провели исследование зоны степей и совместно создали ценный продукт.  Как вы думаете, как его можно сохранить?

Я предполагала, что вы замечательно поработаете и поэтому приготовила для вас по данной теме кластер «Зона степей» и  мне хотелось бы вручить сертификаты участников открытого урока.

Как вы думаете на этом этапе можно сказать, что  наше исследование зоны степей закончено? Что еще можно узнать о зоне степей?

(цепи питания, растения и животные, занесенные в красную книгу)

Я предлагаю вам домашнее задание, которое позволит вам и  дома продолжить исследование зоны степей. Задание выбираете по своим силам, оно находится с другой стороны листа. Прочитайте, задайте вопросы.

Спасибо за урок

Объясняют

Отмечают линеечку успеха

Проводят рефлексию своей деятельности

Оценивают результаты своей деятельности

Высказывают предположения

Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы( Р)

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Р); способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)

  1. Домашнее задание

Дифференцировано

«5» нарисовать рисунок по теме, написать мини сочинение «О, степь моя широкая!»

«4» учебник сообщение об одном животном или растении, занесенным в Красную книгу

«3» учебник пересказ, выполнение задания в рабочей тетради.



Социальная значимость урока:  формирование  целостной  картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Практическая значимость урока: состоит в том, что, школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы

Технология развития критического мышления  (ТРКМ). Прием – кластер.



Предварительный просмотр:

Географ

   Степи расположены южнее зоны лесов, степи тянутся вдоль юго-западной границы России.. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской. Это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура летом +22, +24 градуса, в июле может подниматься до +40. Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья, они встречаются только по берегам рек. Летом часто дуют суховеи. Суховей - это сухой, горячий ветер. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Биолог

Степь- царство трав. В степи растут кусты - полынь, типчак, ковыль. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.

Весна в степи начинается рано, в феврале- марте снег уж тает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения. В это время зелёная степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевёрнутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны.


Зоолог 
Насекомые степной зоны: кобылки и кузнечики. Кобылки кормятся растениями. Кузнечики поедают мелких насекомых. Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль – красавка, дрофа. Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Есть степной орел – размах крыльев до 2 метров. Много грызунов, например: суслики, хомяки, степные хорьки. Пресмыкающиеся: ящерицы, степные гадюки.

Социолог

Население степей, в большинстве монголы, буряты, татары, калмыки  живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя скот  с места на место пастухи со своими семьями ведут образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу. В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи – это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Эколог


Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране.

Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.



Предварительный просмотр:

План-задание «Географу»:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 80
  2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Биологу»:

  1. Прочитать текст учебника  на с. 84 (1 и 2 абзацы).
  2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. Оформить информационный коллаж на доске.
  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Зоологу»:

  1. Прочитать текст учебника на с. 84 (3 абзац и до конца).
  2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. Оформить информационный коллаж
  4. Заполнить карту результативности

План-задание «Экологу»:

1.  Прочитать текст учебника  на с. 85 (2 абзац)-116.

2.  Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.

3. Оформить информационный коллаж на доске

4.  Заполнить карту результативности

План-задание «Социологу»

  1. Прочитать карточку.
  2. Просмотреть презентацию. Выступить с текстом.
  3. Оформить информационный коллаж на доске
  4. Заполнить карту результативности


Предварительный просмотр:

Лист исследователя

Географ

Задание 1. Отметь верные (+) и неверные (-) высказывания

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва- это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес - это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Линеечка успеха

Задание 2. Индивидуальная работа

Задание 3. Тест. Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Общая отметка за урок

Лист исследователя

Биолог

Задание 1. Отметь верные (+) и неверные (-) высказывания

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва- это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес - это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Линеечка успеха

Задание 2 Индивидуальная работа

Задание 3. Тест. Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Общая отметка за урок

Лист исследователя

Зоолог

Задание 1. Отметь верные (+) и неверные (-) высказывания

 

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва-это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес-это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Линеечка успеха

