Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
методическая разработка (3 класс) на тему

Комиссарова Татьяна Борисовна

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.

Цели:

 Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

- составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы

«Иногда согласные играют с нами в прятки»

Комиссарова Татьяна Борисовна, воспитатель ГПД

Разделы: Начальная школа.

Цели:

 Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

- составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами.

Картинки по запросу картинки дети решают кроссвордыКартинки по запросу картинки дети решают кроссворды

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!
Мы родственное слово должны так подобрать, 
Чтоб Л, и Д, и В, и Т в них верно записать!

Найдите однокоренные слова и составьте пары.

Прочитайте слова вслух. Что интересного заметили? (в некоторых словах согласные не произносятся)

Какое название можно дать звукам, которые не произносятся ? (непроизносимые)

Звездный Звезда  Грустный грусть  Солнце солнышко  Здравствуй здравие Сердце сердечко

Найдите и подчеркните только те слова, в которых есть непроизносимый согласный в корне. Подчеркните орфограмму.

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный.

прочитай

проверь

напиши

ме[сн]ость

место

местность

че[сн]ый

 

 

хру[сн]уть

 

 

ве[сн]ик

 

 

сви[сн]уть

 

 

Гла…кая обло…ка
Бли…кие заморо…ки
Кре…кая дру…ба
Ро…кая бере…ка

Избу…ка
Зам…ро…ки
Закла…ка
Электр…во…
К…рму…ка

ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО

гиган…ский    грус…ный    извес…ный    мес…ный     наез…ник

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне.
(лестница)

Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов (нарисовать на доске)

ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

- Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?
(интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной)

Физминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся,

два нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать.

гиган…ский   грус…ный   извес…ный   мес…ный   наез…ник   радос…ный    чес…ный     поз…ний          огромный     печальный    знаменитый    здешний     всадник      веселый       правдивый     ранний

Подобрать проверочное слово к каждому слову

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце в небе весело горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600762/img1.gif

1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)

2. Счёт вслух. (Устный)

3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)

4. Место вокруг чего-либо. (Окрестность)

5. Весёлое торжество. (Праздник)

У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему?

- О таких словах мы продолжим разговор на следующем уроке.

                                Кроссворд «Слова с непроизносимой согласной»

Физ. минутка

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)

Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)

Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)

Бег на месте, бег на места,

Зайчики, зайчики (прыжки на месте)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

- Девочки! (говорят только девочки)

- Мальчики (говорят только мальчики) http://kladraz.ru/images/3(150).jpg

1. Растение, которое растет в воде и над водой. (Тростник.) 2. Небесное прекрасное светило, звезда. (Солнце.) 3. ... вечером. (Поздно.) 4. Гневно, сердито. (Яростно.) 5. Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим... (вкусно). 6. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница.) 7. Этот билет берут для проезда в транспорте в течение месяца, года, дня и называют его... (проездной). 8. Это слово — антоним для слова «радостно». (Грустно.) 9. Она бывает сельской и даже городской, ровной или холмистой. (Местность.) 10. Еда, угощение или разносолы. (Яства.) 11. Когда много людей идут в одном направлении организованно. (Шествие.) 12.... месторождение. Из этого камня делают ювелирные украшения. (Алмазное.) 13. Печальный. (Грустный.) 14. Здорово, отлично. (Чудесно.)

— Какое слово получилось по горизонтали? (Непроизносимые.)

                                        Кроссворд «Фрукты»

Восстановите названия фруктов.

http://kladraz.ru/images/3-1(3).jpg

По горизонтали: 2. БАИРКСО. 4. ИИВК. 5. РКУФЫТ. 6. АБННА. 10. МРННААДИ. 11. МЛИНО.

По вертикали: 1. БОЛКОЯ. 3. ВЛАСИ. 5. КИНФИИ.

7. СНАНАА. 8. МУРХА. 9. ГАОМН.

Ответы. По горизонтали: 2. Абрикос. 4. Киви. 5. Фрукты. 6. Банан. 10. Мандарин. 11. Лимон. По вертикали: 1. Яблоко. 3. Слива. 5. Финики. 7. Ананас. 8. Хурма. 9. Манго.

Кроссворд к теме «Твое здоровье»

http://kladraz.ru/images/3-2(3).jpg

1. Отгадайте загадку и узнаете, чем нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Стать красивым, как скульптура,

Нам поможет... (физкультура).

2. Синоним слова «распорядок», его необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым. (Режим.)

