Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "ПНШ", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Орлова Анна Андреевна

Цель урока: формирование представлений о природном сообществе - лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Задачи урока

Дидактические:

  • изучить лес и его обитателей;
  • формировать представления о лесе как о природном сообществе;

Развивающие:

  • развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных;
  • развивать устную речь;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_16.02.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 16.02.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 3 «з»

Урок: 4

Время: 10:40 - 11:20         Кабинет: 223

                         Студент: Орлова Анна

                         Группа: 36

                         Учитель: Боярина Ирина Михайловна

                         Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Лес и его обитатели»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о природном сообществе - лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.

Задачи урока

Дидактические:

  • изучить лес и его обитателей;
  • формировать представления о лесе как о природном сообществе;

Развивающие:

  • развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных;
  • развивать устную речь;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (УМК ПНШ), 3 класс, 2 часть,  авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, рабочая тетрадь 2 часть, компьютер, проектор, презентация., раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Ф

Проверяет готовность обучающихся к уроку .

Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

Ф

Проверка домашнего задания

- Что вам было задано на дом?

Загадка

-Для того чтобы определить тему урока, вам нужно отгадать загадку.

«Это царство не простое,

А дремучее, густое.

В нём такие чудеса:

Рыжехвостая лисв,

Волк с серьезными глазами,

Лось с роскошными рогами,

Кошка-рысь - охотник ловкий,

Белка в собственной кладовке,

Бурый мишка и кабан-

Темной щеточкой кафтан.

Рассказывают домашнее задание

Отгадывают загадку

- Лес

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

-Все верно. Природа создала для нас великолепную страну - лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны.

Все растения и животные в лесу, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

Ф

Подведение к формулировке темы и целей.

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Какую поставим цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Составьте план нашего сегодняшнего урока.

План

1.Царство деревьев

2.Ярусы Леса

3.«Этажи» леса

4.Цепи питания

5.Природные сообщества.

Формулируют тему и цель урока.

-Лес и его обитатели.

- Узнать, что такое лес и его обитателей.

Читают план

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

Ф,И

- Что такое лес?

- Посмотрите на слайд и прочитайте, что же такое лес.

- Какие леса вы знаете?

- Чтобы побольше узнать о лесе, давайте посмотрим небольшой фрагмент видео.

Задаю вопросы по видео

-Какой лес бывает?

- В чем их особенности?

- Какие леса же есть в нашем крае?

- Интересные предположения, теперь посмотрите на слайд. Что это?

- Карта одного цвета?

Отвечают на поставленные вопросы.

Предположения детей.

- Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км².

-Не знаем.

Смотрят видео

Отвечают на вопросы по видео

-Тайга, смешанный лес и широко лиственный лес.

Рассказывают

Предположения детей

-Карта Челябинской области.

-Нет.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация,

учебник

- Верно. Наша Челябинская область делится на три природные зоны — горно-лесную, лесостепную и степную. Большую часть лесной зоны заполняют елово-пихтовые и хвойные леса. Основная растительность лесостепной зоны — сосновые, сосново-лиственничные и сосново-березовые леса. Степная зона характеризуется немалым разнообразием растительности. На севере и юге зоны расположены разнотравные степи.

- Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? Прочитайте на стр. 43-44 . Даю вам минуту. Работаем по руке.

- Ребята, как вы думаете, как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу?

 - К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? - Прочитайте в учебнике на с. 44 полушепотом.

 - Что заметил Костя Погодин?

- Что об этом сказано в учебнике?

 - А что такое ярус? На что он похож?

 - Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

- Замечательно, рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу?

- Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз.

- Первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель.

Второй ярус – низкорослые деревья. Это Рябина, черёмуха, ива. Они растут под пологом высоких.

Читают учебник и высказывают свои предположения

- Костя Погодин.

- Он заметил, что в лесу растения разной высоты растут в несколько

ярусов.

- Деревья, действительно располагаются в лесу ярусами.

- На лестницу.

 

- Ярусность.

 - Деревья. - Кустарники. - Дерево имеет один единственный ствол, который растет от одного корня. Кустарник имеет несколько стволов, которые растут от одного или нескольких корней. - На третьем ярусе расположена трава. - Мхи и лишайники.

Третий ярус кустарников. К ним можно отнести малину, калину, шиповник.

На четвертом ярусе растут кустарники черники, брусники и травы, таких как ландыш, кислица Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

На пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, – это мох и лишайник.

- Как вы думаете, корни растений тоже расположены ярусами? Прочитайте на стр. 45.

- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.

-На столах у вас лежат карточки. Вам нужно выполнить задания. Я даю вам 5 минут на выполнение задания.

Какие животные проживают на каждом этаже?

1.Верхние этажи занимают :

   1.

  2.

  3.

Примеры:

2. Кроны второго яруса и кустарников занимают:

   1.

   2.

Примеры:

3.  Листьями деревьев и кустарников питаются:

   1.

Примеры:

4. В траве :

5. В лесной подстилке обитают:

6. В почве живут:

- Да. Глубже всех находятся корни самых высоких деревьев. Выше находятся корни кустарников, и ближе к поверхности находятся корни травянистых растений.

Работают в индивидуально

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

И

Показывает видеоролик и движения

Смотрят видеоролик и повторяют движения

Учебная презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

П,И

Проверка задания.

- Ваше время вышло. Давайте проверять.

Рассказываю про пищевые цепи.

- Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Безусловно, пищевые связи-главные связи в сообществе растений и животных. Цепи питания - это цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего. 

На первом месте стоит растение, на втором месте травоядное животное, и на третьем месте стоит хищное животное. Например, листья ест заяц, зайца ест лиса, а лису ест сова.

Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. Именно поэтому ученые называют лес природным сообществом. Даю вам 3 минуты.

- Давайте составим пищевые цепи.

Сова - дуб - мышь ; лось - трава - волк;

- Теперь вам нужно самим составить цепи питания. Работаете в парах.

Карточка

1. волк-морковь-кролик

2. лиса-орех-белка

3. ястреб-гусеница-трава-ящерица

4. одуванчик-змея-хищная птица-мышь.

Проверка задания

-Время вышло.

Рассказывают задание.

- Дуб-мышь-сова; трава -лось-волк.

Составляют цепи питания в парах.

1. морковь-кролик-волк

2. орех-белка-лиса

3. трава-гусеница-ящерица-ястреб

4. одуванчик-мышь-змея-хищная птица

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

И

Самостоятельная работа

- Сейчас вам нужно решить тест. У вас 5 минут.

  1. вариант

1.В нижнем ярусе растут:

а) светолюбивые деревья (дуб, дуб, клён);

б) кустарники (малина, калина);

с) растения, которым не надо много света (мхи, лишайники).

2. Ниже всех расположены корни:

а) кустарников;

б) травянистых растений;

с) высоких деревьев.

3. В траве живут:

а) змеи;

б) грызуны;

с) кроты.

4. Смешанный лес -это…

а) леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница.

б) лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья.

с) это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели.

5. Составьте пищевую цепь:

Белка - шишки - Куница;

  1. вариант

1.Самый верхний ярус образуют:

а) светолюбивые деревья (дуб, дуб, клён);

б) кустарники (малина, калина);

с) растения, которым не надо много света (мхи, лишайники).

2.Листьями и стеблями деревьев и кустарников, травой питаются :

а) лось;

б) черви;

с) филин.

Работают самостоятельно.

Выполняют тестовые задания.

1 вариант

1.с

2.с

3.б

4.б

5. шишки-белка-куница

2 вариант

1.а

2.а

3. с

4.а

5. трава-мышь-змея-орёл

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

Карточки

3. В почве живут:

а) змеи;

б) ящерицы;

с) кроты.

4. Тайга-это…

а) леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница.

б) лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья.

с) это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели.

5. Составьте пищевую цепь:

Змея - орёл- трава - мышь;

 Проверка самостоятельной работы

-Время вышло. Обменяйтесь листочками со своим соседом по парте и проверьте друг друга . Подсчитайте сколько неправильных ответов и поставьте оценку.

Критерии:

0 ош. -«5»

1 ош. – «4»

2 ош. – «3»

3 ош. – «2»

Взаимопроверка

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного 

Словесный: беседа

Ф

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.  Учебник стр. 43-49 читать, ответить на вопросы.

Вопросы на повторение

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

- Что такое лес?

- Каким он бывает?

-Что такое пищевые цепи?

Записывают домашнее задание.

Ответы детей на вопросы учителя.

-Лес и его обитатели.

-Узнать, что такое лес и его обитателей.

-Достигли.

- Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями.

- Тайга, смешанный лес и лиственный лес.

- Цепи питания - это цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Ф,И

Проведение рефлексии

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"

Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой»  Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...