Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:
    Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

    Логинова Мария Александровна

    УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХ

    Тема:

    Непроизносимые согласные в корне  слова.

    Цели:

     Деятельностная цель:

     - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

    Содержательная цель:

     - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

    Задачи:

     - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

    - составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

     - обогащать словарный запас учащихся;

     - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

     - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры  для учащихся, сигнальные карточки, презентация к уроку «Непроизносимые согласные», тренажёр «Хитрые буквы», аудиозапись, 1С: Образовательная коллекция  «Полезные уроки.  Русский язык за 10 минут в день. 3 класс»,  мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс»

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте вспомним летние прогулки по  лесу.

    Пальчиковая гимнастика.

    С ветки ягодки снимаю.

    Их в лукошко собираю.

    Будет полное лукошко.

    Я попробую немножко,

    Я поем ещё чуть-чуть.

    Лёгким будет к дому путь.

    Вы согрели свои ладошки? Теперь  всё у нас получится замечательно!

    2. Чистописание. Слайд № 2.

     - Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (В, д, л, т).

    -Определите порядок букв в цепочке. (Вдлт  Влтд …)

    - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

    - Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)

    (Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)

    - Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

    2. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3.

     - Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.

    арбуз          берёзка

    хлеб             травка

    ветер             съел

     (Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и  выделяют орфограммы)

    - Назовите «лишние слова».

    - Какие орфограммы встретилась в словах?

    - Как проверить слова с парной  по глухости-звонкости согласной в корне?

    -  Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)

    3. Изучение нового материала. Слайд №4

    - Море  успокоилось, и на горизонте показался остров.

    - Поприветствуем остров. Каким  словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)

    - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)

    - Посмотрите на слова, что необычного в них?

    - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте  и последите за их написанием.

    - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

    - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце»,  «радостно», «сердце»?

    - Как бы вы назвали согласные, которые пишутся,  но не произносятся?

    - Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

    - В какой  части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).

    - Какова тема нашего исследования?

    4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:  

    Слайд № 5

    - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

    - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

    (Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)

    Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

    Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

    Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

    Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

    - Что вы узнали из сказки?

    - Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

    - Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

    На интерактивной доске запись:

    здравствуй –

    солнце –

    радостно –

    сердце –

    прекрасный -

    - Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)

     - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

    (с каждым словом работает отдельный ребенок)

    - Объясните свой выбор. 

    - Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

    - Давайте сравним свой вывод с выводом учебника. 

    - Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?

    Чтение правила по учебнику на странице  28.

    - Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

    - Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

    5. Реализация проекта. Слайд № 6. 

    Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами здравствуй, солнце, радостно, сердце.

    (Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье».

    Солнце - в слове «солнце» в корне есть стечение согласных «лнц». Подберу проверочное слово,  чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «солнышко».  Аналогично работают  с другими словами.)

    - Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

    - Дальше что будем делать, на что  смотреть?

    Алгоритм получается следующего вида: 

    image

     

    (После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)

    Физкультминутка для глаз.

    6. Первичное закрепление с проговариванием.

    (Задание выполняется на доске)

    - Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

    Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик.

    (Дети записывают слова и выделяют орфограмму)

    7. Физкультминутка.

    - Отдохнём и подумаем. Не торопитесь, будьте внимательны!

    (Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с непроизносимым согласным, или стоят на месте, если нет непроизносимого согласного).

    Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный, вкусный.

    8. Словарная работа. Слайд  №  7.

    - Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.

    1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)

    - Есть ли в слове непроизносимая согласная? Как проверим? Если слово проверить нельзя, а написать надо правильно, что надо сделать? (Посмотреть по словарю)

    2) Скоро Новый год. Это весёлый … (праздник)

    3) Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)

    (Дети записывают словарные слова в тетрадь)

    9. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (ТПО).

    - Ребята, Нюша  уже выполнила  задание  № 1.  Вот что у него получилось: 

    Слайд № 8. 

    image

     - Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).