3. Расположите буквы в порядке возрастания и узнаете, что еще укрепляет наше здоровье.

http://kladraz.ru/images/3-3(3).jpg 

4. Что еще необходимо для того, чтобы мы были здоровыми, подскажет поговорка: «... — залог здоровья». (Чистота.)

5. Должна быть полезной, содержащей необходимое человеку количество витаминов, минералов, белков и углеводов... (Пища.)

6. Здоровье невозможно без хорошего настроения. А вот залогом хорошего настроения можно, без сомнения, назвать то, от чего становится светлее новый день, просыпается в небе радуга, становится всем теплее. Что же это? (Улыбка.)

7. Отгдадайте пропущенное слово. «Где (здоровье) — там и красота».

Кроссворд «Игры с мячом»

http://kladraz.ru/images/3-4(7).jpg

По горизонтали: 3. Спортивная игра с мячом овальной формы. (Регби.) 6. Спортивная игра в мяч, который бросают в специальное приспособление на столбе. (Баскетбол.)

По вертикали: 1. Спортивная игра в мяч, при которой используется ракетка. (Теннис.) 2. Спортивная игра в мяч, который бросают через сетку. (Волейбол.) 4. Спортивная командная игра на льду. (Хоккей.) 5. Спортивная игра в мяч ногами. (Футбол.)

Кроссворд «Организм человека»

http://kladraz.ru/images/3-5(3).jpg

1. Орган пищеварения. (Рот.)

2. Орган кровообращения. (Сердце.)

3. Орган зрения. (Глаз.)

4. Орган осязания. (Кожа.)

5. Орган обоняния. (Нос.)

6. Органы слуха. (Уши.)

7. Орган пищеварения. (Зубы.)

8. Орган нервной системы. (Мозг.) (Слово по горизонтали: организм.)

Математический кроссворд

http://kladraz.ru/images/3-7(1).jpg

По горизонтали: 1. Результат действия вычитания. (Разность.) 3. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.) 6. Компонент действия сложения. (Слагаемое.) 7. Число, которое делят. (Делимое.) 8. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.) 10. Мера массы. (Килограмм.)

По вертикали: 2. Результат действия сложения. (Сумма.) 3. Равенство, в котором неизвестное обозначено буквой латинского алфавита. (Уравнение.) 4. Число, на которое делим. (Делитель.) 5. Компонент действия вычитания. (Вычитаемое.) 9. Мера длины, равная 100 см. (Метр.)

Физ. минутка

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)

Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)

Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)

Бег на месте, бег на места,

Зайчики, зайчики (прыжки на месте)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

- Девочки! (говорят только девочки)

- Мальчики (говорят только мальчики)

Кроссворды «Растения»

I. «Овощи»

Напишите названия плодов. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

http://kladraz.ru/images/3-7(2).jpg

1. Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

 

2. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках. (Фасоль.)

 

3. Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит. (Помидор.)

 

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

 

5. От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ. (Чеснок.)

 

6. Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут. (Картофель.)

 

7. Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей. (Свекла.)

(Слово по вертикали: капуста.)

II. «Фруктовый сад»

Напишите названия плодов. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

http://kladraz.ru/images/3-8(2).jpg

1. Вот растет зеленый куст,

Не высок, но очень густ.

И висят на нем сережки

Для Анюты и Антошки —

Черные и красные,

Для желе прекрасные. (Смородина.)

 

2. По весне оно

Очень зелено, кисло.

Как поспеет — покраснеет,

С ветки вниз упасть успеет. (Яблоко.)

 

3. Вот на ветке, погляди,

Раскраснелись вдруг они.

Сочным соком наливаются,

Детям с веток улыбаются. (Вишни.)

 

4. С веток кистями свисает,

Сладким соком привлекает.

Угощаем всех подряд:

Очень вкусный... (виноград).

 

5. Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

Ее любят очень дети,

А в лесу густом — медведи. (Малина.)

(Слово по вертикали: слива.)

Рефлексия.

 Вам было сегодня интересно?

- Все ли было понятно?

- Давайте вернемся к теме занятия. Назовите её.

- У кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше, и вы пополнили свои сундучки?

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Мы их выполнили?

- Чему мы научились на занятии?

(Научились проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова).

 Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правописание букв в безударных гласных в корне слова"

Урок сопровождается ИКТ с использованием ЭОР на трех этапах....

Разработка внеклассного занятия по русскому языку "КВН по безударным гласным в корне слова"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быс...

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

методическая разработка логопедического занятия по теме "Родственные слова"

Данный материал представляет собой методическую разработку логопедического занятия по теме "Родственные слова"для учащихся 2 класса начальной школы....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...