Проект учебного занятия "Притяжение Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchebnogo_zanyatiya_1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

        Проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода в обучении.

Тема: Притяжение Земли.

Класс: 2

Планируемые результаты

 (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: Самоопределение, осмысление процесса учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

Целеполагание, планирование и прогнозирование,

  контроль, коррекция.

Познавательные:

Логические –анализ информации, наблюдений с целью выделения существенных признаков, самостоятельное формирование проблемы, построение логических цепей рассуждений,  умение  осознано  строить  речевое

  высказывание.

Коммуникативные:

Принимают участие в работе группы, допускают существование различных точек зрения, воспринимают

мнения других людей,    используют простые   речевые средства.

Предметные: Ознакомить с явлением притяжения Земли и законом  всемирного тяготения, его проявлениями.

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

1.Познакомить детей с явлением притяжения Земли и законом всемирного тяготения, его проявлениями;

2.Научить понимать закон всемирного тяготения и различать случаи, когда его можно выдвигать в качестве основной причины происхождения некоторых явлений природы;

3.Научить оценивать роль науки в познании мира.

Задачи:

Формировать представление об явлении притяжении Земли;

Ввести в понятие обучающихся закон всемирного тяготения, его проявления;

Учить оценивать роль науки в познании мира.

Проблема:

Назвать причину возникновения данного явления.

Педагогические технологии:

  • Технология деятельностного метода.
  • Технология проблемного диалога.
  • Информационно-коммуникативные .
  • Интерактивная технология.
  • Технологии групповой деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Игровая технология.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап:

Актуализация знаний и постановка

учебной проблемы.

Цель: 

Повторить изученное, через решение проблемной ситуации.

Вызвать познавательный интерес к проблеме.

Напомнить при необходимости правила работы в группе.

Выдаёт группам карточки с заданиями.

Каждая команда получает по одной ситуации. После обсуждения в группе выдаются версии, которые согласовываются между командами.

Каждая группа в своём выступлении

фиксирует, что может продолжить ситуацию, но причину

происходящего назвать не могут.

  • Какую тему мы обсуждали на прошлом занятии?
  • Хотите продолжить космическую тему и узнать ещё один закон природы?
  • Поработаем в командах. Сейчас каждая из команд получит задание. Вам надо будет указать, что произойдёт после описанной ситуации, и назвать причину возникновения данного явления.
  1. я ситуация.

На картине на переднем плане нарисован волк, а вдали изображён лес.

Волк получился по размеру

        , а лес-------------.

Почему?

  1. я ситуация.

Летом мы ходили купаться на озеро. А зимой оно         . Почему?

  1. я ситуация.

Миша сидел в поезде. Мимо проносились деревья, дома, дороги. Мише казалось, что

        .

 Почему?

  • Согласны ли с выполнением задания другие группы?
  • Ребята, что нам помогло объяснить происходящие события?

Видимо, вы хорошо их знаете и сможете

объяснить и другие явления?

– Продолжим работу в группах. Сейчас каждая группа получит задание продолжить ситуацию и объяснить, почему это происходит.

  1. я ситуация.

На карусели катались дети. Их сидения

были надёжно прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются

        . Что их удерживает?

  1. я ситуация.

Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева, и он         .

Коробочка стояла на краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и        . Почему? Что их заставляет так двигаться?

  1. я ситуация.

Ваза имеет узкое горлышко, изящную форму, а внизу ровное основание. Дом имеет острую крышу, крепкие стены, а внизу плоское        _. Гора имеет острую вершину и         основание. Почему?

Исследовательско- поисковый

Работа в группах

II этап:

Постановка учебной

задачи. Составление плана урока.

Цель:

Организовать  поиск решения проблемы.

Читает учитель (учебник, с. 42) и выслушивает

предположения   детей.

Записывает план урока на доске.

Определяют вопросы на которые надо

ответить в ходе

урока, участвуют в составлении плана урока.

  • А теперь послушайте диалог Миши и Лены.
  • Какие вопросы у вас возникли? Чему мы посвятим наш урок?

1.- Почему планеты не улетают от      Солнца, хотя ничем не закреплены?

2.- Почему разные предметы, если теряют равновесие, падают на землю?

3. - Почему многие предметы имеют широкую нижнюю часть и острую верхнюю?

  4.- Какое правило или какой закон природы здесь действует?

Составляют и записывают план урока.

  • Что мы сейчас с вами делали?                          (Планировали нашу деятельность.)

   -  Какое умение формировали?

Сбор и анализ фактов,

формирование  выводов.

Фронтальная

работа.

III этап:

Совместное открытие знаний.

Цель:

«Подвести» учащихся        к открытию новых знаний.

Руководить практической работой учащихся.

Дети наблюдают и

готовятся к рассказу.

 1. У вас на столе лежат некоторые

предметы.

    Назовите их. (Это скрепка, игла, ножницы и магнит.)

  • Понаблюдайте за этими предметами. Как они действуют друг на друга?

(Мы заметили, что все предметы притягиваются к магниту.)

-  Выскажите предположения.

