Урок окружающего мира.
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oruzhayushchego_mira_kak_pomoch_ptitsam_1_klass.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок окружающего мира.

Тема:  Как зимой помочь птицам?
Цель: Не оставлять птиц без помощи.

Задачи: 

-  Познакомить с условиями жизни птиц зимой.

 - Понимать важность заботы о зимующих птицах.
-  Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам. Расширить знания детей о зимующих птицах.
- Понимать важность заботы о зимующих птицах.
- Перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке.    
- Наблюдать и делать выводы.
-  Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы, учить работать в группах.

Оборудование:

- Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся — цветные

 фишки, учебник,  рабочая тетрадь.

- Презентация.

- Пакет с кормом для птиц.

- Выставка рисунков и поделок птиц

- Кормушки.

 Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки,  ручки и тетрадки?

Определение темы, целей урока.

- Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем путешествовать по зимнему лесу.

- Отгадайте,  за кем мы будем наблюдать в лесу?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

- Но речь пойдет не обо всех птицах.

Многие птицы на юг улетают

Многие зиму у нас коротают

Галка, ворона, снегирь, воробей

Ну-ка ребята, их вспомни скорей.

Птиц, которые остаются у нас зимовать,

Как можно назвать одним словом? (Зимующие)

- Многих птиц мы хорошо знаем. Вспомните их. Отгадайте загадки. 

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
      (Воробей) 

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
      (Синица)

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      
(Поползень) 

- А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

Засвистели: «Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

     (Свиристели) 

- Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом?

    (Клёст)

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

- Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.

Работа в парах:

А сейчас мы с вами поработаем с карточками и узнаем, какие же птицы живут у нас круглый год, а какие улетают зимовать в теплые страны.

- На карточках  поставьте красную галочку рядом с  перелётными птицами, а синюю. рядом с  зимующими. Подумайте, какие из них живут в нашем лесу?

Самопроверка. Проверьте друг друга и нарисуйте смайлик, если все верно.

Выполнение задания.

 -  Какое время года сейчас?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах и поговорках.

- Какая сегодня погода? Что вы наблюдаете?

- Вставьте в пословицу нужное название месяца.

( Декабрь)  зиму начинает, а год кончает.

(Январь) году начало,  зиме середина.

(Февраль) зиму замыкает, весне дорогу показывает.

(Проверка сигнальными карточками.)

Вывод:  Какая погода бывает зимой?

Задание от Деда Мороза.

- Ребята, посмотрите, что это лежит на снегу? (Варежка)

- Чья же она? Что-то в ней лежит? Похоже это письмо. Адресовано ребятам 1 «А» класса.

 Значит, мы можем его прочитать.

 «Здравствуйте, дорогие ребята. С приходом зимы трудно живётся птицам. Им холодно и голодно.

Перед Новым годом у меня много дел. Нужно украсить лес к празднику, приготовить всем вам новогодние подарки. Боюсь, птицы останутся без присмотра. Я вас прошу помочь нашим друзьям – птицам. Подумайте, что вы можете сделать для них? Дед Мороз» 

- Какую помощь можем оказать птицам?

Физминутка.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Греются на солнышке.

Головой вертят, вертят.

Улететь они хотят.

Новый материал.

 - Почему зимой нелегко приходится птицам?

- Какую помощь можем оказать птицам? 

(Делать кормушки и подбирать корм для птиц.)

Дети читают стих А.Яшина « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Работа с учебником.

- Откроем учебник на с.74. Посмотрите, вот какие кормушки можно сделать. Вот какой корм подходит для птиц.

Практическая работа.

А) Изготовление кормушки из бумажного пакета по инструкции рабочей тетради.

Б) Подбор подходящего корма для птиц. 

Составление  «Меню для птичьей столовой»

Работа с карточками.

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не солёного сала, мясо, творог.

Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Повторение изученного.

Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.

 - Значит, какой корм будем подсыпать в кормушки? 

- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.

«Тинь - тень, тили - тень, всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

 - Часть кормушек мы разместим в нашем волшебном лесу. Выполним просьбу Деда Мороза.

- Часть кормушек  можете взять домой, чтобы разместить их в своем дворе. Важно следить за тем, чтобы  регулярно подсыпать подходящий корм в кормушки.

 Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг- скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень, тень, тень!

Закрепление изученного.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос, а вы хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.

Вывод:

 - Как живется птицам зимой? ( Птицам холодно и голодно зимой. Негде найти корм, если все занесено снегом.)

 

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы узнали о жизни птиц зимой.  Мы с вами изготовили кормушки, теперь Дед Мороз спокоен, что вы не оставите птиц в беде.

- Что понравилось вам на уроке?

- Что показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...