Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира. 2 часть
методическая разработка по окружающему миру на тему

Загорулько Евгения Викторовна

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказка, урок-загадки, урок-ярмарка, урок-аукцион и т.д. помогают решению многих учебных задач. Указанные формы урока можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности и развития учащихся. Методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя (продолжение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Нетрадиционные формы

 организации обучения окружающего мира.

Интеллектуальные игры.

1) Интеллектуальная игра «Подумай-ка».  

Цель: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, зрительную память, внимание, речь; закрепить и проверить знания по окружающему миру; воспитывать интерес к знаниям, дружбу.

Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру.

  • Ребусы.  Прочитав загадочно написанные слова, вы узнаете, в какую игру мы будем сегодня играть.

                                                                   К                        НА

КО 100 ЧКА       40 А                                       

     ПО                    ДУ                 МАЙ                 КА

(Косточка, сорока, восток, ворона.)

Итак, игра называется - «Подумай-ка!» 

  • Класс разбивается на 2 команды, дети выбирают капитанов.

Придумывают названия команд.

  1. Интеллектуальная разминка (мозговая атака).

     Быстро сообразите, ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?

  • Птица, которая выводит птенцов зимой, в стужу и зной? (Клёст)
  • Птица , которая выше всех летает? (Орёл)
  • Рыба, которая называется именем человека? (Карп)
  • Звери, которые летают? (Летучие мыши)
  • Зверь, которого называют косой? (Заяц)
  • Любимое лакомство аистов? (Лягушки)
  • У кузнечика на голени передней пары ног? (Ухо)
  • Животное, обладающее одним из самых громких голосов? (Крокодил)
  • Животное, которое движется назад? (Рак)
  • Опасная часть коровы? (Рога)
  • Большое морское животное с фонтаном? (Кит)
  • Самая большая обезьяна? (Горилла)
  • Польза от коровы? (Молоко)
  • Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)
  • Какой день недели был вчера?
  • Какой нынешний месяц по счёту в году?

  1. Задания для развития зрительной памяти.

     Вам предлагается внимательно прочитать три раза 5 слов, попытаться их запомнить, а затем быстро ответить на мои вопросы.

         Королёк, заяц, лебедь, бабочка, арбуз.

  • Назовите предпоследнее слово. Что вы можете рассказать о ней? (Бабочка)
  • Какие  слова начинались с глухой согласной буквы? (Королёк) Расскажите об этом животном.
  • Назовите третье с начала слово. Эта птица выводит птенцов в дождь. (Лебедь)
  • Сколько слов заканчивалось на «А»? (1) Назовите.
  • Было ли слово, обозначающее птицу, которая может летать хвостом вперёд? (Нет) (Колибри)
  • Встречалась ли в названных словах буква «Ц»?
  • Было ли среди слов название ягоды?
  1. Задания для развития внимания.
  • Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам. Выписав буквы по порядку, вы сможете прочитать рассыпанные слова (за 30 с.). Как взаимосвязаны эти слова?

 

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

А

И

Р

Д

П

Р

О

В

Е

К

О

Ч

Е

Л

  • Я буду медленно читать вам текст. Ваша задача – внимательно слушать, запоминать информацию и отвечать правильно на вопросы.
  • Из стеблей травы – бамбук делают удочки, лыжные палки. Это трава самая высокая и крепкая в мире. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растёт бамбук в жарких странах, но есть и у нас – на Дальнем Востоке и Кавказе.                                                     1) Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? Назовите.                                                                           2) На сколько сантиметров вырастает эта трава каждый день?                                                                   3) Что делают из стеблей этой травы?                                                                                                        4) Растёт ли эта трава в нашей стране? Где?

       

  • В Бразилии есть молочное дерево, его ещё называют дерево-корова. Чтобы надоить его, надо подрезать кору, и тотчас в подставленный стакан потечёт белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко?                                                                                               1) Где растёт молочное дерево?                                                                                                                     2) Из дерева течёт настоящее молоко?                                                                                                           3) Как ещё называют это дерево? Почему?                                                                                                     4) Какое русское дерево напоминает молочное дерево? И почему?

4.  Поиск закономерностей.

  • Придумайте общее название к каждой паре слов.

Клён, сирень…-

Клён, ель…-

      Ель, сосна…-

      Роза, тюльпан…-

Март, апрель…-

Среда, пятница…-

Река, озеро…-

Сом, щука…-

Коза, куры…-

«Волк и 7 козлят» -  

  • А что это у человека?                            

У птицы это крыло – у человека…

У зверя лапа – у человека…

У собаки морда – …

У конфеты фантик - …

      У подводной лодки перископ - …

      У льва пасть - …

      У машины мотор - …

      У рыбы жабры - …

      У берёзы сок - …

      У экскаватора ковш - …

5. Загадки. Что общего в этих словах? Объясните.

1) Утром бусы засверкали

    Всю траву собой заткали.

    А пошли искать их днём

    Ищем, ищем, не найдём. (Роса)

2) Летит птица орёл,

    Несёт в зубах огонь,

    Огненные стрелы пускает,

    Никто её не поймает. (Молния)

3) После ливня и розы

    Мост невиданной красы.

