Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

            Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:

  • Приказом  Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»

РЕКОМЕНДОВАНА                  СОГЛАСОВАНА                           УТВЕРЖДЕНА                                

Руководитель ШМО:                    Зам. директора:                                        Директор  школы:

------------- Л.А.Марченкова        ---------- Н.А.Богатырёва             ----------И.Н.Кухаренкова

Протокол  заседания №1                                                                        Приказ от  30.08.2019г. № 56/3       от 27.08.2019г.

Рабочая программа по

окружающему миру

для 4 класса

на 2019-2020 учебный год

       

Учитель: Мартынова О.В.

2019г.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса.                                                              Пояснительная записка                                                                                                                  

            Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:

  • Приказом  Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

           Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира;
  • расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

         Метапредметные результаты. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.

Содержание учебного предмета                                4 класс (68 ч)

Раздел «Человек – живое существо (организм) (16 часов)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие  сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

 Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

 Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

         Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Раздел «Твоё здоровье» (12 часов)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

         ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы:

  • Составление режима дня школьника для будней и выходных.
  • Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
  • Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Раздел «Человек – часть природы» (2 часа)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Раздел «Человек среди людей» (5 часов)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

 ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Раздел «Родная страна: от края до края» (10 часов)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Раздел «Человек – творец культурных ценностей» (12 часов)

Что такое культура? Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

 Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Раздел «Человек – защитник своего Отечества» (5 часов)

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.  Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

 Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Экскурсии.

В краеведческий, художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Раздел «Гражданин и государство» (3 часа)

Россия — наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Человек – живое существо (организм) – 16ч +1ч.

Общее строение организма человека.

1

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

Двигательная система организма человека.

1

Пищеварительная система.

1

Пищеварительная система.

1

Стартовый контроль

1

Дыхательная система.

1

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. 1.Практическая работа с микроскопом. 1.Опыт «Измерение пульса».

1

9

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

10

Кожа.

1

11

Как человек воспринимает окружающий мир.

1

12

Зрение. Гигиена зрения.   2.Опыт «Рассмотрим предметы».

1

13

Слух. Гигиена слуха.

1

14

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

 3. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

1

15

Мир чувств.   4.Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».

1

16

Внимание.

1

17

Память. Проверь себя.

1

Ты и твое здоровье – 12ч

18

Режим дня.

1

19

Режим дня

1

20

Правила закаливания.

1

21

Можно ли снять усталость?

1

22

Поговорим о вредных привычках.

1

23

Поговорим о вредных привычках.

1

24

Когда дом становится опасным.

1

25

Когда дом становится опасным.

1

26

Улица полна неожиданностей.

1

27

Улица полна неожиданностей.

1

28

Если случится беда. 2. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи».

1

29

Если случится беда.

1

Человек — часть природы – 2ч

30

Чем человек отличается от животных.

1

31

От рождения до старости (развитие человека)  5.Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника».

1

Человек среди людей – 5ч

32

Поговорим о доброте.

1

33

Что такое справедливость.

1

34

О смелости.

1

35

Умеешь ли ты общаться.

1

36

Умеешь ли ты общаться.

1

Родная страна: от края до края – 10ч

37

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

1

38

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

1

39

Природные зоны России. Степи и пустыни. Субтропики.

1

40

Почвы России.   6.Опыт «Состав почвы».

1

41

Рельеф России.

1

42

Рельеф России.

1

43

Как возникали и строились города.

1

44

Россия и ее соседи. Япония.

1

45

Россия и ее соседи. Китай.

1

46

Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания.

1

Человек – творец культурных ценностей – 12ч +1ч

47

Что такое культура.

1

48

Из истории письменности.

1

49

О первых школах и книгах.

1

50

О первых школах и книгах.

1

51

Чему и как учились в России при Петре I.

1

52

Русское искусство до XVIII века.

1

53

Русское искусство до XVIII века.

1

54

Искусство России XVIII века.

1

55

Искусство России XVIII века. Проверь себя.

1

56

«Золотой век» русской культуры (XIX  век).

1

57

«Золотой век» русской культуры (XIX  век).

1

58

Искусство России  ХХ века. Экскурсия в художественный музей.

1

59

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

Человек – защитник своего Отечества – 5ч

60

Как Русь боролась с половцами.

1

61

Битва на Чудском озере. Куликовская битва. 3.Практическая работа. Работа с исторической картой

1

62

Отечественная война 1812 года. Наш край

1

63

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

1

64

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Наш край.

1

Гражданин и государство – 3ч+1ч

65

Гражданин и государство.

1

66

Права и обязанности граждан.

1

67

Символика России.  Проверь себя.

1

68

Обобщение и систематизация изученного материала

1

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  • Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2-х частях/ Н. Ф. Виноградова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа По Окружающему миру 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на 2015-2016 учебный год

УМК - "Школа России". В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру (1 класс), календарно-тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...