Технологическая карта урока окружающего мира «Озёра – краса Земли» (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Брылина Виктория Владиславовна

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;
  2. Формировать умения пользоваться терминологией.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу;
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 26.10.21

Школа: №104

Класс: 4 м/х

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 211

Студент: Брылина Виктория Владиславовна

Группа: 41

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Озёра – краса Земли»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;
  2. Формировать умения пользоваться терминологией.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу;
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

Оборудование: учебник Окружающй мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 4 кл., 1 часть, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 4 кл., 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный метод

Беседа

1.Приветствует.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Р: самостоятельно организовать своё рабочее место;

К: слушать собеседника и понимать речь других;

Л: смыслообразование.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод

Практический метод

  1. Предлагает учащимся вспомнить ранее изученное.

1. Какое значение имеют реки в жизни людей?

2. Из каких частей состоит река?

3. Покажите на карте реки, с которыми познакомились на уроке.

2. Индивидуальная работа с карточками

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать с карточками на повторение ранее изученного материала. На эту работу даю вам 2 минуты. Можете начинать.

Карточка

Задание №1

Подпишите части реки

hello_html_m2a97c20.jpg

1.

2.

3.

4.

Задание №2

Перечислите реки в порядке увеличения их протяженности. (Можно использовать карту)

Ока, Нева, Лена.

Задание №3

Используя карту, соедините названия городов с названиями рек, на которых они стоят.

Река

Город

  1. Дон

А) Казань

  1. Волга

Б) Новосибирск

  1. Обь

В) Ростов-на-Дону

  1. Нева

Г) Красноярск

  1. Енисей

Д) Калуга

  1. Ока

Е) Санкт-Петербург

Отвечают на вопрос

П: осознание целостности окружающего мира;

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопрос учителя;

Р: планировать свою деятельность на уроке;

П: ориентироваться в своей системе знаний.

Презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Работа в парах

Фронтальная  

Словесный метод проблемный вопрос

1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

- Посмотрите на слайд. И послушайте мою загадку.

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока-путешествия?

- Кто может сформулировать цели нашего путешествия?

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

На партах вы видите карты успеха.

После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи.

Плюс – вы справились и поняли задания.

Минус – возникли проблемы при выполнении задания.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по водным просторам.

Рассматривают изображения.

Отгадывают загадку.

- Озеро.

- Тема нашего урока «Озера – краса Земли»

- Познакомиться с известными во всем мире достопримечательностями нашей страны - озерами России.

Слушают критерии оценивания.

Слушают учителя.

К: высказывать своё предположение;

Л: проявление активности в общей работе;

П: постановка и формулирование проблемы;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Парная

Групповая

Фронтальная

Наглядный

Словесный беседа

Практический

  1. Организует наблюдение над языковым материалом.
  2. Организует работу в группах.

- Чтобы не сбиться в путешествии, и останавливаться у нужных нам объектов, давайте выясним, что такое ОЗЕРО. Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы найти определение?

- У первой группы определение взято из толкового словаря.

- У второй группы определение взято из интернета.

- У третей группы определение взято из учебника.

- Откройте конверты, вам необходимо соединить паззл и прочитать определение, которое у вас получилось.

- На карте озера отмечаются голубым цветом. Не зря Челябинск называют – озерным краем Урала. Как вы думаете, почему?

- В Челябинской области насчитывается свыше 3748 озёр.  А на территории России более 2-х миллионов озер.

3. Организует работу в парах.

- Предлагаю всем поработать в парах. Откройте учебник на стр.66 и найдите ответ на следующие вопросы

- Какие бывают озера?

2. Какую республику нашей страны считают настоящим озерным краем?

- Какие озера России вы можете найти на карте в учебнике стр.50-51?

-Видите, из-за своих маленьких размеров не все озера нанесены на карту, но вы только что прочитали, где еще много озер?

-Путешествуя, мы будем заполнять таблицу об озерах, которые встретятся нам на пути

4. Организует получение нового знания.

- Ребята, кто из вас догадается, о каком озере я говорю? Это озеро самое большое. Через него проходит граница нашей страны. Оно находится на юге, многие семьями едут летом к нему отдыхать и купаться. Догадались?

- На самом деле Каспийское море - самое большое озеро в мире.

- Итак, давайте запишем в нашем путевом листе первая наша остановка на Каспийском море.

(Рассказ ученика)

Морем его называют из-за огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. Длина береговой линии составляет целых 7000 километров! Наибольшая глубина 1025м. Вода в Каспийском озере соленая, как в морях. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось во времена Петра І.

- Какие отличительные особенности у Каспийского моря?

- Какова глубина этого озера?

- Про следующее озеро я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент видеоролика.

- Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире (наибольшая глубина – 1642 м). Не забываем заполнять таблицу.

- В России есть еще два очень необычных озера - Телецкое и Селигер, информацию о которых вам расскажут одноклассники.

(Рассказ ученика)

Телецкое озеро – красивейшее горное озеро. Оно располагается в горах Алтая. Густые леса спускаются к воде по высоким горным хребтам, которые обрамляют Телецкое озеро. Сами местные жители называют Телецкое озеро – Алтын-Коль, то есть «золотое озеро». В озеро впадает 71 река. Наибольшая глубина озера 325м. Вода в Телецком озере не прогревается выше плюс 10 градусов Цельсия даже в жаркие летние дни.

- Спасибо. Записываем и это озеро в нашем листе как самое красивое, горное озеро.