    (Задание № 2-4 дети выполняют самостоятельно. Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)

    ТПО

    1. Прочитай слова. Выполни задание.

    Место, местечко, местность, местный.

    А) Данные слова однокоренные?

    да                       нетimageimage

    Б)  Подчеркни слова с непроизносимой согласной.

    В) Обведи проверочные слова

    2. Вставь пропущенную букву в слове грус...ный. Объясни свои действия.

    Решение. Слышу в корне опасное сочетание согласных ___. Подбираю однокоренное слово, в котором после непроизносимого согласного стоит гласный или опасное сочетание находится в конце, например: ___________. Слышу согласный звук [_] отчётливо. Пишу согласную букву__ в опасном сочетании: ГРУС...НЫЙ.

    3. Есть ли непроизносимая согласная  в  слове мес...ность? Объясни свои действия.

    Решение. Слышу в корне _______________________ согласных ___. Подбираю ________________ слово, в котором опасное сочетание находится в конце, например: ___________.  Слышу согласный звук [_] отчётливо. _____________________ согласную букву в опасном сочетании:

                                      (Пишу, не пишу) 

    МЕС...НОСТЬ.
    4. Буква т пишется в   слове трос...ник или чудес...ный ? Объясни свои действия.

    Трос…ник. Подбираю однокоренное ___________, например: _____________________. __________________ согласный звук [_]

                                                                           (Слышу, не слышу)

    отчётливо. _____________________ согласную букву__ в опасном

                                            (Пишу, не пишу)

    сочетании: ТРОС...НИК.

    Ответ: ___________________

    - О какой орфограмме мы говорим на уроке? (Непроизносимая согласная в корне слова)

    - Как работает наш алгоритм? ( Помогает пошагово проверить написание слов с непроизносимыми согласными)

    - Всегда ли в стечении согласных  пишется непроизносимая согласная?

    8. Работа в парах на компьютерах.

    - Я предлагаю вам выполнить задание  на компьютерах, но не забывайте, что работаете вы в парах.

    А) Первый ряд  работает с тренажёром «Полезные уроки».

    1С: Образовательная коллекция  «Полезные уроки.  Русский язык за 10 минут в день. 3 класс». Раздел «Части слова», тема «Непроизносимые согласные», режим работы «Учёба».

    - Вставьте, где надо, согласную букву. Щёлкай там, где нужна буква.(2 слайда один ученик, 2 слайда другой)

    Частный, узники, упразднённый, безрадостный, сквознячок, капустный, лестничная, выяснять и др.

    Б) Второй ряд  работает с тренажёром «В, Д, Л, Т».

    -Вставьте пропущенные буквы.

    - Над какой орфограммой вы работали?

    Фронтальная работа с классом.

    Задание №12  из мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс». Урок 02. Корень слова. Орфограммы в корне слова.

    А) Выдели слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.

    Солнце, осина, звёздный, трава, вестник, чувство, участь, красный, яростный, сердце, бесчувственный, опасность, тесный, праздник.

    Б) Выдели в словах буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.

    Солнце, звёздный, вестник, чувство, яростный, сердце, бесчувственный, праздник.

    8. Рефлексия.

    - Какую проблему исследовали на уроке?

    - Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?

    - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (рис.1, 2,3)

    Слайд № 9.

    imageimageimage

    Рис. 1.

    Я усвоил всё.

    Рис. 2.

    Я понял, но не всё.

    Рис. 3.

    Я не усвоил материал.

    8. Домашнее задание.

    - Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

    Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

    Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

    В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

    Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

    Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

    Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

    Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

    Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

    Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

    Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...


     

    Комментарии

    Качурина Ирина Николаевна

    Логинова Мария Александровна! Как Вам не стыдно выдавать мой урок по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" за свой. Если Вам материал понравился, то используйте его. Для этого я, Ирина Николаевна, его и создавала.Зачем же его печатать под своим именем!? Хоть бы что-то своё внесли или изменили! Очень низкий поступок. Не стыдно?