    Ни потрогать, ни забраться –

    Можно только любоваться. (Радуга)

4) Рассыпался горох

    Никто его не соберет

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица. (Град)

6. Задания на развитие мышления.

  • Какое слово может быть скрыто за этим листком бумаги?

                                 

              ПРИРОДНАЯ ЗОНА

Какие природные зоны вы знаете?

  • Какие органы человека скрыты за этим листом?

         

Какие функции они выполняют?

  • Решите задачи.                                                                                                                                         1) В Россию картофель был завезён Петром 1 в 1700 году. Сколько лет мы знакомы с этим растением?                                                                                                                                                       2) Суточная норма витамина С, необходимая для организма, содержится в 120 граммах апельсина или в 30 граммах чёрной смородины. Во сколько раз чёрная смородина богаче витамином С, чем апельсин?

7. Итог.

Учитель. Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра «Подумай-ка!». В течение игры вы показали свои знания по окружающему миру, проявили самые лучшие свои качества: сообразительность, внимание, быстроту реакции, настойчивость, а главное вы на протяжении всей игры – думали!                                                                                                                                         Дети поют песню на мотив песни «Кабы не было зимы».

Кабы не было игры

В городах и сёлах,

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых!

Не стремились бы тогда

В школу все с утра бы,

Не дружила б ребятня!

Кабы, кабы, кабы!

Кабы не было игры

В этом нет секрета

От тоски б увяли мы

Надоело б лето!

Не пришла бы

Радость к нам

На денёк хотя бы

И учиться в школе нам

Не хотелось кабы!

2) Игра «Брейн – ринг».

Цель: проверить и обобщить знания по окружающему миру; развивать речь, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе, взаимопомощь, дружбу.

Класс разбивается на 2 команды. Дети рассаживаются на заранее приготовленные места. Выбирают капитанов команд.

Ход игры.

Звучит музыка. Выходит ведущий.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы начинаем игру «Брейн – ринг»!  

Дети поют песню «Брейн – ринг» на мотив «Песня друзей» («Мы в город изумрудный»).

В «Брейн – ринг» -                                                                                                                                                 В игру чудесную                                                                                                                                                      И очень интересную!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 И очень интересную                                                                                                                                                                         Сыграем дружно мы!            

Заветные два качества                                                                                                                                     Нужны нам для победы,

Ведь быстрота и знания                                                                                                                                           Нас выручат всегда!

Припев: Игра нам помогает,

              Ум, память развивает,

              И много заставляет

              Из книжек узнавать!

1 тур.

Ведущий или учитель задаёт вопросы, и отвечает та команда, чей капитан первым поднимет флажок (шарик, руку и т.д.).

Ведущий. Пусть каждый смело вступит в бой,

                  В азарт соревнования.

                  Успех придёт не сам собой,

                 Помогут ваши знания!

Вопросы.

  • Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, живёт выше всех? (Созвездие «Большая медведица».)
  • Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  • В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)
  • Как слышит сверчок? (Коленками)
  • По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер.)

  • Как переводится с греческого языка «крокодил»? (Каменный червь)
  • Как звали начальника умывальников? (Мойдодыр.)
  • Какая гора самая высокая на нашей планете? (Эверест)
  • Ночью летает – глаза как у кошки

            И уши с кошачьими схожи немножко. (Сова.)

  • Ножка белая, прямая, шляпка красная такая,

А на шляпке, на верхушке беленькие конопушки. (Мухомор.)

  • Каким гребешком не расчешешь головы? (Петушиным.)
  • Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сон.)
  • Известное я блюдо. Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха.)

  • Как по веткам ели можно предсказать погоду? (К ясной и сухой погоде ветки ели смотрят вверх, к дождю вниз)
  • С какой скоростью наша планета вращается вокруг солнца? (30 км/ч)
  • Из чего образуется торф? (Из торфяных мхов, других растений)
  • Могут ли рыбы летать? (Да)
  • Какие птицы живут дольше всех? (Попугаи, особенно какаду)

2 тур.

Все задания выполняются под музыку.

  • «Нарисуй!»

Дети с закрытыми глазами должны нарисовать «Осень», «Зиму» и т.п.

  • «Буквы- шалуны».

Дети должны быстро составить из букв слова на тему «Природа».

         

       

  • «Разверни и съешь!»

Ребята должны быстро развернуть свёрток и съесть то, что там находится. ( Яблоко, груша, капуста, морковь и т. п.) Рассказать о полезных качествах съеденного.

  • «Скороговорки».

- Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.

- Добры бобры идут в боры.

  • «Телефон».

Учитель задаёт вопрос на ушко первому ученику, он думает и передаёт ответ другому, второй -  третьему и т. д.

  • Какая птица считается самой большой? (Страус)
  • Назовите самую маленькую птицу. (Колибри)
  •  «Запомни всё!»

Дети должны запомнить предметы, изображённые на экране телевизора, затем записать их в том же порядке и рассказать о них.

  • «Что в мешке?»

