Конспект урока окружающий мир "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нечаева Надежда Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Золотое кольцо России»

 

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство.

Планируемые результаты   

Предметные:

познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;

научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов

Личностные:

воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; использовать дополнительные источники информации; находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Тип урока: открытие нового знания

 

Оборудование: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Золотое кольцо России»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство.

Планируемые результаты    

Предметные:

познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;

научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов

Личностные:

воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; использовать дополнительные источники информации; находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация к уроку, этимологический словарь, маршрутные листы, карта России

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

2 мин

Организует положительный настрой на урок.

- Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем    и отвечаем, работаем, запоминаем.

Проговаривают хором

Отрабатывают способы взаимодействия

II.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Интеллектуальная разминка

13 мин

Проверяет домашнее задание.  

 - Домашнее задание проверим следующим образом: пока двое учеников готовят письменный ответ по карточкам, проведём устный опрос и тестирование.

1) Организует устный опрос:

- Что такое лента времени?     - Какой сейчас век?

- Какими цифрами принято записывать век?

2)  Организовывает выполнение теста и проверку.          (Слайд № 2)

– Выпишите буквы правильных ответов на

   первую  строку листа самостоятельной работы.

- Проверим в парах как выполнили тест –  

  поменяйтесь листами, поставьте оценку. А  

  теперь  посмотрите подсказку. (Слайд № 3)

 - Какое слово получилось? Почему?

-  Оцените свою работу- поднимите руку – у кого

   на «5»? Молодцы!

3) Организовывает опрос по карточкам и

    оценивание.

-    Продолжим, ребята, работавшие по карточкам,

      зачитывают ответы.  

-  Оцените правильность ответов.

 1) Отвечают на вопросы.

 2) Выполняют тест.  

1. Самая крупная единица времени:

    г) час;  б) минута;   х) год.

2. Какие из утверждений верные?

   в) час – это 60 минут;  

   а) в году 12 месяцев;

   е) в неделе 5 суток.

3. В каких утверждениях есть ошибки?

    л) летние месяцы – август, сентябрь, октябрь;

    з) зимние месяцы – декабрь, январь, февраль;

    ю) времена года – зима, весна, лето, январь.

- Оценивают правильность выполнения теста.

3)  Выполняют работу по карточкам.

Карточка №1. Лента времени – это ___. Она нужна, чтобы ____. Пример ленты времени ___.

Карточка №2. Век это отрезок времени в --- лет. Эра – это ___ летоисчисления. Сейчас – век. Текущий век закончится в ___ году.

- Оценивают ответы отвечающих

Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка.

III.Сообщение темы урока.Актуализация знаний

10 мин

Организует формулирование темы, цели, задач урока

1) – Итак, продолжим наше путешествие в прошлое,  расшифруйте тему урока. (Слайд № 4)

-  Проверим. (Слайд № 5)

- Запишите тему урока в лист самостоятельной

   работы

2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Владимира Степанова, которое к уроку подготовили ребята.

       

- Как думаете, где сегодня побываем?

- Названия каких городов запомнили?

- Что вы узнали об этих городах?

- Как связано стихотворение с темой урока?

3) – Назовите тему урока.

    - Сформулируйте цель урока.

     (Открывает таблицы на доске)

    - Определите важность материала для себя.

    - Какие задачи предстоит выполнить, чтобы

      добиться цели?

    - Представьте себя на месте преподавателя:  

      какой план работы вы бы предложили, чтобы  

      решить поставленные задачи?  

1) Расшифровывают тему урока:

     Е Т З О О О Л      Ь О Л К Ц О       Р И С О И С

      7  5  1   4   6   2    3          4  2   3   1    5   6           1   6   4  2    5   3

- Проверяют правильность ответа по экрану

2) Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья.

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки, из Тулы – пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

3) Формулируют тему, цель, задачи урока, намечают план работы над темой.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

10 мин

Организует работу по открытию нового знания.

1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца.

- Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Откройте первый форзац учебника, рассмотрите карту. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России.  (Слайд № 6)

- Почему группу древних городов назвали

  кольцом?

2) Рассказывает.

Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли.

- Как вы понимаете слово «кремль»?

3) Организует работу по этимологическому словарю.

4) – Знакомит с презентацией «Москва. Сергиев –  Посад».

- Из какого города отправимся в путешествие по

  Золотому кольцу?

-Что вы помните о Москве, достопримечатель-

  ностях города из материалов прошлого  

  учебного года? (Слайды № 7, 8)

- Начинаем изучение городов Золотого кольца.  

  Подумайте, по какому плану будем изучать

  каждый  город? (Вывешивает план на доску )

- Где можно найти информацию о городе?

Назовите следующий после Москвы город.

- Расскажите что изображено на гербе этого

   города. (Слайды № 9, 10)

- Подумайте, о чём   рассказывает герб города.

- Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах  Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки.

-  Как лучше оформить информацию, полученную

    на уроке?

- Прочитайте, какие графы будут в таблице?

- Заполняем таблицу изучения города, кроме

  третьего столбика, это д/з.

5) Организует работу в группах.

- А теперь поработаем в группах: четыре группы получат маршрутные листы и информацию из интернета для изучения разных городов Золотого кольца, а у пятой группы более сложное задание – представить себя на месте путешественников, посетивших 5 городов Золотого кольца и написать заметку в газету о путешествии. На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.

   

Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» и заполнение таблицы «Золотое кольцо России»  (Слайды  № 11 - 19)

1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог

Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово.

- Кремль – произошло от  греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями.  

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы.

Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома

5) Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание.

Задание для 1 группы. Рассказать о Переславле-Залесском.

Задание для 2 группы. Рассказать о Ростове – Великом.

Задание для 3 группы. Рассказать о Ярославле.

Задание для 4 группы. Рассказать о Костроме.

Задание для 1 группы. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу.

- Группы презентуют работу по теме.

- Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з).

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

Физкультминутка

1 мин

Организует проведение физкультминутки с использованием презентации.

- Давайте отдохнём, отправимся в весёлое путешествие вместе с героями «Весёлой песенки»

Выполняют физические упражнения

Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности

V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа

4 мин

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся

1) Устный опрос.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня.  - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня?

- Что общего у этих древних русских городов?

Организует выполнение теста (в форме кроссворда)

2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд.

3) – Проверка (слайд № 20)

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы.

Проверяют выполнение кроссворда

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

VI. Домашнее задание

5 мин

Объясняет домашнее задание

- Каким может быть домашнее задание?

- Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебную задачу

VII.  Итог урока. Рефлексия

5 мин

Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке

(Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока) – По какой теме работали? - Выполнили ли мы задачи урока? - Что нового узнали на уроке? - Что вас особенно удивило?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Наклейте свой стикер на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.

Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений»

                       «Работал хорошо»

   «Мало узнал» → «Много узнал»

                ↓ 

                      «Работал плохо»                                  

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....