Алгоритм работы с плакатом "Как проводить эксперимент"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Соколова Ирина Викторовна

"Как проводить эксперимент".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozm.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим пример использования алгоритма работы с плакатом "Как проводить эксперимент".

Тема: "Проращивание растений"

Вводим в тему: читаем сказку "Джек и бобовый стебель" с использованием технологии продуктивного чтения. Фокус внимания к концу занятия могут составлять следующие вопросы:

  1. Может ли фасоль вырасти за одну ночь?
  2. Может ли фасоль достигнуть таких размеров, как в сказке?
  3. Какие условия нужно создать для проращивания растения, на примере фасоли?
  1. Готовим энциклопедии, видеоматериалы и интернет-ресурсы по теме "Проращивание растений".
  2. Организовываем мозговой штурм, чтобы узнать, какие идеи/знания есть у учеников по этой теме.
  3. Обращаем внимание учеников на плакат "Как проводить эксперимент". Заполняем первую колонку таблицы З-Х-У: каждый ученик заносит свои факты в индивидуальную таблицу в тетради или папке исследования.
  4. После сравнения и обсуждения данных ученики и учитель могут занести общие сведения в таблицу на листе А3, которую учитель размещает в зоне презентации для совместной работы учеников.
  5. Стимулируем учеников вспомнить, на каких вопросах мы сфокусировались после прочтения сказки "Джек и бобовый стебель".
  6. Предлагаем ученикам в парах сформулировать вопросы, на которые они будут искать ответы в ходе исследования и эксперимента. В помощь ученикам раздаем энциклопедии и/или другие материалы.
  7. Заполняем вторую колонку таблицы З-Х-У. При необходимости помогаем ребятам в формулировании вопросов для подготовки к следующему этапу.

Варианты хода работы над формулированием вопросов:

Какие условия нужны для проращивания? → Одинаково ли растут растения в темноте и на свету? / Если растение не поливать, будет ли оно расти? / Если растение поливать не водой, а другой жидкостью, что произойдет?

1. Работаем над формулировкой гипотезы. Ученикам младшего возраста оказываем посильную помощь — даем образцы и примеры, а также выбираем конкретные вопросы из тех, что сформулировали на предыдущем этапе. Например, останавливаемся на вопросе: "Одинаково ли растут растения в темноте и на свету?"

На плакате "Как проводить эксперимент" обращаем внимание учеников на пункт: "Я формулирую гипотезу: делаю предположение, что произойдет."

Объясняем, что нужно использовать специальные фразы:

ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО... .

ЧТО, ЕСЛИ... .

ДОПУСТИМ,... .

ВОЗМОЖНО,... .

Используя бланк "Формулирую гипотезу", помогаем ученикам сформулировать правильно фразу, например: "Допустим, что в темноте растение не будет расти."

Предлагаем ученикам подобрать другие варианты этой гипотезы, например:

1) "Предположим, что на свету растение будет расти быстрее."

2) Возможно, в темном месте растение растет медленнее, чем на свету.

2. Работаем над подготовкой к эксперименту. Вводим контролируемый параметр эксперимента — в данном случае это наличие или отсутствие света. Обсуждаем с учениками, что нужно для проведения эксперимента (можно организовать эту работу с использованием мозгового штурма).

Предлагаем материалы для эксперимента (их учителю надо подготовить до занятия): семена фасоли, контейнеры для замачивания семян и выращивания растений, воду, почву, пакетики и вату для проращивания семян.

Обращаем внимание учеников на следующий этап на плакате: "Я проверяю правильность своей гипотезы". Помогаем заполнить бланк "Что мне нужно для эксперимента".

На этом занятии можно замочить семена. Надо обязательно подписать контейнеры — имена исследователей и даты.

3. Проводим эксперимент. Обращаем внимание учеников на следующий этап на плакате: "Я наблюдаю за ходом своего эксперимента. Я собираю информацию". Раздаем ученикам образцы или заготовки дневника наблюдений. Вносим первые данные о старте эксперимента.

Важно: если мы остановились на таком контролируемом параметре эксперимента, как наличие или отсутствие света, то мы должны поместить один контейнер с семенами — в темное место, другой — в светлое.

Наблюдения могут занять длительное время — от 2 недель до месяца. Необходимо по возможности организовать ежедневные наблюдения, но записи в дневник наблюдений можно вносить при фиксировании изменений. Рекомендуем делать фото и видео своих наблюдений.

1. Обсуждаем результаты наблюдений. Необходимо сделать вывод — подтвердилась ли гипотеза.

Обращаем внимание учеников на следующий этап на плакате: "Я обрабатываю информацию и делаю вывод — ЗАПОЛНИ ТРЕТЬЮ КОЛОНКУ ТАБЛИЦЫ З-Х-У — Я УЗНАЛ, ЧТО... ." Организовываем работу по заполнению таблицы. Обсуждаем, какие записи сделали ученики.

2. Планируем работу по созданию постера (плаката) в соответствии с этапом на плакате: "Я делюсь результатами своего эксперимента". Можно предложить оформить цифровую презентацию, видеоролик о ходе эксперимента.

3. Подбираем варианты мероприятий, на которых ученики делятся результатами эксперимента: школьная или внешкольная конференция, научная ярмарка или конкурс исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы на задачей

Данный алгорит помогает ребёнку пройти все шаги для разбора условия задачи, выбора её решения и правильной формулировки ответа....

Памятка. Алгоритм работы.

Памятка содержит алгоритм решения текстовых задач и уравнений. Предназначена учащимся начальной школы....

Информатика в 4 классе. Алгоритм. Работа в word.

Урок информатики в 4 классе. Дети работают с алгоритмами, создают поздравительные открытки в word. Урок проходит  с использованием интерактивной доски, прилагается презентация....

Алгоритм работы над ошибками.

РАБОТА СО СЛОВАМИ.1.  Выпиши слово правильно.2.  Подчеркни место ошибки.Орфограмма проверяемая ?ДА   - подбери проверочное слово по правилу и запиши однокоренные слова.НЕТ-пр...

Алгоритм работы с задачами на движение

Представлен алгоритм работы в парах (для ученика и учителя) по теме "Решение задач на движение"...

Алгоритм работы над ошибками.

Алгоритм позволит учащимся понять систему выполнения работы над ошибками....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...