(Рассказ ученика)

-Озеро Селигер – это жемчужина Восточно-Европейской равнины. Селигер – самое чистое озеро России. Старинное его название – Прозрачное. Дно озера просматривается идеально, почти без искажений. И это притом, что в некоторых точках наибольшая глубина озера 24м. Его берега изрезаны, а по самому озеру разбросаны многочисленные острова и островки. Вода в озере не просто чистая, а КРИСТАЛЬНО чистая. Потому что создали ее исключительно ледниковые реки (всего их 110).

- Молодцы. Впишите все его себе в путевой лист.

- Познакомимся с голубой жемчужиной – Озером Увильды.

Увильды по праву считается одним из красивейших озёр Урала. Оно широко известно среди уральцев. Озеро славится чистой и прозрачной водой, красивыми берегами, многочисленными островами. А ещё это самое большое и самое глубокое озеро Челябинской области. Наибольшая глубина озера – 38м.

- Следующий ученик расскажет нам об озере Смолино, которое располагается в Ленинском районе города Челябинска.

- У юго-восточной окраины Ленинского района города Челябинска плещутся волны озера Смолино. Озеро огромное, настоящее маленькое море; его так раньше и называли: Челябинское морце, то есть Челябинское маленькое море. Челябинцы гордились курортным уголком под боком у города. Озеро является осколком древнего моря, даже вода морского типа.  Наибольшая глубина озера – 6,8 м.

- Не забываем заполнять нашу таблицу.

Динамическая пауза

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе.

- Толковым словарем, учебником или интернетом.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

Открывают учебник.

- Большие и маленькие, глубокие и мелкие, соленые и пресные.

- Карелию

- Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.

- А еще много озер на Урале, в Западной Сибири, в Якутии.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

- Каспийское море.

Слушают учителя.

Записывают в таблицу.

Ученик рассказывает.

- Оно самое большое, а вода соленая.

- 1025м

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Рассказ ученика.

Записывают результаты в таблицу.

Слушают рассказ ученика.

Слушают рассказ ученика.

Слушают рассказ ученика.

Слушают учителя.

Выполняют динамическую паузу.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р: развитие мотивов учения;

К: уметь слушать и понимать речь других;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

П: формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Презентация

Раздаточный материал

Учебник

Презентация

Раздаточный материал

Видеофрагмент

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод

Практический метод

Парная работа

  1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Ну а теперь, давайте проверим, как вы заполнили таблицу в своих путевых листах.

  1. Организует работу в парах

- Расположите все озера в порядке убывания глубины. Порядок убывания - это порядок от большего к меньшему. На эту работу дается 2 минуты.

- Давайте проверим с ответами на слайде.

Сверяют свои ответы с ответами на слайде.

Учащиеся работают в парах.

Производят взаимооценивание.

П: находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

К: сотрудничество и совместное решение задач урока.

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Раздаточный материал

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная форма

  1. Закрепляет знания учащихся.

- Перед вами на столе лежит карточка с тестом. Выберите правильные ответы.

Тест по теме: «Озера России»

1. Отметь верное высказывание. Озеро – это…

а) искусственный водоем, в выкопанном человеком углублении.

б) естественный, замкнутый в берегах большой водоём

в) часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа

2. Назовите самое большое по площади озеро России.

а) Онежское

б) Байкал

в) Каспийское

3. Челябинское морце – это…

а) Селигер

б) Смолино

в) Телецкое

4. Какое озеро называют Голубой жемчужиной Урала?

а) Байкал

б) Увильды

в) Каспийское

2. Организует оценивание.

Теперь поменяйтесь работами со своим соседом. И проверьте тест.

Если все верно – ставим оценку «5»

Если 2-3 ошибки – ставим оценку «4»

Самостоятельно выполняют задание.

Ребята производят само оценивание

Р: осуществлять взаимоконтроль;

Р: контроль, коррекция, оценка.

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

Работа в парах

  1. Проводит работу с изученным материалом.

- Сейчас ваша задача поработать в парах и выбрать изображения озер по их отличительным особенностям.

- Проверим ваши предположения с ответами на слайде.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

П: учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным материалам;

Презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Наше путешествие подошло к концу. Мы вновь вернулись в свою республику. Путешествуя по просторам нашей Родины, где мы совершили остановки?

- У вас на партах есть лестница успеха. Поставьте смайлик с левой стороны, если вы узнали за время нашего путешествия что-то новое и полезное для себя.

- Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей.

- С правой стороны поставьте смайлик те, кто новой информацией захочет поделиться с друзьями и сможет рассказать об этом дома.

- Поднимите руки, кто поставил себя на первой ступени, второй, третьей.

- Как хорошо, что у нас так много человек, кто поставил себя справа, значит, наше путешествие было для вас интересно и запоминаемо.

-Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания!

- На озёрах.

Производят самооценивание.

Слушают учителя.

Л: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Раздаточный материал



Предварительный просмотр:

Название озера

Наибольшая глубина

Отличительные особенности

2

Каспийское море

1025 м

Самое большое

1

Байкал

1642 м

Самое глубокое

5

Селигер

24 м

Самое чистое

3

Телецкое

325 м

Горное озеро Алтая

4

Увильды

38 м

Голубая жемчужина Урала

6

Смолино

6,8 м

Челябинское морце

t1603143631ad.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира "Озёра - краса Земли" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель педагогической деятельности: Формирование представлений об озёрах России, умения характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление...