Развитие младшего школьника средствами курса "Окружающий мир"
статья по окружающему миру (2 класс)

В статье  раскрывается  вклад и специфика курса «Окружающий мир» для развития младшего школьника на основе технологий деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие младшего школьника средствами курса «Окружающий мир»

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир — источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» (И.Г. Песталоцци).

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы — в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.

С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира — развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей — естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.

«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» — эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.

Важным аспектом развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественно-научных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания.

       Какие же характеристики развития, наиболее важные для младшего школьника, формируются при изучении предмета «Окружающий мир»?

  • Умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
  • стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
  • умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
  • умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.

Деятельностный подход, в том числе, и на уроках окружающего мира-   – основной способ получения знаний.             

          Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Например,

Традиционное задание

Творческое задание

Перечислите отличия растений от животных

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый, значит, я растение!»

Что ему ответил умный утенок Кряк?

  При оценке правильности выполнения заданий по курсу «окружающего мира» следует учитывать, что на многие продуктивные вопросы  и задания имеется больше чем один правильный ответ. По крайней мере, следует считать ответ правильным, если школьник в состоянии логично объяснить свою точку зрения. Ведь уровень знания фактов у младшего школьника меньше, чем у взрослого. Он зачастую не в состоянии учитывать те знания, которыми взрослый обладает. Поэтому при оценке труда ученика учитель должен, прежде всего, обращать внимание на позитивные стороны его работы, а уже затем переходить к высказыванию замечаний, то есть, комментируя работу ученика, учитель говорит: «Молодец! Но…»

Если ученик затрудняется, ему можно предложить найти правильный ответ с помощью словарей. Желательно иметь в  классе набор словарей и детскую энциклопедию. В 1-2 классах, когда навык чтения ребят еще не полностью сформирован, пользоваться книгами трудно. Роль энциклопедий в этом возрасте играют специальные дополнительные уроки в самом учебнике, где даны ответы на многие вопросы учеников. В 3-4 классах ребята уже могут с помощью учителя пользоваться книгами из классной библиотеки в процессе своей практической работы. Если учитель будет обращать внимание школьников на эти книги, пользоваться ими сам в процессе ответов на «трудные» вопросы ребят, то к концу  начальной школы дети начнут самостоятельно их использовать.

      Еще одна особенность курса «ОМ» – обучение младших школьников работе с информацией путем подготовки сообщений по выбору. С этой целью используется дополнительные источники информации: научно-познавательная литература, детские энциклопедии, интернет-источники.  

          На уроках для реализации деятельностного подхода предлагается следующий тип создания проблемной ситуации: вместе с учителем ученики обнаруживают уровень своего незнания (затруднение в решении задачи, ответе на вопрос и т.п.) и учатся самостоятельно формулировать свою версию проблемы урока. Наконец, в некоторых темах  можно создать  проблемные ситуации, на основе которых школьники могут сформулировать основную проблему урока. Как правило, они основаны на противоречии между бытовым опытом и научным знанием. Учитель, обращая внимание на противоречие, побуждает учеников сформулировать вариант главной проблемы (цели, задачи, темы) урока, которая фиксируется на доске и служит для рефлексии деятельности.  

Литература:

1.Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002.

     2.Н.Ф. Виноградова,  Как развивать рефлексивные способности.    Начальное образование. – 2005. – № 4.

3. Е.Л. Мельникова,  Проблемно - диалогическое обучение: технология, предметная специфика // Образовательная система  « Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

4. Вахрушев А.А., О.В. Бурский, А.С. Раутиан  Наша планета Земля. Методические рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»

Курсовая рабоа с презентацией по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...