Дети задают вопросы, стараясь угадать предмет. Объяснить, относится ли этот предмет к природе и почему.

Итог. Звучит музыка. Награждение победителей.

Ведущий. Самые знающие, смекалистые, самые умелые – это ребята из ___   команды. Я поздравляю всех ребят, всех, кто участвовал в соревнованиях – и 1 и 2 команду!

Помните, главное это участие, а не победа!

3)Интеллектуальная игра «Пирамида».

Цель: повторить знания по окружающему миру; развивать умение объяснять значения слов, речь, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к предмету, дружеские отношения.

Оборудование: декорации: надпись «Пирамида», нарисованная пирамида с написанными темами, цветы, шарики.

Класс делится на две команды. В каждой команде выбираются 3 пары.                                                                   Пары участников выбирает тему. В 1 туре один из  участников объясняет значение слова, другой отгадывает за 1 минуту, затем наоборот. За каждый правильный ответ - 1 балл. Каждая пара участников стремится принести команде наибольшее количество баллов. Во 2 туре игроки  каждой пары победительницы друг другу задают вопросы. За 1 минуту они должны правильно ответить на наибольшее количество вопросов.

1 тур. Темы заданий:

  • Мой окружающий мир:
  • Природа;
  • Люди;
  • Школа;
  • Семья;
  • Родина.
  • Моя природа!
  • Климат;
  • Растения;
  • Животные;
  • Человек;
  • Почва. 
  • Вещества в природе.
  • Вода;
  • Воздух;
  • Полезные ископаемые;
  • Почва.
  • Всё на отлично!
  • Здоровье;
  • Погода;
  • Настроение;
  • Друг.
  • Ура! Экскурсия!
  • Лес;
  • Река;
  • Луг;
  • Поле.
  • Парк;
  • И в золото одетые леса!
  • Лист;
  • Цвет;
  • Лимон;
  • Банан;
  • Цветок.
  • Разнообразие природы.
  • Пустыня;
  • Тундра;
  • Степь;
  • Тайга;
  • Субтропики.
  • Зелёный шум.
  • Деревья;
  • Трава;
  • Яблоко;
  • Лягушка;
  • Глаза.

2 тур. Вопросы:

  • Чем не могут быть покрыты животные?
  1. Чешуёй;
  2. Перьями;
  3. Шкурой;
  4. Корой.
  • От чего страдают птицы зимой?
  1. От холода;
  2. От голода;
  3. От ветра;
  4. От снега.
  • Какое из перечисленных животных не относится к рыбам?
  1. Сом;
  2. Треска;
  3. Кит;
  4. Щука.
  • Какая из этих машин нужна для уборки урожая?
  1. Бульдозер;
  2. Экскаватор;
  3. Танк;
  4. Комбайн.
  • Сколько пальцев у человека?
  1. 10;
  2. 20;
  3. 50;
  4. 15.
  • Какое из этих слов – название цветка?
  1. Колокольчик;
  2. Звоночек;
  3. Колокол;
  4. Колобочек.
  • Что не делают из дерева?
  1. Карандаши;
  2. Фломастеры;
  3. Бумагу;
  4. Спички.
  • Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь?
  1. 9;
  2. 3;
  3. 8;
  4. 7.
  • Кто это?  Заплелись густые травы,

                      Закудрявились луга,

                      Да и сам я весь кудрявый,

                      Даже завитком рога.

  1. Бык;
  2. Баран;
  3. Лось;
  4. Козёл.
  • Как правильно написать название цветка?
  1. иван-да-марья;
  2. Иван-да-Марья;
  3. Иван-Да-Марья;
  4. Иван-да-марья.
  • Волчья улыбка – это:
  1. Накал;
  2. Клык;
  3. Оскал;
  4. Рык.
  • Что нельзя делать на уроке?
  1. Писать диктанты;
  2. Писать сочинения;
  3. Писать записки;
  4. Писать решения задач.
  • Сколько цветов у радуги?
  1. Нет у неё цветов, одни ягоды;
  2. 7;
  3. 6;
  4. Бесконечное множество.
  • Что отмывает в воде енот-полоскун?
  1. Бельё;
  2. Золото;
  3. Деньги;
  4. Пищу.

Итог. Звучит музыка. Победителей награждают подарками.

Дети поют песню на мотив песни «Кабы не было зимы».

Кабы не было игры

В городах и сёлах,

Никогда б не знали мы

Этих дней весёлых!

Не стремились бы тогда

В школу все с утра бы,

Не дружила б ребятня!

Кабы, кабы, кабы!

Кабы не было игры

В этом нет секрета

От тоски б увяли мы

Надоело б лето!

Не пришла бы

Радость к нам

На денёк хотя бы

И учиться в школе нам

Не хотелось кабы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене»

Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной шк...

Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...

Нетрадиционные формы организации урока

Выступление на научно-практической конференции (конспект и презентация)...

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.

Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....

Нетрадиционные формы организации уроков

Данный материал подробно знакомит с нетрадиционным подходом в организации уроков с целью поддержания мотивации к обучению у обучающихся...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира.

    Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, ...