конспект урока Домашнее животное - лошадь
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Малкова Татьяна Анатольевна

конспект урока : "Домашнее животное - лошадь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_malkovoy_t.a.docx93.39 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: «Домашнее животное-лошадь».

Цели:

       Образовательные задачи:

  • Обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме  «Домашние животные».
  • Проверить умение выявлять отличительные признаки  домашних животных от диких.  
  • Развитие  навыка моделирования рассказа – описания.
  • Формирование умения выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

      Коррекционно-развивающие:  

  • Корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия», «Кто, где живёт?».
  • Коррекция и развитие связной устной речи при составлении рассказа по предложенному плану и при работе над деформированным предложением, активизировать словарь по теме;
  • Корригировать слуховое  восприятие и воображения посредством дидактических игр «Узнай по силуэту», «Отгадай загадку».
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством  выполнения дидактических игр «Исключи лишнее»,
  • Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через знакомство с профессиями.
  • Формирование жизненных компетенций.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к предмету.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

     Программа:  

  • Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.
  • Учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: Технологии коррекционно-развивающие Е.Д. Худенко,    элементы  здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного,  щадящий режим икт, смена динамических поз ; технология дифференцированного, индивидуализированного  обучения; разноуровневые задания.

Оборудование: интерактивный комплекс, слайдовое сопровождение к   уроку;

Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные            карточки,  шаблоны животных, предметная наглядность, предметные картинки «Дикие и домашние  животные», разрезная  картинки «Деревня. Скотный двор », карточки с деформированным предложением.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки  возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Сегодня к нам на урок пришли гости,  поприветствуй их и представься

Слайд 1

Присаживайся на свое место

Руки (на месте).

Ноги (на месте).

 Локти (у края).

 Спинка (прямая).

- Не забывай о правилах, которые действуют на наших уроках.

Слайд 2 сигналы. Солнышко и тучка

Ты любишь преодолевать трудности? (Да)

  Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

    Давай узнаем, какое у тебя настроение сейчас?

У тебя на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка, покажи, какая из них соответствует твоему настроению Я рада, хорошее настроение – это залог хорошей работы.  

 Посмотрим, изменится ли оно к концу.

Слайд 3

А у нас с тобой урок «Живого мира»:

Давай вспомним, что нужно от тебя на этом уроке для отличного результата?  

Нужно уметь  наблюдать, 

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать, 

Новое узнавать

Всем этим мы сейчас и займемся.

Слайд 4

Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Мы в ответе за тех,  какого приручили»  (мы должны любить и не обижать животных)

Дидактический материал

Вика перед тобой на доске,   расположены  картинки,  тебе нужно перечислить то, что там изображено соответственно числовому ряду, начиная от 25 до 30

25-белка, 26-волк, 27-еж, 28-заяц, 29-лиса,30-лошадь

Что там лишнее?  (лошадь)  ну раз лишняя убираем ее повыше, мы сегодня еще вернемся к ней

Надпись «Домашнее животное. Лошадь.)

Почему лишняя? (потому что лошадь домашнее животное, прикрепить запись)

Как можно назвать данные изображения, одним словом

Дикие животные

Почему их так называют?                                                                                              

(Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.)

                                   Пойди к доске

Найди животное под номером 28, переверни картинку обратной стороной, прочти информацию о нем.

Силуэты различных предметов

Среди данных силуэтов, найди силуэт белки, заполни  пустоту в нем.

 Назови части тела данного животного.  (голова, туловище, лапки, хвост, глаза, уши)

Мягкая игрушка. Белка.

У белки есть «кисточки» Где они? У какого животного тоже есть кисточки на ушах (у рыси)

Белка умеет цокать (язычком) : Изобрази цоканье белочки. Как это делаю я. Цок-цок-цок

А вот так: цок цок-цок цок, цок цок цок-цок цок цок.

Плакат.

Попрыгай пальчиками по плакату, проговаривая 

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки,  где поспели,
И грибы видит она.

Назови любимое лакомство белки (орешки)

 

Теперь перейдем к номеру 27, кто там изображен (еж)

Позанимаемся речевой разминкой

Жа – жа – жа – в лесу мы встретили  ежа

Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут ежи.

Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа  не обижу я ежа.

Опорная схема.

Расскажи по плану о еже.

Мешочек с разными предметами.

У меня в руках «Волшебный мешочек» Выберите предмет, который на ощупь, похож на ёжика, давай поиграем с ним

«Я с ежонком поиграю,

Меж ладошек покатаю.

Ой, колючий ты какой! (разжимает)

Ёжик, ёжик, не колись! (гладит)  

Ты со мною подружись!» (сжимает обеими руками)

Покажи ежика руками. Соедини руки в замок и подними пальцы, расставив в стороны. Подвигай «иголками» Зачем ежу иголки?

       Вика, не всегда иголки помогают ежу спастись от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому лиса, например, зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным.

Впадает ли еж в зимнюю спячку?

Картинка с заданием.

Вика, ежик приготовил тебе задание, послушай его, на яблоне выросло пять яблок, четыре яблока созрели, а одно нет. Он просит спрятать незрелое яблоко, что ты сделаешь для этого (возьму зеленый карандаш и закрашу его)

Пройди за парту

Сегодня на уроке я предлагаю тебе отправиться на экскурсию, но куда?

Осколочная картинка.

Составь картину, для того, чтобы ответить, на этот вопрос.  (Вика получает конверт с осколочной  картинкой) (В деревню)

Игрушка – качалка лошадка.

Интересно тебе, на чем  мы туда отправимся?  Можешь  по очертаниям представленного предмета, ответить на вопрос? Возможно, еще эти звуки помогут?  (включить цоканье копыт, ржанье лошади).

Можешь предположить тему нашего урока, кто будет его главным героем?  Домашнее животное. Лошадь. Ты права, озвучь  еще раз тему нашего урока. (на доске прочесть запись)

Подойди к нашей лошадке, обследуй ее, назови  части тела. , (голова, глаза, уши, рот, грива, туловище, ноги, хвост,)

 Опиши туловище. Какой формы туловище? Чем покрыто? (продолговатой, покрыто гладкой шерсткой коричневого цвета).

А голова, какой формы? (вытянутая, продолговатая) На голове у лошади есть грива (показать). Она красиво встряхивает гривой во время бега.

Что еще есть на голове у лошади?

Уши,  глаза, рот, ноздри, грива. Вика, а знаешь ли ты, что лошади видят мир не серым, как многие животные, а цветным. Правда, синий и красный цвет они различают хуже. (Показать карточки). Уши у нее стоячие

 А где расположена голова? На шее. На массивной шее.

 Какие ноги у лошади(длинные, стройные) А еще задние и передние. На ногах копыта. Ноги помогают ей быстро бегать. Лошадь - самое быстрое домашнее животное. Человеку ее не догнать.

Поиграем в рассуждалки?

Лошадь живет рядом с человеком, значит лошадь домашнее животное
у лошадки большие глаза,  значит она
 большеглазая

у лошадки длинные ноги,  значит она длинногая.

Попробуй описать лошадь . (Лошадь домашнее животное. У нее большие глаза и длинные ноги. Тело ее вытянутой продолговатой формы . Оно покрыто гладкой коричневой шерстью. )

Это лошадка-качалка.  На нее садятся сверху и раскачиваются.  Давай покачаемся и мы с тобой на носках вперед-назад, как будто на лошадке.

Слайд

Посмотри, какие лошади бывают разные 

ВОРОНАЯ – совершенно черная лошадь, с черными гривой и хвостом. ГНЕДАЯ – красновато-коричневая лошадь с черными гривой, хвостом, мордой, ушами и ногами

Слайд

 ПЕГАЯ – лошадь с крупными белыми пятнами.

Попробуй дать название  и описать признаки данной лошади

Слайд

(БЕЛАЯ – совершенно белая лошадь, с белыми гривой и хвостом)

Слайд

 А что означает КОНЬ В ЯБЛОКАХ? Это значит, что у лошади на теле есть пятна более светлого оттенка, чем основной цвет. Яблоки появляются при хорошем уходе у лошадей разных окрасок (чаще у серых), но с возрастом исчезают. Даже есть песня о таких конях. Скачать песню кони в яблоках, кони светлые.

Слайд (физминутка)

Пора отдохнуть нашим глазкам, следи внимательно за объектами.