Задание 2. Индивидуальная работа

Задание 3. Тест. Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Общая отметка за урок

Лист исследователя

Эколог

Задание 1. Отметь верные (+) и неверные (-) высказывания

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва- это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес - это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Линеечка успеха

Задание 2 Индивидуальная работа

Задание 3. Тест. Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Общая отметка за урок

Лист исследователя

Социолог

Задание 1. Отметь верные (+) и неверные (-) высказывания

  1. В лесной зоне жаркое засушливое лето
  2. Почва- это верхний плодородный слой земли
  3. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами
  4. Клён, липа и дуб относятся к растениям смешанных лесов
  5. Лес - это защитник водоемов.
  6. Характерный признак зоны степей — это сплошной травянистый растительный покров

Линеечка успеха

Задание 2 Индивидуальная работа

Задание 3. Тест. Обведи правильный ответ

1.Зона степей расположена на ..... нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена .... цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым  г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это ....

а) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ....

а) белые журавли, краснозобые,  казарки, розовые чайки

б) ястребы, кедровки, сойки

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны.....

а) стелющиеся корни, крупные листья

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы.....

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины

б) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

в) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей.

Общая отметка за урок



Предварительный просмотр:

Зона степей

Географическое расположение

Растительный мир

Животный мир

Население

Экология

Южнее зоны лесов

Восточно -европейская равнина

Западно - сибирская равнина

ирис тюльпан гиацинт полынь ковыль типчак перекати – поле

Грызуны суслик хорек хомяк

Птицы

серая куропатка дрофа      орел степной жаворонок журавль – красавка

Насекомые кузнечик кобылка

Пресмыкающиеся гадюка ящерица

Калмыки буряты монголы татары

Занятия населения земледелие животноводство

Проблемы

распашка степей

перевыпас скота браконьерство

Решение проблем

ограничить распашку земель

создавать заповедники

ограничить

выпас скота   бороться с браконьерством



Предварительный просмотр:

 т



Предварительный просмотр:

Карта результативности «Географа»

Южнее лесных зон тепла _____________, но осадков выпадает ______________.

                                          (больше, меньше)                                  (больше, меньше)

Леса постепенно сменяются зоной лесостепи, а затем ______________.

В этой зоне очень ___________________, __________________, ________________ лето.

                                (холодное, теплое)          (длинное, короткое)    (влажное, засушливое)

Часто дуют горячие сухие ветры - _________________. Дожди здесь ___________.

                                                                                                                    (часто, редко)

Степная зона славится плодородной почвой - __________________.

Карта результативности «Биолога»

Степь - царство трав. Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Многие растения начинают цвести ранней весной, пока не наступила жара и в почве достаточно ___________. Это _________________, ________________.

Летом растут травы ___________________, ___________________,___________________. У трав листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу. Таким образом они приспосабливаются к жизни в степи.

Карта результативности «Зоолога»

Насекомые степной зоны:________________, ___________________.

Птицы: ________________________, _____________________, __________________, _____________, ________________________.

Грызуны: ___________, ______________, ____________________.

Пресмыкающиеся: __________________, ________________________.

Карта результативности «Социолога»

К степным народам относят калмыков, _____________________________________________________________________________.

В степях человек активно занимается _____________________ и _____________________. В степях разводят ________________________________________________________. В некоторых хозяйствах разводят _________, пушных зверей, ____________. В степях  выращивают пшеницу___________________________________________________________________________.

Карта результативности «Эколога»

В связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы.

1)_____________________________________________________

2)______________________________________________________

3)________________________________________________________

Чтобы сберечь природу степей надо ограничить ____________________________, ограничить ___________________________, бороться с __________________________, создавать __________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Степи"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Поурочные планы . Окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс. Природные зоны.Степи"

Урок окружающий мир УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Пустыни"...

Природные зоны. Степи. Урок в 4 классе

Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Урок по окружающему миру , 3 класс, учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, тема "Природная зона- степь"

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»Урок окружающего мира в 3 классепо системе Л.В. Занкова.  Учебник Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова...