Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Толоева Дилек Михайловна

Конспект+ презентация урока в 3 классе по окружающему миру по теме "Семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx66.71 КБ
Office presentation icon semeynyy_byudzhet.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

ТемаСЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.

Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Оборудование: презентация, карточки, денежки, плакат (семейный бюджет)

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры. «Добрый день». Мне очень хочется пожелать вам доброго дня, всем и каждому. Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из нашего класса, а те  кого я назову, помашут мне рукой, это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем?

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

-Добрый день всем, кто сегодня чистил зубы!

- Добрый день всем, кто готов помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

II.Актуализация  знаний  и мотивация. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

( На прошлом  уроке мы говорили о государственном бюджете).

- Что такое госбюджет? (План доходов и расходов государства.)

- Откуда государство получает доходы? ( Налоги граждан и организаций)

- Что такое налоги? (Деньги, поступающие в бюджет.)

- На что государство расходует полученный доход? (Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)

       III. Самоопределение к деятельности

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в группах.

Вспомним правила работы в группе (работать вместе, выслушивать мнение товарища, спорить, но не ссориться, по окончанию работы группы взявшись за руки поднять их вверх.

За каждое правильно выполненное задание группа будет получать денежки (это такая денежная единица нашего урока) и будете пополнять заработанными денежками свой бюджет.

Задача групп – к концу урока собрать как можно больше денежек.

Итак, 1 задание: разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.

Работа в группах; учащиеся разгадывают

Вопросы 1 группы:

1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это  (экономика).

4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).

5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает « ………… сумка».

Вопросы 2 группы:

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. Стоимость товара, которая указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

1.gif

После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.

        IV.Работа по теме урока

- Назовите слова, которые получились у вас ключевым! (семья и бюджет)

- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).

- Почему порой происходит так: две семьи работают, получают почти одинаковый доход, но у одной семьи денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Как вы думаете, зачем нужен семейный бюджет? (Ответы детей). (Вести дом хоз.).

- Прочитайте пословицы и подумайте, какая сегодня на уроке стоит перед нами учебная задача? Чему научимся?

Был бы ум, будет и рубль. Не будет ума, не будет и рубля.

Копейка рубль бережёт.

(Ответы детей).

Вывод. Учебная задача: научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

1). Беседа. Семейный бюджет.

Поиграем в семейный бюджет.

Каждая группа – это отдельная семья. Командиры групп распределите роли, выберите фамилию вашей семьи (Семья Тодошевых и семья Иркитовых).

А я буду выполнять роль Государства.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?

(Доходов и расходов).

- Какой основной источник доходов в ваших семьях? Вам дома было предложено узнать о доходах и расходах вашей семьи.

 (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Вывод: (учитель).

  -Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента, процент. Значение некоторых из этих слов вы найдете в учебнике.

 Работа с учебником.     

     - Давайте, ребята, работу продолжим в группах.

Задание: найти в учебнике (стр.77 1 абзац)

прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа,

Каждая группа зачитывает из учебника определение.

На доску  вывешиваются  новые термины:

Прибыль - получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства. Мы имеем прибыль от ведения ЛПХ.

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления

Учитель дополняет.

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)

Проценты.-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму.

Физкультминутка «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.                Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.                Выпрямиться и сесть.

Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). 

 А которые расходуют? (Расход).  На что расходуется семейный бюджет?


Практическая работа в группах.

Напоминаю, что  каждая группа – это одна семья.

Карточка 1.

- Вам нужно пополнить бюджет семьи, т.е. получить доход. Я государство – выдаю вам деньги. 

 Доходы.

Зарплата папы – 50 денежек

Зарплата мамы – 30 денежек

Пенсия дедушки – 10 денежек

Пенсия бабушки – 10 денежек

Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки

Прибыль от ведения ЛПХ – 10 денежек

 Доход вашей семьи:

- Как законопослушные граждане с каждого полученного дохода что мы должны сделать? (да, правильно, заплатить налоги государству). Заплатите налоги государству (вырывают маленькую часть и кладут в государственный бюджет).

А теперь сосчитайте и запишите доход вашей семьи.   

Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт)

 

Одежда, обувь

 

Предметы личной гигиены (мыло, шампунь, зубная паста)

 

Бытовая химия

 

Транспорт (автобус, такси)

 

Велосипед

 

Книги

 

Компьютер

 

Игрушки

 

Коммунальные платежи (газ, свет, вода, дрова, уголь)

 

Диски с мультфильмами

 

Посещение концертов,  цирка

 

Туристическая поездка, отпуск

 

Мороженное, конфеты

 

Фрукты

 

Сумма расходов

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и  услуг. Теперь подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. 

Товар или услуга

Цена

Лекарства

10 денежек

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт)

50 денежек

Одежда, обувь

10 денежек

Предметы личной гигиены (мыло, шампунь, зубная паста)

2 денежки

Бытовая химия

2 денежки

Транспорт (автобус, такси)

4 денежки

Велосипед

20 денежек

Книги

2 денежки

Компьютер

40 денежек

Игрушки

2 денежки

Коммунальные платежи (газ, свет, вода, дрова, уголь)

20 денежек

Диски с мультфильмами

3 денежки

Посещение концертов,  цирка

6 денежек

Туристическая поездка, отпуск

40 денежек

Мороженное, конфеты

10 денежек

Фрукты

5 денежек

 

Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.)  Сумели ли вы вложиться в сумму доходов семьи?

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета?

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? 

- Что произойдёт, если…Доходы

Доходы Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? 

 (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)

Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить.

– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства .

