Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Какой бывает транспорт?" 22.12.2021
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Романенко Марина Николаевна

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Жизнь города и села». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.

По типу урок – изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Использовалось следующее оборудование: учебник окружающий мир часть 1 автор А.А.Плешаков УМК «Школа России». Карточки для работы в группах.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о видах транспорта и его назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_romanenko_m.n.docx145.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н. П. Фёдорова»

       

  Технологическая карта урока окружающего мира

«Какой бывает транспорт

Урок подготовила и провелаhttp://newsroom.su/wp-content/uploads/2016/04/indefferent.jpg

учитель начальных классов

высшей категории:

М.Н. Романенко

г. Тихвин

17.12.2021 г.

Учитель: Романенко Марина Николаевна

Место работы: г. Тихвин, МОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 «А»

Тема и номер урока в теме: урок 4, «Какой бывает транспорт» из раздела «Жизнь города и села».

Базовый учебник: А.А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 класс, часть 1.

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием транспорта, раскрыть предназначение видов транспорта.

Задачи:

Предметные: формировать умение называть виды транспорта, находить отличия одного вида от другого, классифицировать по группам.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Регулятивные:

Формировать умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения.

Познавательные:

Развивать умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа умственных операций.

Коммуникативные:

Учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, строить речевые высказывания, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания; адекватно оценивать работу одноклассников и свою работу.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, толковый словарь, компьютер, раздаточный дидактический материал.

Межпредметные связи: русский язык (развитие речи), история, музыка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение.

«Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Выбрать командира группы, остальные эксперты.

-Какой большой раздел мы изучаем на уроках? (Жизнь города и села)

-У нас есть уже знания по этому разделу? (Да)

- А хотите узнать что-нибудь новое? (Да)

- Прежде чем узнавать новое, надо повторить уже изученное. Вспомним, что мы изучали ранее.

Подготовка учащихся к уроку

Приветствие

Личностные УУД: самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение названия отраслей экономики, актуализировать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.

- Что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей)

-Какие отрасли экономики вы знаете? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Какие машины нужны на стройке? (строительные: бульдозер, экскаватор, самосвал, краны)

- К какой отрасли экономики мы их отнесём? (транспорт)

- Что вы знаете о транспорте? (транспорт нужен для передвижения)

-Всё ли мы знаем о транспорте? (нет)

- Сегодня на уроке вы откроете для себя новое об этой важной отрасли экономики.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление учащимися места и причины затруднения.

- Ребята, а какой праздник приближается? (Новый год, Рождество). К нам на урок сегодня пришел очень важный гость (включаю песенку «Ты пришел к нам в гости Дед Мороз»)

Узнали? Кто это? (Дед Мороз).

-Что же поможет Дедушке Морозу добраться до всех ребят на Земле? (самолет, поезд, машина, корабль)

На доске анаграмма: спорттран

-Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (транспорт) Начинаем составлять схему (на доске появляется табличка со словом транспорт)

- У вас на столах лежат конверты с карточками, работая в группах попробуйте разделить предметы на группы.

- Расскажите, что у вас получилось?

- Каким правилом попытались воспользоваться? (по способу передвижения).

- А как вы думаете есть ли еще способы разбить этот транспорт по-другому? (не знаем точно, потому что не изучали)

Слушают и поют песню.

Дети расшифровывают анаграмму

Работают в группах, делят предметы на группы.

Коммуникативные УУД: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

4. Целевая установка.

Формирование темы и целей урока.

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий. Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? Что мы должны узнать? (Узнать, на какие группы делится транспорт)

-Назовите тему урока. (Какой бывает транспорт?)

-Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня на уроке.

- Что же такое транспорт?

-Где мы можем узнать эту информацию? (В учебнике, в интернете, спросить у взрослых, выполнить задание учителя)

Определение учащимися целей (задач), темы урока.

2 человека работают со словарем,

2 человека ищут в интернете,

2 человека спрашивают у взрослых, остальные ищут информацию в учебнике.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности

5. Открытие нового знания

Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- Итак, что же вы узнали?

Транспорт - это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

- Выступление заранее подготовленных учеников:

- Слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать". Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, ткани, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах.

- Первые транспортные средства на Руси появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются и чем похожи друг на друга телега и сани? (сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья).

- Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты.

- Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.

- В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях.

- А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы.

- Что поможет Деду Морозу пересечь дремучий лес? (Вертолет, самолет, аэроплан.)

- Каким образом он передвигается? (он передвигается в воздухе.)

- Значит, как мы назовем первую группу? (воздушный транспорт)

- А если на пути у Деда Мороза встретится глубокое озеро, море? Что ему поможет? (Пароходы, теплоходы, баржи.)

- Как этот транспорт называется? (водный, потому, что он передвигается по воде)

- А что поможет перебраться через необъятное поле? (Трамвай, автобус, автомобиль, поезд?)

