Конспект урока "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру  по теме

«Великая Отечественная война»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать представление о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; о внезапном нападении гитлеровской армии 22 июня 1941г., о битве за Москву, о Сталинградской битве, о капитуляции Германии; рассказать о героизме народа в борьбе за освобождение Отечества.

Планируемые результаты:

Личностные умения: формировать положительное отношение к учению, проявлять интерес к изучению истории своего народа и России; формировать патриотические чувства, чувство ответственности за действия Родины, гордость за ее достижения.

Метапредметные умения:

- регулятивные умения: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать свою деятельность;

познавательные умения: актуализировать знания учеников по изученному материалу; перерабатывать полученную информацию: развивать умения работать с текстом, выделять тему и главную мысль текста, умение делать самостоятельные выводы;

коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения: учиться характеризовать основные сражения ВОВ; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент.

- Проверьте готовность к уроку.

-Желаю всем успешной работы на уроке!

-Садитесь.

Проверяют готовность к уроку.

II.Повторение изученного материала.

 

-Наш урок мы начнем с повторения изученного материала. Вспомним, что обозначают эти даты в истории нашей страны. Я показываю даты, а вы говорите, какое событие было в этом году.

На доске таблица с датами.

1812 г.

1242 г.

1755г.

1613 г.

988 г.

1237 г.

1721 г.

1380 г.

1147 г.

1861 г.

1725 г.

1941 г

1917 г.

1922 г.

1612 г.

882 г.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Создание проблемной ситуации.

(В конце показываю дату 1941 г.)

-Кто из вас знает, что обозначает данная дата?

-Начало Великой Отечественной войны.

IV. Тема, цель урока

-Как вы думаете, какая тема урок?

-Записываем тему в тетрадь.

Ответ детей

Записывают тему в тетрадь.

V.Актуализация знаний.

-Скажите, что значит «Великая»?

-Что значит «Отечественная»?

 

 

 

 

 

-При изучении какой темы, мы встречали слово «Отечественная»?

-Прослушайте запись стихотворения А.Твардовского «Война»

-Огромная, большая

-Война, в которой решается судьба всей России. Будет ли страна существовать или её поработит армия захватчиков.

-Отечественная война 1812 года

Дети слушают стихотворение

VI.Изучение новой темы.

-Много лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

-Ребята, кто такие «фашисты»?

-Запишем в тетрадь.

-Фашисты – это немцы, которые утверждали, что существуют народы «высшей»  расы, которые должны господствовать и «неполноценные», которых надо уничтожать или они должны подчиняться «высшей» расе.

-Фашисты внушили немецкому народу, что он будет господствовать над миром. Все остальные народы станут его безропотными рабами или будут полностью уничтожены. Фашисты решили захватить весь мир.

-В 1939 году начинают II Мировую войну.

-Откройте учебник с.23.

-Найдите Германию.

-Найдите, какие страны поработила Германия к 1941году?

 

 

 

 

 

-Какой вывод можно сделать?

 

 

-В 1941 году фашисты вплотную подошли к границам Советского Союза.

-Как вы понимаете слова «Советский Союз»?

-Когда Германия напала на нашу страну?

-Правильно, неожиданно, без предупреждения, хотя было подписано соглашение о ненападении на 10 лет.

-Прослушайте, пожалуйста, песню и скажите, какой названа война?

 

 

 

-Какой названа война?

 

-Что значит «народная»?

 

 

 

 

 

-Что значит «священная»?

-Началась война. Все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. В первые годы войны враг был слишком силен и шел вперед.

-Рассмотрите карту на с.21.

-На какие города были нацелены удары фашистских армий в 1941-1942 годах?

 

-Как вы думаете, где произошли главные сражения Великой Отечественной войны?

 

-Прочитайте 1 абзац в учебнике с.22.

-В какие сроки проходила оборона  Москвы?

-Что такое народное ополчение?

-Сколько москвичей вступили в народное ополчение под Москвой?

- Прочитайте текст до конца.

-Какие слова произнес Василий Клочков?

 

 

-Из какой дивизии был отряд Василия Клочкова?

-Какой подвиг они совершили?

-Как называли гитлеровскую армию?

- Без какого полководца Великая Отечественная война не была бы выиграна?

-Возьмите карточку №1, ознакомьтесь с биографией Г.К.Жукова.

-то интересного вы запомнили?

-Прочитайте  следующую страницу в учебнике и подготовьтесь отвечать на вопросы.

-Когда проходила Сталинградская битва?

-Кто был самым метким стрелком Сталинградской битвы?

-Наши войска стали освобождать захваченную территорию от фашистов. Победа в Сталинградской битве является началом коренного перелома  и в ходе Великой Отечественной войне, и ходе II Мировой войны в целом.

-Возьмите карточку №2, узнайте, какова роль в победе партизанского движения?

-Какие интересные факты вы узнали?

-После победы под Москвой и Сталинградом советский народ воспрянул духом.

-Прослушайте частушки, которые пели в то время.

1.От Москвы  и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер не воюй

А победа - русская.

2.Москву-город взять пытались

Немцы-неприятели-

Рокоссовского герои

Их назад попятили!

3.Ехал Гитлер на Москву

На машинах таночках,

А оттуда, из Москвы-

На разбитых саночках.

4.Уж ты, птица, птица. Птица,

Ты лети, как ураган,

Плохо Гитлеру живется

От налетов партизан.

5.красной Армии герои

Родину прославили-

Посреди Германии

Красный флаг поставили.

6.Враг ходил по Украине

И в Сибирь зайти мечтал.

В результате – от Берлина

Снова нам ключи отдал.

7. Снова песни распевает

И цветет родимый край.

Никогда мы не забудем,

Как пришел девятый май!

-Как вы думаете, изменилось ли настроение у народа?

-Рассмотрите карту с.23

-Что обозначают красные стрелочки?

-Что обозначают синие стрелочки?

-Что значит «союзники»?

-Какие страны были нашими союзниками?

-Всю войну И.В.Сталин вел переговоры с Англией и Францией, чтобы они открыли 2 фронт т.е. напали на Германию со своей стороны. Однако, руководители этих стран не торопились открывать  2-й фронт.

-Как вы думаете, почему?

-Они хотели посмотреть, кто будет выигрывать эту войну. Видя, что советские войска побеждают, в июне1944 года был открыт  второй фронт.

-Рассмотрите карту и назовите, какие страны освободили наши войска?

-9 мая 1945 года над главным зданием Берлина советские солдаты подняли красный флаг победы. Этот день стал Днем Победы в Великой Отечественной войне.

Дети записывают в тетрадь, кто такие фашисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику

-Германия поработила Чехословакию, Польшу, Данию, Австрию, Венгрию, Югославию, Румынию, Болгарию.

-Почти вся Европа была захвачена фашистами.

 

 

 

-На рассвете 22 июня 1941 года фашисты напали на Советский Союз.

 

Дети прослушивают песню «Идет война народная, священная война»

-Народная, священная.

-Каждый народ, от мала, до велика, не зависимо от национальности  встал на защиту своей Родины.

-Важная, святая.

 

 

 

 

 

-На Ленинград, Москву и  Сталинград.

-Под Ленинградом, Москвой и Сталинградом.

Дети читают текст.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

 

Дети читаю текст.

-Велика Россия, да отступать некуда-позади Москва.

-Из дивизии генерала Панфилова.

 

 

Г.К.Жукова

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поют частушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают карту.

 

 

-Страны, которые поддерживали Советский Союз.

-Франция, Англия.

 

 

 

 

 

 

 

-Югославию, Румынию, Венгрию, Австрию,

Чехослованию, Польшу.

VII.Закрепление.

-В тетрадь запишите основные даты Великой Отечественной войны, указывая героев.

-Проверяем

Дата

Событие

Герои

22 июня 1941г.

Начало войны

 

2 сентября-декабрь 1941 г

Оборона

Москвы

Василий Клочков

1942 г.-1943 г.

Сталинградская битва

Василий

Зайцев

9 мая 1945 г.

День Победы

Окончание войны

Советский народ

 

Дети работают самостоятельно.

VIII.Итог урока.

-сколько лет в этом году исполняется со Дня Победы?

-Благодаря чему наша страна одержала победу?

-В конце урока предлагаю спеть песню «День победы»

Устные ответы детей.

IX.Домашнее задание.

-Уметь рассказать по таблице о Великой Отечественной войне.

-Подготовить сообщение на выбор

А) О родственниках, участвовавших в этой войне.

Б) Какой вклад в победу внес нащ край.

