Фрагмент урока "Вода.Свойства воды" УМК "Школа России" Учебник Плешаков А.А. 3класс 1 часть
материал по окружающему миру (3 класс)

Барыбина Антонина Валерьевна

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная природа» в 3-ем классе. Проведению урока предшествовала следующая подготовительная работа: репетиция эксперимента, разработка заданий, поиск в Интернете необходимых сайтов. По ходу выполнения заданий урока учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы. У них развивается монологическая и диалогическая речь, воображение и творческие способности. Учащиеся обобщают полученные знания по нескольким темам, при этом лучше усваиваются современные информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.02.22_fragment_uroka_po_okr.miru_barybina_a.v.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

11.02.2022

Выполнила:

Студентка группы 2.1КП

Барыбина А.В.

Тема урока «Вода. Свойство воды»

 3 класс УМК «Школа России»

Учебник Плешакова 3 класс, 1 часть

ЦЕЛИ:

1. Установить что вода - растворитель в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

Задачи:

  1. Показать значение воды; обратить внимание на проблему охраны воды.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, речь, умение делать выводы; стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.
  3. Развивать у детей умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
  4. Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; готовность слушать собеседника; умение излагать собственную точку зрения; умение работать в группе, парах.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ. На партах у учеников 4 стакана с водой, пустые стаканы, растворимые вещества (сахар, соль мелкая,), нерастворимые вещества (мел, песок), воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель, пипетки, ноутбук, доска.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок и в срок начинаем наш урок.                                              Удивлён весь наш этаж - у нас окружающий мир-репортаж!

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь – не зевай, быстрее руку поднимай.

Не получилось – не беда, друзья помогут вам всегда!

2. Мотивация к учебной деятельности

- Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даются лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

3. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения

- Ребята, сейчас я покажу вам фрагмент из мультфильма. После просмотра вы должны ответить: что герои мультфильма восхваляют?

- Итак, что герои мультфильма восхваляют?

- Итак, о чём будем с вами говорить на уроке?( о воде)

- Исходя из этого, сформулируйте тему урока?(Вода) Слайд 1(тема)

Погода

-Ответив на вопросы теста мы вспомним, что такое вода?

Тест

  1. Вода-это:

А) тело

Б) вещество

В) частица

2. В каких состояниях в природе встречается вода?

А) мягком, твёрдом

Б) густом, газообразном, твёрдом

В) жидком, газообразном, твёрдом

3Почему вода в реках никогда не кончается:

А) потому что ее очень много;

Б) потому что существует круговорот воды в природе;

В)потому что ее все время подливают.

4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

А) от использования воды в быту;

Б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;

В) от использования воды на производстве.

5. Как воду использует человек?

А) в быту, для приготовления пищи

Б) для полёта в космос

В) водоёмы- как место отдыха

6.Укажи цифрами последовательность круговорота воды в природе.

…) испарение воды с поверхности водоёмов.

…) конденсация водяных паров и образование облаков

…) подъём водяных паров вместе с тёплым воздухом.

…) выпадение осадков.

…) нагревание солнечными лучами земной поверхности.

…) стекание ручьёв и рек в водоёмы.

Проверка (один человек говорит, а остальные поменялись тестами и проверяют друг у друга) Оцените себя.

4.Выявление места и причины затруднения

- А вам хотелось бы узнать что-то новое о воде?

- Чтобы хотели узнать ? ( Содержится ли вода в живых организмах? В каком количестве содержится вода? Сколько воды в моём организме? Какими свойствами обладает вода?)

Прочитав статью учебника на с.51, найдите ответы на поставленные вопросы.

Слайд 2( вопросы на экране)

1) Работа с учебником

Проверка. Оцените себя.

- На все ли вопросы мы ответили? ( нет)

- Сколько воды содержится в каждом из вас, вы сможете узнать дома. А на следующем уроке мы проверим.

-На какой вопрос мы не нашли ответа?( какими свойствами обладает вода?)

-Какую цель мы ставим перед собой? (узнать свойства воды)

- Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

5. Физминутка

Давайте встанем, закроем глаза и представим, что мы на берегу моря. Вы слышите, как плещется вода, потянитесь, глубоко вздохните. Море нас приветствует. Вытяните руки вперед и пошевелите пальцами. Море нам очень радо, но нам пора возвращаться. Потянемся, выпрямимся, откроем глаза и снова будем свежими и бодрыми, готовыми дальше продолжать работу. Присаживайтесь.

6. Практическая работа

- Ребята, чтобы ответить на последний вопрос, наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями. Получите знания самостоятельно, при помощи тех опытов, которые мы с вами проведём а уроке.

А проводить опыты мы будем в парах. Вспомним правила при проведении опытов в парах.

- бережно относиться ко всем приборам.

- опыт проводит один ученик, а другой наблюдает и по просьбе помогает.

-переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

7. Реализация проекта

-Инструкцию по проведению опытов мы будем читать в учебнике, а результат записывать в рабочую тетрадь.

1. Откройте учебник на стр. 52, прочитайте опыт № 1, выполните, сделайте вывод и запишите его в тетрадь на стр. 31.

Какой вывод сделала ваша пара…

Итак, что записали, посмотрите на экран, сравните.

ВОДА – ПРОЗРАЧНА

2. Читаем опыт № 2, выполняем, делаем вывод, записываем.

Какой вывод сделала ваша пара…

Итак, сравните запись: ВОДА – БЕСЦВЕТНА.