- Как назовем эту группу? (наземный транспорт)

- Ну вот Дед Мороз добрался до крупного города, огромное скопление машин образовали гигантскую пробку…Что ему поможет вовремя оказаться на месте? (метро)

- Кто знает, как назовем этот вид транспорта? (подземный, он движется под землей)

- Какие вы молодцы, помогли Деду Морозу преодолеть все трудности и успеть вовремя ко всем ребятам. А теперь сделайте вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)

- На что мы опирались, когда их делили на группы? (по способу передвижения транспорта)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/21/s_5ec66048e2232/1462550_1.png

-Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/21/s_5ec66048e2232/1462550_2.png

- Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (Пассажирский)

- Если транспорт перевозит только грузы? (Грузовой)

- Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. Такой транспорт называется специальным. Что вы знаете о специальном транспорте? У нас с вами опять возникла проблема. А разобраться в ней нам поможет учебник. Откройте с.117, рассмотрите рисунки. Может быть кто-то догадался? Для чего они служат? Ребята мы решили проблему?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/21/s_5ec66048e2232/1462550_3.png

- Ребята, зачем же человек изобрел транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. (Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.)

- Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится (грузовой, пассажирский, специальный).

- Посмотрите на схему в учебнике на с.116. Как еще разделен весь транспорт в зависимости от того, кому принадлежит? (общественный и личный)

- Что такое общественный транспорт, как вы думаете? (транспорт которым пользуются все люди). Приведите примеры.

- А личным транспортом что будет? (транспорт, которым владеет лично человек). Назовите пожалуйста примеры.

Читают определения.

Выступают ученики с сообщением.

Выполняют задание

 

Познавательные УУД: общеучебные, информационные, логические, знаково-символические

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы

6. Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся

Физкультминутка: «Виды транспорта»

-Я буду называть транспорт. Если это наземный транспорт – надо присесть, если воздушный –вытянуть руки вверх, если водный – вытянуть руки вперед.

Самолет, катер, мотоцикл, теплоход, грузовик, истребитель, яхта, автобус, электричка, лодка, вертолет, баржа, троллейбус, дельтаплан, поезд, велосипед.

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях

Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе

7. Первичное закрепление

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Практическая работа на рабочих листах (выполняется в парах)

(Наземный – зеленый, водный – синий, воздушный – желтый, подземный – фиолетовый, а специальный транспорт мы с вами будем обозначать по первым буквам названия транспорта).

А теперь давайте поменяемся тетрадями и проверим правильность выполнения.

Коллективное обсуждение

Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные УУД: умение доказывать свою точку зрения

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам.

В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были
внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
3. Корабль является наземным транспортом. (–)
4. К подземному транспорту относится метро. (+).
5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
6. Транспорт приносит только вред человеку. (–)
7. Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
8. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
10. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
- Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2
ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».

-Какую оценку вы бы хотели получить на уроке?

Работают в группах, опираясь на схему на доске распределяют одинаковые карточки с транспортом по разным признакам.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка

9. Рефлексия (итог)

Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии.

- Какую цель вы поставили на уроке? (Узнать какой бывает транспорт)

- Вам удалось достичь цели? (Да)

- Дед Мороз и к нам захватил подарок, вот такие елочки. Но на них не висят игрушки. Давайте оценим свою работу на уроке. И на наших елочках появится красивый наряд.

- Если вы запомнили все группы транспорта и хорошо в них разобрались и легко можете приводить примеры, то прикрепите игрушки на большую елку.

- Если вы не все виды транспорта запомнили, и затрудняетесь с примерами, прикрепите игрушки на среднюю елочку.

- Если, вы ничего не запомнили, не поняли, то прикрепите игрушки на маленькую елочку.

- Надеюсь, ребята, что мы помогли Дедушке Морозу.

Ответы учащихся.

Самооценка.

Регулятивные УУД: коррекция и оценка

10. Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения

Инструктаж выполнения домашнего задания

- с.118-119 учебника прочитать историю возникновения водного и воздушного транспорта.

- Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану. Дают характеристику по плану:

1. Вид транспорта.

2. Наземный, водный, воздушный, подземный.

3. Пассажирский, грузовой, специальный.

4. Личный, общественный.

 - Ребята, всем огромное спасибо за урок! Вы все молодцы!

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Дети благодарят друг друга аплодисментами.

Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Какие бывают животные.

Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках. Задачи:1.       Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить живо...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме" Какой бывает транспорт?"

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Какой бывает транспорт?" для 2 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира "Каким бывает транспорт" (УМК "Школа России", 2 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний обучающихся о различных видах транспорта.Задачи урока:Дидактические:Научить различать различные виды транспорта.Научить ...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Какая бывает промышленность"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование представлений о промышленности как с отрасли экономики.Задачи урокаДидактические:Познакомить с отраслями промышленности;Научить...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира тема “Какие бывают животные”

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний у обучающихся о группах животных, их отличительных признаках. Задачи урока Планируемые результатыДидактич...