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

– Посовещайтесь в группах и запишите, как можно сэкономить. Выберите советы из предложенного вам списка

СПИСОК СОВЕТОВ ПО ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе         

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

Вывод:  Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

 (Премия, наследство.)

Обсудите.

Рассмотрите рисунок на странице 77, он вам подскажет один из таких доходов. (Выигрыш в лотерею.)

Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это также является доходом.

Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию? (За хорошую, качественную работу).

- Какие могут быть незапланированные расходы? (Лечение, ремонт техники, подарки, хобби, испорченная вещь).

Могут ли в семье быть незапланированные расходы.

– Будем считать, что про семейную экономику вы знаете не только теоретически, но и немного  на практике.

VI. Подведение итогов урока.

- Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? (Слайд). Учебная задача.

- Что такое семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

V. Домашнее задание:                                    

Стр. 41№1.

Дополнительно:         стр. 42 № 3 или 4 (творческое задание на выбор)

VI. Рефлексия

Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала денежки. Посчитайте их.

У кого-то их чуть больше, у кого-то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились -получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность   была всегда на высоте.

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)


Тест «Семейный бюджет»

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара


 Доходы.

Зарплата папы – 50 денежек

Зарплата мамы – 30 денежек

Пенсия дедушки – 10 денежек

Пенсия бабушки – 10 денежек

Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки

Пособие – 1 денежка

 Доход вашей семьи:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Государственный бюджет – это… ПЛАН Доходы Расходы Складываются из … Идут на … Налогов граждан и организаций Образование Здравоохранение Армия и полиция Наука и культура Охрана природы Пенсии и пособия

Слайд 3

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Слайд 4

р а с х о д ы ц е н а э к о н о м и к а д е н ь г и д е н е ж н а я Кроссворд №1 1 2 3 4 5 1.Деньги, которые тратят на те или иные нужды. 2.Стоимость одной вещи. 3.Правила, законы ведения хозяйства это …… . 4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает «………… сумка».

Слайд 5

б а р т е р к у п ю р ы д е н ь г и с б е р е ж е н и я ц е н а п л а т а 1 2 3 4 5 6 Кроссворд №2 Прямой обмен одних товаров на другие. Название бумажных денег. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. Стоимость товара, которая указывает, на какое количество денег его можно обменять. Деньги за труд – это заработная...

Слайд 6

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Слайд 7

Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов. А это и есть семейный бюджет Тема урока:

Слайд 8

Учебная задача. Был бы ум, будет и рубль. Не будет ума, не будет и рубля. Копейка рубль бережёт.

Слайд 9

Учебная задача - научиться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

Слайд 10

Работа в группах Семья Тодошевых Семья Иркитовых Мама Папа Дедушка - пенсионер Бабушка - пенсионер Сын (дочь) - студент Дети-школьники

Слайд 11

Семейный бюджет Доходы Расходы ? ?

Слайд 12

Семейные доходы. Зарплата родителей пенсия Стипендия Пособие

Слайд 13

доход семьи пенсия пособие рента проценты прибыль стипендия + заработная плата гонорар

Слайд 16

Доходы. Зарплата папы – 50 денежек. Зарплата мамы – 30 денежек. Пенсия дедушки – 10 денежек. Пенсия бабушки – 10 денежек. Стипендия старшего сына (дочери) – 2 денежки. Прибыль от ведения ЛПХ – 10 денежек. Итого доход семьи: ????

Слайд 17

Товар или услуга Расходы Цена, руб Лекарства Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) Одежда, обувь Предметы личной гигиены (мыло, шампунь, зубная паста) Бытовая химия Транспорт (автобус, такси) Велосипед Книги Компьютер Игрушки Коммунальные платежи (газ, свет, вода, дрова, уголь) Диски с мультфильмами Посещение концертов, цирка Туристическая поездка, отпуск Мороженное, конфеты Фрукты Сумма расходов

Слайд 18

Расходы. Лекарства – 2 денежки. Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 денежек. Одежда, обувь – 10 денежек. Бытовая химия - 2 денежки. Предметы личной гигиены – 2 денежки. Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки. Велосипед – 20 денежек. Спортивная (музыкальная) школы, кружки - 5 денежек. Книги, канцелярские товары – 2 денежки. Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек. Игрушки – 3 денежек. Видеокассеты (диски) – 3 денежки. Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек. Отдых, поездка – 40 денежек.

Слайд 19

Что произойдёт, если… Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы < > = Дефицит бюджета Экономия Не можем отложить сбережения Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет

Слайд 20

На чём можно сэкономить?

Слайд 21

На чём можно сэкономить? Квартплата (Беречь свет и воду). Обувь и одежда (Бережное отношение). Продукты (Меньше покупать сладостей, приусадебный участок). Транспорт (Проездной, маленькие расстояния – пешком).

Слайд 22

Учебная задача - научиться объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи.

Слайд 23

Домашнее задание. Стр. 41, №1 Покажи стрелками доходы и расходы семьи. стр. 42 № 3 или 4 (творческое задание на выбор)

Слайд 24

Незапланированные доходы выигрыш премия подарок

Слайд 25

Незапланированные расходы. Лечение. Ремонт техники. Подарок. Хобби. Испорченная вещь.

Слайд 26

Копейка рубль бережет

Слайд 27

Покажи стрелками доходы и расходы семьи. Стипендия сына Пенсия дедушки Покупка продуктов Пенсия бабушки Покупка компьютера Оплата счёта за телефон Посещение цирка Зарплата папы Покупка лекарств Зарплата мамы Ремонт автомобиля Покупка куклы для дочери Доходы Расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...