Занятие в группе продленного дня "Кто такие насекомые?" 1 класс
методическая разработка (1 класс)

Стародубцева Наталья Игоревна

Занятие  в группе продленного дня , 1 класс ,"Кто такие насекомые?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr.mir_1_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе на тему:

«Кто такие насекомые?»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

на тему: «Кто такие насекомые».

Программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.

Цель урока:

        - познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

-сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

- воспитывать бережное  отношение к окружающей природе;

- развивать творческое воображение учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (12-15 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Работа с тетрадью
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

- Дорогие ребята, вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Что такое хвоинки? Что же это такое? Это листья, как называются такие деревья? (Хвойные), а если листья в виде пластинок? Это деревья лиственные. Как называется место, где много деревьев? Лес, роща, ельник, сосновый бор.

Именно сюда нас и пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

- Но кто же они? Догадайтесь:

1. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар)

2. Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)

3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка? (кузнечик)

4. Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса)

5. Необычный я усатик.

Я отважный клоп-солдатик

6. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

-. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы….)

- Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

- Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

А почему этих животных мы будем называть насекомыми? Ответом на этот вопрос и будет нашей учебной задачей сегодняшнего урока. (слайд 2)

3. Раскрытие темы, работа с учебником. (с.32)

- Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

          Веерком узорным машет.

                                         (Бабочка) (слайд 3)

Откройте свои учебники на странице 32.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

- Сколько мы видим? (Два) Почему?

- Сколько ног у бабочки? (Шесть)

- Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка) (слайд 4)

 Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

- Обратите внимание на слайд (слайд 5). Каких насекомых вы видите?

- Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

(слайд 6)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

- Найдите рисунок вверху страницы 32.Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

- Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

- Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 7)

- Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол — насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьишке?

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Муравьишка считает ноги. Он – насекомое. (работа на доске с карточками)

4. Закрепление.  

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. ( слайд 8) Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. ( слайд 9) У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и  зазубренные челюсти у жука. У кузнечика челюсти, которыми они откусывают части растений и травы. (слайд 10) Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. (слайд 11) Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду. (слайд 12).

 (слайд 13) Окраска и форма тела многих насекомых
 зависит от  того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности  струю едких химических веществ с резким запахом. (Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

5. Работа в тетради: Игра «Узнай насекомое» )

Откройте рабочие тетради

- Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

- А для шмеля?

- Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

- Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок. 

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

На странице 24 расположены крупные жуки и маленькие в натуральный размер. Раскрасьте их. Давайте узнаем по атласу определителю как они называются. (читаю атлас). (слайд 16,17,18)

(слайд 19) Перед вами жук олень и паук. Сравните их. Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

6. Итог урока. (доска)

(Слайд 20) Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные).

Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

  Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...

Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Органы чувств человека"

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований кохране органов чувств.Развивающие: раз...

Конспект занятия в группе продленного дня в 1 классе по теме: "Привычки человека"

ответить на вопрос что такое привычки ;узнать, на какие группы делятся привычки;определить, как влияют привычки  на человека ....

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса по теме «Вежливые слова».

раскрыть перед детьми сущность понятия вежливость;                 - содействовать развитию культуры речи...

Конспект внеурочного занятия " Группе продленного дня" (1 класс )

Цель: 1.познакомить детей из параллельных классов.2. формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; формирование у учащихся дружеского отношения друг к другу.За...

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса: "Путешествие в страну здоровья"

Занятие на тему:" Зжоровый образ жизни для младших школьников" в целях создания условий для формирования у  учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни....