"Формы земной поверхности" урок окружающего мира 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "ШколаРоссии" на тему: "Формы земной поверхности". Презентация .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okm_2_klass.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок по окружающему миру 2 класс

Тема: «Формы земной поверхности».

Тип урока: урок получения  новых знаний

Форма организации работы учащихся –индивидуальная, фронтальная

Раздел: Путешествия, 18 ч

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый, технология лэпбука.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
  2. Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, лист белого картона, ножницы, клей , ручка, цветные кармашки, заготовки –картинки гор, холмов, оврагов, физической карты России, карточка со сторонами горизонта.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в парах.

Цель урока:

  • Познакомить с видами земной поверхности

Задачи:

  • Формировать умение определять различные формы земной поверхности;
  • Познакомить со строением холмов и гор;
  • Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в парах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.
  •  Совершенствовать умения применять знания на практике.

                          Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

 - Добрый день ребята. Мы начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам успехов и новых открытий.

Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки вы готовы разгадать?!

- Зачем люди отправляются в путешествие?  ( За открытиями, за новыми знаниями)

- А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

- Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил открытия, а какие они будут большие или маленькие – у каждого свои. В конце урока вы поделитесь своими открытиями. У вас на столах лежат смайлики . Выберите один и покажите какое у вас сейчас настроение? Я вижу у вас хорошее настроение для путешествия. Отправляемся в путь !  

        2.Актуализация опорных знаний.  

    - Чему мы уже научились для того, чтобы могли отправиться в путешествие?

Давайте с вами сыграем в игру «Верю-не верю». Если вы согласны с утверждением, то вы хлопаете. Если не согласны, то – топаете.

  • Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?
  • Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта?
  • Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ?
  • Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе?
  • Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад?

  У вас на столах лежит карточка , где нужно определить стороны горизонта.           В нашей заготовке лэпбука на левом поле - приклеиваем эту картинку. Берём фломастер и подписываем все основные и промежуточные  стороны горизонта. Сколько основных сторон ? Назовите. Сколько промежуточных? Назовите. С помощью какого прибора можно определить своё местоположение? Нашли картинку компаса. Приклеили ниже. С помощью каких живых предметов можно узнать где находится север или юг? Приклеили картинку ниже.

3.Формирование  новых  знаний, умений и навыков.

 Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Попробуйте определить тему урока.   Что бы вам хотелось узнать?

  • Узнаем, какие формы земной поверхности бывают,
  • научимся их сравнивать,
  • будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Берём  окошечко .Сгибаем по пунктирным линиям. Приклеиваем на центральное поле – вверх. Во внутрь этого окошечка приклеиваем тему урока. Как вы думаете , что изображено на слайде?  А как толковый словарь объясняет нам смысл этого слова. С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги,  пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства  равнин заняты пустынями и лесами.  Если мы определили одну из форм земной поверхности , что мы должны сейчас сделать. Берём стрелку приклеиваем её. Находим картинку равнины. Приклеиваем её на центральном поле  - слева. А как вы думаете все равнины одинаковые? Равнины бывают разные.  Плоские и холмистые.  Плоские  – имеют ровную поверхность, на холмистых  - есть возвышенности  . А какие это возвышенности? Об этом нам скажет толковый словарь. Холмом называют возвышенность менее 200метров.  Если холмы встречаются на равнине, что сначала надо приклеить. Найдите картинку холма. Приклейте её. Ниже стрелки.

У любого холма можно выделить отдельные части. Как можно назвать самую высокую точку холма? Предположите? Вершина - самая высокая точка . Место , где начинается холм называется – подошвой.  Подошва - начало возвышения.   Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.  Найдите картинку холма. Приклейте её рядом с   холмом, но так чтобы холм мог подниматься и опускаться .Подпишите части холма. Что ещё может встречаться на равнине? Об этом следующая загадка?

От воды он шире станет                      
И расти не перестанет.
Яма выросла большая,
Будто постарался маг.
Он полям, садам мешает,
А зовут его… (овраг)

А как объясняет значение слова овраг  - толковый словарь. Овраг- это глубокая длинная  впадина на поверхности земли. Найдите картинку оврага. Если овраг встречается на равнине, то что мы сначала должны приклеить.(СТРЕЛКУ).Приклеиваем овраг ниже стрелки. Как образуются овраги?

Прямо посреди поля, между двумя холмами, образовалась большая рытвина   ( это - углубление, выбитое колесами или промытое водой )

её дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее. Спасибо, вам холмы , что воду в меня льёте. Я с  каждым годом всё больше делаюсь. Мы не нарочно в тебя воду льём, она сама с нас стекает. Мы вовсе не хотим ,чтобы ты росла. Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг. Вот я какой большой- 10 метров в глубину, 10 м в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет. Тут вдали появились грузовики. Машины подъехали к оврагу и люди начали выгружать саженцы кустов и деревьев. Обрадовались холмы. Что люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят. И станет овраг расти намного медленнее.  

КАК вы думаете овраги полезны ? Почему? Как человек борется с оврагами?

Итак, это была первая форма земной поверхности, которая называется? Следующую форму нам подскажет загадка.

Носит бабка                     
Снежную шапку. 
Каменные бока 
Закутаны в облака...(Гора)

Что нам скажет о лексическом значении этого слова толковый словарь.   Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Высота горы превышает 200 м . Одиночную гору встретишь редко , чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами. Найдите у себя картинку – горы. Как нам показать , что это другая форма земной поверхности. А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  Если у них что – то общее. Перечислите. назовите отличия. У вас на столах есть кусочки физической карты России. Нашли их. Приклейте этот фрагмент карты на правое поле. возьмите красный фломастер найдите на карте России – равнины и обведите из в круг. Назовите их. Найдите ближайшие к нам горы. Назовите их. Обведите их коричневым фломастером. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  Давайте оформим лицевую сторону нашего лэпбука. Берём большую картинку. Приклеиваем её снаружи на закрытые половинки. Разрезаем пополам.

ИТОГ УРОКА

Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы побывали? Какой была тема урока? Достигли задач , которые ставили? Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

 Как вы думаете, слово ГОРЫ употребляется только в этом географическом смысле  - это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины   были по плечу. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

Очень активно сегодня работали….

Были моими помощницами…..

У нас остался ещё один пустой кармашек. Приклеим его. А заполнить его вы можете интересной информацией .О том какая гора самая высокая? Самая молодая? Самая старая? Эти заметки написать и положить в кармашек. Можно сюда добавить загадки. А теперь я хочу узнать каким стало ваше настроение? Поднимите смайлик с вашим настроением! Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в форме тестов по окружающему миру

Олимпиадные задания в форме тестов по окружающему миру...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира.

    Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, ...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира. 2 часть

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, уро...

Формы земной поверхности. Окружающий мир 2 класс

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс...

Окружающий мир « Формы земной поверхности» 2 класс «Школа России»

Конспект урока "Формы земной поверхности" 2 класс "Школа России"...

Проверочная работа в форме теста по окружающему миру 4 класс по теме " Леса России"

Проверочная работа в форме  теста по окружающему миру 4 класс по теме " Леса России" по программе "Школа России"...

Конспект урока "Формы земной поверхности" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности. Планируемые результатыПредметные:знать: какие формы земной поверхности бывают; уметь:  сравнивать по схеме холм ...