Методическая разработка урока "Наше питание"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Пересыпкина Марина Петровна

Методическая  разработка урока окружающего мира в 3 классе"Наше питание", УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы урока, УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Личностные УУ Д(самоопределение)

Регулятивные УУД

(планирование)

2. Минутка календаря

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме)

Познавательные УУД

(преобразовывать информацию из одной формы в другую: наглядную в словесную)

3. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме);

Регулятивные УУД (целеполагание, прогнозирование);

Познавательные УУД

(выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий)

4. «Открытие» нового знания

Познавательные УУД

(определение основной и второстепенной информацией; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов)

Логические УУД

(анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений)

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами)

ФМ

5. Практическое применение знаний

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что усвоено )

Коммуникативные УУД

(умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

        

6. Информация о домашнем задании

7. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные УУД

(осознание учащимися необходимости полученных знаний и умений)

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к учебному занятию.

На слайде эпиграф: (Слайд  1 )

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что понадобится на уроке для успешной работы?

- Я желаю всем плодотворной работы, чтобы в конце урока, каждый из вас мог сказать: «Я знаю. Я могу. Я – успешен!»

- И как всегда наш урок мы начнем с минутки календаря. Кто готов рассказать нам о сегодняшнем дне?

1. Дата

2. Время года

3. День недели.

4. Облачность.

5. Осадки.

6. Температура.

7. Ветер.

8. Интересные явления природы.

9. Сравнения погоды сегодня и вчера. Причины отличия.

10. Оценивание ответа.

- Посмотрите на экран и скажите, о чем идет речь в данных высказываниях (слайд 3)
… дороже богатства.
… за деньги не купишь.
Где …, там и красота. 

- Как называются эти высказывания? 

- Давайте их прочитаем.

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с поговорок о здоровье? Так называется раздел учебника, который мы изучаем: «Наше здоровье». Сегодня мы продолжим разговор о здоровье человека. Но прежде, чем узнавать что-то новое, я предлагаю вам вспомнить то, что мы уже узнали на предыдущих уроках.

 

- Кто поможет определить тему нашего сегодняшнего урока? Как это можно сделать?

- Правильно. Тема нашего урока «Наше питание».

- Чему мы можем учиться на уроке, изучая эту тему? Какие вопросы полезно обсудить?

- Многое из того, о чем мы будем сегодня говорить, вам уже известно. Эти вопросы мы обсуждали на классных часах и на уроках окружающего мира в 1-2 классах. Но будет и новая информация, которая будет для вас полезной, если вы хотите сохранить здоровье.

-Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем  для того, чтобы есть».  А как вы думаете, зачем человек ест?

– Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.

Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.

Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.

Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).

Практическая работа №1
- Найдите на партах лист №1. Что на нем изображено?

- На какие 2 группы можно разделить все эти продукты?
-
Продукты, полученные из растений, называются продуктами растительного происхождения. Продукты, которые нам дают животные, называются продуктами животного происхождения.

- Вам предстоит выполнить следующее задание: закрасьте кружок рядом с продуктами растительного происхождения зеленым цветом, а кружок рядом с продуктом животного происхождения – красным цветом.

Взаимооценивание. Рефлексия.
- Обменяйтесь листами с вашим соседом по парте. Проверьте его работу. Оцените. Внизу листа вы видите три смайлика: веселый, нейтральный, грустный. Если ваш товарищ не допустил ошибок – отметьте ему веселый смайлик, если он допустил 1-2 ошибки – отметьте нейтральный смайлик, если ошибок больше двух – поставьте значок рядом с грустным смайликом. Верните лист соседу.

Игра «Распредели»

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На доске расположены картинки с продуктами.  Вам нужно распределить их по корзинам: в 1 корзину сложить продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. Молодцы, сядьте на свои места.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Посмотрите, почему же вышло так, что продукты, которые дети чаще всего просят купить родителей оказались во 2 корзине?

- Но как, же понять, полез продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

Работа по учебнику.

- Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на 4 группы. Задача 1 группы представить информацию о белках, 2 группа – о жирах, 3 группа – об углеводах и 4 группа – о витаминах.

Задания для групповой работы:

1.Название вещества.

2.Значение для организма.

3.В каких продуктах содержится (выбрать из предложенных рисунков, приклеить или нарисовать).

Детям для работы в группах выдаются конверты, в них картинки с изображением продуктов питания, клей - карандаш, задание для группы, лист А-3 для выполнения задания. Группа рассказывает о своей работе и прикрепляет на доску лист.

После выступления 4 группы добавляю:                                   Однажды американский учёный Казимир Функ открыл, что в оболочке рисового зёрнышка содержится жизненно необходимое вещество «амин», соединив его с латинским словом «вита», что означает – жизнь, он получил новое слово «витамин» - «дающий жизнь».),

-Итак, мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски.  Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей.

- Из этого можно сделать вывод: ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать. Другие помогают строить организм  и сделать его более сильным. А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной

