Как зимой помочь птицам
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

Планируемые результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- понимать важность заботы о зимующих птицах;

- повышение уровня мотивации учебной деятельности

Предметные результаты:

 - различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

 - правильно подбирать корм для птиц;

 - уметь изготовить простейшую кормушку;

 -  знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimoy_pomoch_ptitsam.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор убника: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г.

Раздел: «Как, откуда и куда»

Тема урока: Как зимой помочь птицам.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Цели деятельности учителя: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.

Планируемые результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- понимать важность заботы о зимующих птицах;

- повышение уровня мотивации учебной деятельности

Предметные результаты:

 - различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

 - правильно подбирать корм для птиц;

 - уметь изготовить простейшую кормушку;

 -  знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; проектный, фронтальная и индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы: Оборудование:

1) видеоролик «Зимующие птицы»

2) учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Плешаков

3) инструкция по технике безопасности при работе с ножницами

4) карточки для работы в группе и в парах

7) картинки «Зимующие птицы»

8) пустые коробки из-под молока

9) ножницы, нитки, линейка, цветные карандаши (зеленый и красный)

10) различные виды кормушек

11)музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Декабрь»

12)проектор, ноутбук

Ход урока

  1. Орг. Момент

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости и поведения на уроке.

      Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

- На уроке будь старательным

- Будь спокойным и… внимательным. 

- Все пиши, не отставая,

- Слушай, не… перебивая.

- Говорите четко, внятно,

- Чтобы было все… понятно.

- Если друг стал отвечать,

- Не спеши… перебивать.

 - Если хочешь отвечать-

-  Надо… руку поднимать.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. /П.И. Чайковский «Декабрь»/

Ночью в полях,

под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Снится мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
                              И.Бунин

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

- О каком времени года пишет в стихотворении И.Бунин?

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой?

- Какие изменения произошли в неживой природе?

- Какие изменения произошли в живой природе?

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам  часто встречаются сейчас  зимой в нашей местности?

-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Какую пользу приносят птицы?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения  от вредных насекомых.

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке

- Я предлагаю посмотреть видеоролик о зимующих птицах/Видеоролик/

III. Работа по теме урока

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Прочитаем главный вопрос,  на который нам предстоит ответить.

- Что мы должны для этого узнать?

(карточки)

1. Зимующие птицы нашего края.

2.Какие бывают кормушки.
3. Корм для птиц.

1.Игровая ситуация.

- Ребята, о какой птице говорят эти строки?

Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра.

А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…./сорока/

- Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот и решили зимующие птицы собраться на кормушке./ Рисунок кормушки на доске/

- Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь.

- А сейчас каждый из вас попробует себя в роли исследователя.

2.Работа в паре  «Зимующие птицы»

Я буду загадывать вам загадки, а вы смотрите в учебник стр.74. Прочитайте названия птиц и подготовьтесь рассказать о каждой, по каким характерным признакам их можно различать.

1.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый
...(воробей)

2.Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр!
 (ворона)

3.Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит
...(сорока)

4.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
. (синица)

5.В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
 (Дятел)

6.Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

 

7.Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

/После каждой загадки включается звукозапись с голосом птицы/

- Как можно назвать этих птиц, одним словом?

- Для того чтобы узнать больше о каждой птице мы можем обратиться с вами к атласу – определителю «От земли до неба» А. Плешакова.

/Учитель показывает атлас – определитель «От земли до неба» А.Плешакова/

Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей, 
Ворона, голубь, воробей. 
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу. 
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.

.

3. Какие бывают кормушки.

- Как же  помочь птицам пережить трудное время года?

- А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая)

-  А из чего можно сделать кормушку?

- Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов  в учебнике стр. 74.

- Какая кормушка вам понравилась больше всего?  Какая кормушка не понравилась?      

 - Почему? (Понравившаяся кормушка вывешивается на доску)

4.Работа в паре

Игра «Узнай птицу». (Каждая пара детей получает картинки  птиц: свиристель, ласточка, воробей, журавль, синица, снегирь, поползень, соловей, сорока, дятел, аист, дрозд, щегол, ворона)

- Посмотрите, какая у вас есть птицы .Вам нужно разделить их на две группы: перелетные птицы и зимующие птицы.

- Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку.

- Какие птицы прилетели на нашу кормушку?

- А сейчас мы немножко отдохнем.

Физминутка «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на местах)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, (дети ходят по группе махая крыльями. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

VI.Практическая работа.

1.Мы кормушку смастерили,

   Мы столовую открыли…

Беседа:

Очень много птиц зимой умирает от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало

- Как вы думаете, ребята, что для птиц зимой страшнее – голод или холод? Докажите свой ответ.

Вывод: Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены для жизни в суровых условиях. И все же птиц нередко голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада и сильного мороза. Из десяти синиц зимой выживают только две. Поэтому мы должны помочь им пережить зиму.

- А как мы можем это сделать?

- Прослушайте стихотворение.

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку, в ее конуре,

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда,

Им будет легко пережить холода.

- А как мы можем помочь птицам? Послушайте загадку.

Здесь и гам и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте, это что? (Кормушка)

1)    Вводная беседа.

-  Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат.  Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74).

- Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.

И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).

2)    Повторение  инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.

3)    Анализ предстоящей работы.

- Рассмотрите образец кормушки.

- Из каких частей состоит кормушка.

- Из каких материалов сделана кормушка.

4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради.

- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы  ни одна птичка не погибнет.

2. Работа по учебнику:

- Прочитайте текст, чтобы хорошо запомнить какой корм подходит для птиц.

Работа в группах по карточкам

Найдите на листе, то чем можно подкармливать птиц. Обведите это зеленым карандашом. А то, чем нельзя, обведите синим карандашом.

Составление меню для птиц:

Я хочу, чтобы вы послушали и запомнили  правила подкормки птиц.

  1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
  2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
  3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
  4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Мне очень понравилось  это стихотворение – призыв.

Ребята, а что мы можем сделать, чтобы все откликнулись и помогли зимой птицам?

Давайте напишем листовку. Ведь она у нас практически готова, у нас уже есть рисунок кормушки и птички на ней. Какие слова здесь нужно написать?

- Я предлагаю вам оформить листовку.

/Практическая работа

из ваты дети делают снег, подписывают /

- Где мы ее повесим?

/Листовка – призыв вывешивается на школьной доске объявлений/

V. Обобщение полученных знаний

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Игра "Крестики-нолики"./ Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный/

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

- Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

VI. Рефлексия

Высказывают свое мнение об услышанном на уроке, оценивают новые полученные знания, закончив предложения.

Предлагает детям рассказать о своих впечатлениях от работы на уроке.

 Мне было интересно…

Теперь я знаю, что…..

Было трудно…

Я понял, что…

Я буду….

- Продолжите любое из этих предложений.

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.

- Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Домашнее задание

Повесить кормушки и следить за ними, для ребят в школе повесить листовку с призывом.

Напоминать, что за кормушками нужно ухаживать и чтобы другие ребята не забывали помогать птицам зимой, повесить призыв в школе, который они составили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Как зимой помочь птицам?

Яркая презентация с фотографиями и материалом о зимующих птицах вызывает познавательный интерес у детей. Материал можно использовать для оформления уголка природы....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Как зимой помочь птицам?

Конспект урока по Окружающему миру.Тема:  Как зимой помочь птицам?...

Как зимой помочь птицам?

Презентация к уроку...

Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

Урок-проект "Как зимой помочь птицам?"

Урок-проект по окружающему миру  в 1 классе «КАК зимой помочь птицам?». УМК "Школа России"...