3. Прочитаем опыт № 3. Но перед тем как вы будете его выполнять, хочу напомнить вам о том, что нюхать любое вещество нужно очень осторожно, так как встречаются и опасные вещества с ядовитым запахом. Поэтому, чтобы определить запах вещества, без вреда для здоровья, нужно слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону вдохнуть и не склоняться над сосудом.

Выполняем опыт, записываем вывод.

Какой вывод сделала ваша пара…

Проверим: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.

4. Прочитайте опыт № 4.

Предположите соль раствориться или нет? (Раствориться)

А мел? (Ответы детей)

Давайте проведем опыт, который поможет нам разобраться в этом. Сделаем выводы.

Ребята этот опыт я проведу вместе с вами, только растворять буду песок.

Вода помутнела. Какой же сделаем вывод: В воде растворяются вещества, но не все.

Итак, записали: ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ ВЕЩЕСТВ

5. Ребята, давайте подумаем, а можно нашу воду как-то очистить?

Какими приспособлениями для улучшения качества воды пользуются люди?

- «Ведь не всякая водиться для питья годиться».

Через фильтры. (Фильтр – это приспособление для очистки воды)

А как вы думаете, сможем ли мы очистить эту воду сейчас на уроке?

Давайте попробуем. Только фильтр мы изготовим сами.

Берем заготовку для фильтра, сворачиваем ее пополам, затем еще раз пополам. Отделяем одну часть фильтра и вставляем фильтр в стаканчик. Для того, чтобы фильтр плотно прилегал к стаканчику, необходимо взять пипетку набрать в не воды и капнуть на фильтр по краям.

Затем читаем инструкцию выполнения опыта № 5, выполняем, делаем вывод.

Какой вывод сделала ваша пара…

Запишем вывод в тетрадь: НЕРАСТВОРИВШИЕСЯ ВЕЩЕСТВА ОСТАЮТСЯ НА ФИЛЬТРЕ, А ВОДА ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ НЕГО.

6. Ребята, а еще два опыта покажу вам я.

Колбу с подкрашенной водой опущу в горячую воду. Мы видим, что вода в трубке поднимается. Почему? Что же происходит с водой?

Вода состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. (плакат частицы воды)

Когда вода нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и вода расширяется. (плакат вода при нагревании). Поэтому вода поднимается вверх.

Какой же вывод мы сделаем, запишем: ВОДА ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ.

7. Однако если ту же колбу поставим в холодную воду. Вода в трубке опуститься. Как же это объяснить? Предположите..(Ответы детей)

При охлаждении воды частицы начинают двигаться медленно, приближаясь друг к другу, поэтому промежутки между ними сокращаются. (плакат вода при охлаждении)

Какой вывод сделаем, запишем: ВОДА ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ.

Хорошо сверьте свои записи с экраном, оцените свою работу. (Экран закрыть)

8.Подведение итогов

Итак, мы узнали, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лед, вода должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лед, вода расширяется. Запомните это свойство.

Именно благодаря льду зимой, когда замерзают реки, озера, пруды и лед оказывается легче воды и остается на ее поверхности.

И под ним остаются жить животные, растения. Для многих организмов вода – это их природный дом. Вернем к учебнику стр. 51 и найдем, что говориться об этом. (дети читают)

Зачитайте.

А вы знаете обитателей пресной воды (соленой воды)? (окунь, щука, карась, рак, лягушки. Морской конек, дельфин, акулы, киты.)

Откроем тетрадь стр. 30 и наклеим: 1 вариант – обитателей пресной воды, 2 вариант – обитателей соленой воды. (Картинки в конверте)

Выставляю оценки.

Каких обитателей наклеил ты….

Оцените свою работу.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Итак, к каким выводам мы пришли, исследуя свойства воды?

- ВОДА – ПРОЗРАЧНА

- ВОДА – БЕСЦВЕТНА.

- ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.

- ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ ВЕЩЕСТВ

- НЕРАСТВОРИВШИЕСЯ ВЕЩЕСТВА ОСТАЮТСЯ НА ФИЛЬТРЕ, А ВОДА ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ НЕГО.

- ВОДА ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ.

- ВОДА ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ.

2. Что вам понравилось на уроке…

3. Что вам было интересно узнать…

10. Домашнее задание:

с. 51-54 уч., р.т. стр. 29 з. 2, с.30 з. 3

А закончить урок я хочу словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он сказал в своей самой известной сказке «Маленький Принц»:

«Вода, у тебя не ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете.»

Молодцы, вы хорошо поработали! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков окружающий мир в 3 классе по УМК "Школа России" (Плешаков А.А.)

Тематическое планирование уроков  окружающий мир в 3 классе по УМК "Школа России" распределено из расчёта 2часа в неделю с указанием разделов по программе....

2класс «В школе» Школа России. Плешаков А.А

Тип  урока.Урок открытия нового знанияКласс.2Тема«В школе»Образовательная программа, автор.Школа России. Плешаков А.А...

ФРАГМЕНТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема: «Повторяем части слова»

Данный фрагмент урока составлен по программе "Начальная школа 21 века". Тема "Повторяем части слова". Урок повторение, в котором использованы элементы Триз-технологии...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Рабочие листы по окружающему миру (А.А.Плешаков) 3 класс 2 часть.

Рабочие листы по окружающему миру 3 класс применяются при изучении и закреплении темы....