Слайд

Вика, вот незадача, все геометрические фигуры выстроились в одно целое, посмотри  внимательно и ответь, кто бы это мог быть? (лошадь) Посмотри еще раз внимательно и посчитай,  сколько прямоугольников понадобилось, (4), а треугольников (2) 

Геометрические фигуры

запомни, как они расположены,  а теперь постарайся выложить тоже самое  из  фигур, которые лежат перед тобой, но не простую лошадь, а гнедую. Опиши, еще раз свою лошадь (у моей лошади продолговатая вытянутая голова, массивная шея, пышная грива, вытянутое, продолговатое туловище, длинные ноги и пышный густой хвост)

https://pandia.ru/text/83/643/images/img4_28.png

 Предположи,  почему мы поедем именно в деревню? Потому что она там   живет, и там находится ее лошадиная семья 

Слайд

Поедем мы с тобой, как в старые добрые времена на санях, запряжённых лошадьми.  Посчитай,  сколько лошадей мы с тобой возьмем? (три)  Такое количество лошадей составляли « тройку» а  придумали ее  для того, чтобы езда была очень быстрой на длинные расстояния.   Тройку любили описывать в своих произведениях  поэты. Например, Александр Сергеевич Пушкин писал:

Сквозь волнистые туманы,
Пробирается луна,
На печальные поляны,
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка
 борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Посмотри на экран (слайд с изображением тройки) над какой лошадью прикреплен колокольчик? (над средней)  Колокольчик прикреплялся для того, чтобы было слышно приближающуюся тройку, ведь она мчалась так быстро, что могла сбить всех кто попадался у нее на пути. 

Слайд

Тройка была интересна и композитору П.И.Чайковскому. Он посвятил ей целую пьесу в цикле "Времена года". Вика, скажи сейчас у нас какой месяц?( Ноябрь.) Так вот мы сейчас послушаем отрывок из  пьесы, которая так и называется  «Ноябрь. На тройке».

    Итак, усаживайся  удобнее.  Закрой глаза, представь себе быструю езду, и  услышь те звуки, которые будут тебя сопровождать.

Колокольчик

 Открой глаза.  Какие звуки ты услышала? Перезвон колокольчиков.

Слайд

 Лошадь очень торопилась, послушай,  что она делала (ржала, фыркала, скакала и при этом цокала копытами)

Слайд

И вот нас  встречают деревенские жители.( Включить звуки домашних животных). Кого ты представила себе, услышав эти звуки? (свинью, корову, кошку, собаку, лошадь)

Игрушки животных

Выбери из представленных здесь животных ее лошадиную семью, (эта папа, а это сын)  (игрушки лошадиной семьи) 

Свернуть презентацию, открыть ворд.

Давай поиграем в игру «Запиши словечко», пройди к компьютеру,  набери на нем, как зовут маму, папу,  в их лошадиной семье (лошадь, конь) А как называется детёныш лошади(жеребёнок) 

Слайд

Посмотри  на него. Когда жеребёнок родится, мама лошадь  от него не отходит. Она его облизывает, нюхает, фыркает. Она так с ним разговаривает. Через несколько часов он уже сможет бежать за своей мамой. Сначала жеребёнок пьёт только молоко. А когда подрастает – начинает, есть траву. Молоко лошади очень полезное. Оно жирное и поэтому жеребёнок быстро растёт. Молоко лошади пьют и люди - из него делают напиток, который называется кумыс. Чтобы кумыс получить его надо просто сквасить.

Игра « Назови ласково» Назовите ласково папу, маму и детеныша домашнего животного.

Конь- коняшка , лошадь-лошадка, .жеребёнок- жеребеночек

А чем питаются взрослые лошади? (сено, трава) Дополню лошади – травоядные животные. Летом они питаются травой, зимой душистым сеном и овсом.  Пьют лошади только чистую воду, 

Циферблат

 их кормят 3 раза в сутки. Покажи на циферблате время кормления 6 часов, 3 часа, 9 часов

 А сейчас сами будем часиками.

  • "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
  • "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
  • "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
  • "Будильник" - хлопки над головой.
  • "Пружинка" - приседания.
  • "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

Слайд

Как называют человека, который ухаживает за лошадьми? (За лошадьми ухаживает конюх).

А как человек ухаживает за лошадьми? (Он их кормит, поит, чистит) Для лошадей строят дом, как он называется? (конюшня). 

