План-конспект урока. Тема "Водные богатства", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кирпичникова Оксана Николаевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир                                                                                               2 – Б класс

Тема: «Водные богатства»

Технологическая карта урока

Тип урока по целеполаганию

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь,способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитиеинтереса к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Основные термины и понятия

исток, русло, устье, притоки

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете.

Ученики настраиваются на работу

2. Актуализация знаний. Проверка Д/З.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группеДля работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы.

Капитаны получают задание.

3. Постановка учебной задачи

Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: карточки для работы. Они были разделены на две группы, но Муравьишка–Вопросик их нечаянно перепутал. Поможем ему исправить эту досадную ошибку? (парная работа)

- Какие у вас есть предположения?

- Почему такие предположения?

Что такое подошва?

Вершина?

Склон?

- Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика.

- А кто может сформулировать тему урока?

Помогут нам загадки: 

1. Кругом вода, а с питьём беда.

2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

3. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит.

- Что общего в наших отгадках?

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.

- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. Что составляет водные богатства?
  2. Как обозначаются на карте?
  3. Строение реки.
  4. Водные богатства нашего края.

Слова: склон, подошва, вершина, гора, холм, устье, русло, приток, исток.





Выдвигают свои предположения.


Место, где начинается холм или гора.

Самая высокая часть холма или горы.

Часть от подошвы до вершины горы.


Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.



Море

Дождь

Река

Везде говорится о воде.

4. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах.

- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего? Почему?



- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?


- Какие водоёмы существуют на Земле?

- На какие 2 группы их можно разделить?

 Какие водоёмы есть в нашем крае?

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.

- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?

- Как же образуется река?

- Какие части реки вы знаете?

- Оказывается, о них мы уже говорили в начале урока.

- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.

синего

синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%


на земле мало чистой воды

Да, они содержат запасы воды.

Моря, океаны, реки, озёра…


ответы детей






Самостоятельное чтение текста учебника.

5. Первичное закрепление

Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Работа по схеме «Части реки».

- Как называют начало реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Как вы думаете, почему текут реки?

- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем городе?

- Что вы знаете о происхождении названия реки?






Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди.

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

6. Обобщение и закрепление (практическая работа)

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на основе практической работы.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Заполнение схемы «Части реки» (на примере реки Бельбек).

Длина реки Бельбек -  км.

Приклеивают соответствующие названия на схему реки.

7. Рефлексия. Итог урока

Цель: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

- Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Больше всего понравилось…
  • Мне захотелось…

И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

Оцените свою работу на уроке: приклеивают капельки разного цвета к тучкам.




Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту.





8. Домашнее задание

Учебник: с.82-85.

1 группа:

1) Что такое горы?

2) Назовите части горы.

3) Чем гора отличается от холмов?

------------------------------------------------------------------------------------

2 группа:

1) Что такое равнина?

2) Чем равнина отличается от гор?

3) Какова поверхность нашего края?

-------------------------------------------------------------------------------------

3 группа:

1) Что такое холмы?

2) Назовите части холмов.

3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?

Склон

 Подошва

 Вершина

 Гора

 Холм

 Устье

 Русло

 Приток

 Исток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.

Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План – конспект открытого урока Тема: «Так полюбил я древние дороги…»

План-конспект урока по музыке Тема: «Так полюбил я древние дороги…» Цель: познакомить учащихся с образом слова «дорога» через различные виды искусства. Задачи:образовательные:·...

План-конспект открытого урока математики в 1 классе по теме: «Вычитание вида 17 - , 18 -».

Тема: Вычитание вида 17 - , 18 - .Цель: создание условиий для составления учащимися таблиц вычитания для случаев вида 17-..., 18-..., и для их запоминания , а также для развития умения решать простые ...

План-конспект открытого урока математики во 2 классе по теме: «Приёмы сложения для случаев вида 26 + 7».

Тема урока: "Приёмы сложения для случаев вида 26+7". Цели урока: Предметные: - научить производить сложение двузначного числа с однозначным в случае с переходом через разряд...