  •  Почему же планеты не улетают от Солнца, хотя ничем не закреплены? Почему разные предметы, если теряют равновесие, падают на землю?
  •  Откройте с. 42 и найдите ответ на ваш вопрос. Что ещё нового открыл вам этот закон? Кто его первым описал?

2.Работа с плакатом «Всемирное тяготение» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.

–        Где находится «низ» на Земле?

–        Что сильнее притягивает: Земля, Луна или Солнце? Почему яблоки падают не на Солнце, а на Землю?

–        Что было бы с планетами, если бы они перестали вращаться вокруг Солнца с большой скоростью?

3. Работа в учебнике.

  • Посмотрите на задание, с. 45.
  • Попробуйте ответить на вопросы на с.44. Первая группа объясняет ситуации, связанные с неживой природой.

Вторая – с живой природой,.

Третья – связанные с деятельностью человека. Как эти случаи можно объяснить с помощью закона всемирного тяготения?

Практическая работа.

 

Частично-поисковый

Работа с

Учебником.

Наглядный метод

Индивидуальная

Групповая

IV этап:

Первичное закрепление

Цель:

Применить полученные знания

Предлагает учащимся ответить на вопросы учебника.

Дети читают и обсуждаю т ситуацию.

Далее высказывают свои версии.

– Откройте с. 42 и помогите Мише ответить на вопрос Лены.

Давайте теперь вернёмся к нашим первыми ситуациям и попробуем сделать то, что у нас не получилось в начале.

1-я ситуация.

На карусели катались дети. Их сидения были надёжно прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы

вращаются вокруг Солнца, т.к. оно и планеты из-за закона всемирного

тяготения притягиваются друг к другу.

  1. я ситуация.

Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева, и он упал. Коробочка стояла на краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и упал на пол.

Это произошло потому, что Земля притягивает к себе предметы по закону всемирного тяготения.

  1. я ситуация.

Ваза имеет узкое горлышко, изящную форму, а внизу ровное основание. Дом имеет острую крышу, крепкие стены, а внизу плоское основание. Гора имеет острую вершину и более широкое основание. Это нужно, чтобы данные предметы удерживали равновесие и не падали на землю, повинуясь закону всемирного тяготения.

  • Что мы сейчас делали?

  - Какие умения формировали?

Словесный

метод контроля и самоконтроля

 

Фронтальная

 работа

V этап:

Самостоятельное применение знаний

Цель:

Учить работать учащихся

самостоятельно, применять полученные знания на практике.

Контроль за выполнением заданий, помощь слабым учащимся.

Работают в рабочей тетради на печатной основе.

Перерабатывают информацию для получения необходимого результата.

- Откройте рабочие тетради и выполните самостоятельно задания по данной теме.

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

VI этап:

Рефлексия

Цель:

Обобщение знаний.

Учить выделять главное.

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают обобщение, отвечают на вопросы.

  • Если эта тема вас заинтересовала, то самые любознательные могут продолжить исследования. Поможет вам учебник (с.48–49). Дома можно понаблюдать за предметами и найти такие, в которых можно увидеть что-то, связанное с законом всемирного тяготения. Свои наблюдения и открытия помещайте на стенд. Мы будем целую неделю обсуждать ваши находки.

-Кто доволен сегодня своей работой?

-А сейчас кто из вас считает, что все понял и урок понравился  берет фиолетовый кружок и кладет в фиолетовый мешочек, а если кто-то из вас считает, что не всё понял, берет коричневый кружок и кладет в коричневый мешочек.

Метод диалогового обучения

Фронтальный опрос

Самоанализ занятия

(письменный)

  1. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
  2. Можно считать, что избранное сочетание методов, приемов, форм и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Обоснуйте.
  3. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  4. Рационально было распределено время на этапы урока?
  5. Логичны были "связки" между этапами урока?
  6. Произошло ли самостоятельное «открытие» детьми нового знания?
  7. Были запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
  8. Какова психологическая атмосфера урока? Получили учащиеся удовлетворение от урока? Приведите примеры.
  9. Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли решить все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
  10.  Насколько органична оказалась данная модель урока для Вас и учеников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Экологичекий проект-праздник "День Земли"

Эта литературно-музыкальная композиция может стать основой праздника "День Земли" или сценарием открытого занятия по экологии для детей начальной школыЦель: Формировать представление о солнечной...

Презентация проекта "Вода на земле"

Проект направлен на ознакомление детей дошкольного возраста со свойствами воды....

Мастер –класс урок – проект «СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ»

УРОК – ПРОЕКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.СОХРАНИМ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ. Цель и задачи: рассмотреть причины загрязнения окружающей среды; учить бережно относиться к окружающей природе; развивать мышление, воображе...

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ"

ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 1) ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ3) ПРЕЗАНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПО ГРУППАМ...

Проект "Путешествие по Земле Саратовской"

Представлен материал проекта "Путешествие по земле Саратовской"...

Проект на тему"Земля - планета Солнечной системы"

Конспект "Проект на тему"Земля - планета Солнечной системы" в 4 классе....