Калькулятор. Слайд

 Вика возьми калькулятор посчитай сколько будет если 5 умножить на 9,( 45) , а если 25 умножить на 4? ( 100)

так вот для такого количества животных строят специальные помещения , которые называются «конные заводы» 

Инструменты для строителя, каска для строителя, материал

Вика, а люди какой профессии строят помещения для лошадей? (строители) сейчас я предлагаю тебе быть строителем, построй для одной лошади помещение, как оно будет называться? (конюшня)

А если б было сто лошадей, чтобы ты построила (конный завод)

Слайд

Скажи, а зачем нам нужны лошади(ответ Вики)

Сначала лошадь использовали для верховой езды, а затем - чтобы перевозить грузы. Ведь лошадь перевезёт больше, чем перенесёт человек. Для этого люди придумывали разные тележки и сани. В телегу лошадь запрягали летом, а в сани зимой.  Скажи, какие грузы может перевозить лошадь?  (сено, песок, землю, камни, бревна)

Слайд

Лошади так же использовались и в сельском хозяйстве - они помогали людям пахать землю.

Карточка.

И даже люди придумали загадку об этом, прочти ее

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

Слайд

 А для того, чтобы на лошади поехать на бал, придумали кареты. Посмотрите, какими они были. Давай, вспомним в какой сказке главная героиня поехала на бал в карете? (Золушка)

 Вика, а ты бы хотела поехать на бал? А какое бы ты одела платье?

Инструменты для парикмахера

А сейчас я предлагаю тебе побыть парикмахером, но не простым, а парикмахером для лошади, ведь она повезет тебя на бал и должна быть тоже очень красивая, сделай ей прическу, заплети косичку.

Думаю, что вы будете ослепительно красивы. Когда вы приедете, вас будет встречать музыка,

фортепиано

давай побудем музыкантами тоже, как ржет лошадь? (и-го-го) , переложи ржание лошади на музыку (фа-ми-ми)

Слайд

Вика, вот тебе еще один вопрос, знаешь ли ты об удивительных качествах лошади?

Лошадь - это единственное животное, в которое можно вбивать гвозди, чтобы прибить подкову, подкова — это такая лошадиная обувь, которая помогает лошади не разбивать копыта о твердую дорогу. Прибить значит подковать, человека, который этим занимается,  называют – кузнец.

Карточка

Прочти английскую  потешку «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец    

Расковался жеребец.        

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два и готово!

Обратимся в рубрику «Когда так говорят?» Есть такое выражение: у тебя лошадиное здоровье.  Когда так говорят?

Игра «Создай свой окрас коровы / лошади»

Обводка и раскрашивание.

( ребенку дается лист с нарисованной лошадью, ребенок должен нарисовать окрас для лошади)

Слайд

-Давай подведем итоги и ответим на вопросы

1. Простой вопрос 

На какие две группы делятся животные?

2. Интерпретационный вопрос .

 Какие животные мы называем домашними?

3. Уточняющий вопрос.

Лошадь- это дикое животное?

4.  Практический вопрос 

Перед тобой находятся продукты питания для животных, выбери, чем бы ты покормила лошадь?

5. Творческий вопрос.

Какого цвета ты выберешь хвост для гнедой  лошади? 

6.Оценочный вопрос 

Какую оценку ты поставишь себе за урок?

Вика вспомни числовой ряд, от какого до какого числа ты располагала животных.    Дело в том, что живут лошади (показать карточки) до 25 – 30 лет.

Слайд

      Забота о домашних животных.

Нельзя забывать, что содержать домашнее животное – это большая ответственность. Ведь животным необходим не только хороший уход, но и доброе отношение к ним, ласка.  Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней. 
– Мы должны правильно кормить, поить их, содержать в чистоте само животное и его жилище.

– Заботиться о животном необходимо каждую минуту на протяжении всей его жизни. Мы должны любить их – ведь (прочитать вместе

Слайд

 «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Уголок чтения. Книги.

Вика в нашем уголке чтения в рубрике «Это интересно», появился новый материал о животных, на переменке можешь с ним познакомиться и выбрать что-нибудь домой для прочтения, если у тебя будут вопросы я готова на них ответить.

сигналы. Солнышко и тучка

оцените  себя, какую бы оценку ты поставила себе за урок?

Покажи мне с каким настроением ты уходишь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Домашние животные .

Конспект открытого урока по осетинскому языку в группе для детей ,изучающих осетинский язык как второй....

Конспект урока Домашние животные .

Конспект открытого урока по осетинскому языку в группе для детей ,изучающих осетинский язык как второй...

Конспект урока "Домашние животные"

Конспект урока "Домашние животные"...

Конспект урока "Домашние животные"

Конспект индивидуального занятияпо предмету "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе для обучающихся с ТМНР«Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные»...

Конспект урока «Домашние животные и птицы».

Конспект урока «Домашние животные и птицы»....