 

 

X.Вставление отметок.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vov.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру  по теме

«Великая Отечественная война»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать представление о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; о внезапном нападении гитлеровской армии 22 июня 1941г., о битве за Москву, о Сталинградской битве, о капитуляции Германии; рассказать о героизме народа в борьбе за освобождение Отечества.

Планируемые результаты:

Личностные умения: формировать положительное отношение к учению, проявлять интерес к изучению истории своего народа и России; формировать патриотические чувства, чувство ответственности за действия Родины, гордость за ее достижения.

Метапредметные умения:

- регулятивные умения: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать свою деятельность;

познавательные умения: актуализировать знания учеников по изученному материалу; перерабатывать полученную информацию: развивать умения работать с текстом, выделять тему и главную мысль текста, умение делать самостоятельные выводы;

коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения: учиться характеризовать основные сражения ВОВ; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент.

- Проверьте готовность к уроку.

-Желаю всем успешной работы на уроке!

-Садитесь.

Проверяют готовность к уроку.

II.Повторение изученного материала.

-Наш урок мы начнем с повторения изученного материала. Вспомним, что обозначают эти даты в истории нашей страны. Я показываю даты, а вы говорите, какое событие было в этом году.

На доске таблица с датами.

1812 г.

1242 г.

1755г.

1613 г.

988 г.

1237 г.

1721 г.

1380 г.

1147 г.

1861 г.

1725 г.

1941 г

1917 г.

1922 г.

1612 г.

882 г.

Ответы детей

III.Создание проблемной ситуации.

(В конце показываю дату 1941 г.)

-Кто из вас знает, что обозначает данная дата?

-Начало Великой Отечественной войны.

IV. Тема, цель урока

-Как вы думаете, какая тема урок?

-Записываем тему в тетрадь.

Ответ детей

Записывают тему в тетрадь.

V.Актуализация знаний.

-Скажите, что значит «Великая»?

-Что значит «Отечественная»?

-При изучении какой темы, мы встречали слово «Отечественная»?

-Прослушайте запись стихотворения А.Твардовского «Война»

-Огромная, большая

-Война, в которой решается судьба всей России. Будет ли страна существовать или её поработит армия захватчиков.

-Отечественная война 1812 года

Дети слушают стихотворение

VI.Изучение новой темы.

-Много лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

-Ребята, кто такие «фашисты»?

-Запишем в тетрадь.

-Фашисты – это немцы, которые утверждали, что существуют народы «высшей»  расы, которые должны господствовать и «неполноценные», которых надо уничтожать или они должны подчиняться «высшей» расе.

-Фашисты внушили немецкому народу, что он будет господствовать над миром. Все остальные народы станут его безропотными рабами или будут полностью уничтожены. Фашисты решили захватить весь мир.

-В 1939 году начинают II Мировую войну.

-Откройте учебник с.23.

-Найдите Германию.

-Найдите, какие страны поработила Германия к 1941году?

-Какой вывод можно сделать?

-В 1941 году фашисты вплотную подошли к границам Советского Союза.

-Как вы понимаете слова «Советский Союз»?

-Когда Германия напала на нашу страну?

-Правильно, неожиданно, без предупреждения, хотя было подписано соглашение о ненападении на 10 лет.

-Прослушайте, пожалуйста, песню и скажите, какой названа война?

-Какой названа война?

-Что значит «народная»?

-Что значит «священная»?

-Началась война. Все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. В первые годы войны враг был слишком силен и шел вперед.

-Рассмотрите карту на с.21.

-На какие города были нацелены удары фашистских армий в 1941-1942 годах?

-Как вы думаете, где произошли главные сражения Великой Отечественной войны?

-Прочитайте 1 абзац в учебнике с.22.

-В какие сроки проходила оборона  Москвы?

-Что такое народное ополчение?

-Сколько москвичей вступили в народное ополчение под Москвой?

- Прочитайте текст до конца.

-Какие слова произнес Василий Клочков?

-Из какой дивизии был отряд Василия Клочкова?

-Какой подвиг они совершили?

-Как называли гитлеровскую армию?

- Без какого полководца Великая Отечественная война не была бы выиграна?

-Возьмите карточку №1, ознакомьтесь с биографией Г.К.Жукова.

-то интересного вы запомнили?

-Прочитайте  следующую страницу в учебнике и подготовьтесь отвечать на вопросы.

-Когда проходила Сталинградская битва?

-Кто был самым метким стрелком Сталинградской битвы?

-Наши войска стали освобождать захваченную территорию от фашистов. Победа в Сталинградской битве является началом коренного перелома  и в ходе Великой Отечественной войне, и ходе II Мировой войны в целом.

-Возьмите карточку №2, узнайте, какова роль в победе партизанского движения?

-Какие интересные факты вы узнали?

-После победы под Москвой и Сталинградом советский народ воспрянул духом.

-Прослушайте частушки, которые пели в то время.

1.От Москвы  и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер не воюй

А победа - русская.

2.Москву-город взять пытались

Немцы-неприятели-

Рокоссовского герои

Их назад попятили!

3.Ехал Гитлер на Москву

На машинах таночках,

А оттуда, из Москвы-

На разбитых саночках.

4.Уж ты, птица, птица. Птица,

Ты лети, как ураган,

Плохо Гитлеру живется

От налетов партизан.

5.красной Армии герои

Родину прославили-

Посреди Германии

Красный флаг поставили.

6.Враг ходил по Украине

И в Сибирь зайти мечтал.

В результате – от Берлина

Снова нам ключи отдал.

7. Снова песни распевает

И цветет родимый край.

Никогда мы не забудем,

Как пришел девятый май!

-Как вы думаете, изменилось ли настроение у народа?

-Рассмотрите карту с.23

-Что обозначают красные стрелочки?

-Что обозначают синие стрелочки?

-Что значит «союзники»?

-Какие страны были нашими союзниками?

-Всю войну И.В.Сталин вел переговоры с Англией и Францией, чтобы они открыли 2 фронт т.е. напали на Германию со своей стороны. Однако, руководители этих стран не торопились открывать  2-й фронт.

-Как вы думаете, почему?

-Они хотели посмотреть, кто будет выигрывать эту войну. Видя, что советские войска побеждают, в июне1944 года был открыт  второй фронт.

-Рассмотрите карту и назовите, какие страны освободили наши войска?

-9 мая 1945 года над главным зданием Берлина советские солдаты подняли красный флаг победы. Этот день стал Днем Победы в Великой Отечественной войне.

Дети записывают в тетрадь, кто такие фашисты.

Работают по учебнику

-Германия поработила Чехословакию, Польшу, Данию, Австрию, Венгрию, Югославию, Румынию, Болгарию.

-Почти вся Европа была захвачена фашистами.

-На рассвете 22 июня 1941 года фашисты напали на Советский Союз.

Дети прослушивают песню «Идет война народная, священная война»

-Народная, священная.

-Каждый народ, от мала, до велика, не зависимо от национальности  встал на защиту своей Родины.

-Важная, святая.

-На Ленинград, Москву и  Сталинград.

-Под Ленинградом, Москвой и Сталинградом.

Дети читают текст.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.

Дети читаю текст.

-Велика Россия, да отступать некуда-позади Москва.

-Из дивизии генерала Панфилова.

Г.К.Жукова

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети поют частушки.

Дети рассматривают карту.

-Страны, которые поддерживали Советский Союз.

-Франция, Англия.

-Югославию, Румынию, Венгрию, Австрию,

Чехослованию, Польшу.

VII.Закрепление.

-В тетрадь запишите основные даты Великой Отечественной войны, указывая героев.

-Проверяем

Дата

Событие

Герои

22 июня 1941г.

Начало войны

2 сентября-декабрь 1941 г

Оборона

Москвы

Василий Клочков

1942 г.-1943 г.

Сталинградская битва

Василий

Зайцев

9 мая 1945 г.

День Победы

Окончание войны

Советский народ

Дети работают самостоятельно.

VIII.Итог урока.

-сколько лет в этом году исполняется со Дня Победы?

-Благодаря чему наша страна одержала победу?

-В конце урока предлагаю спеть песню «День победы»

Устные ответы детей.

IX.Домашнее задание.

-Уметь рассказать по таблице о Великой Отечественной войне.

-Подготовить сообщение на выбор

А) О родственниках, участвовавших в этой войне.

Б) Какой вклад в победу внес нащ край.

X.Вставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Великая Отечественная война"

Тема урока: «Великая Отечественная война».На изучение данной темы отводится 5 часов. В системе уроков это третий урок. На прошедших уроках ребята знакомились с событиями и фактами России 20 века, а им...

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Конспект урока "Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...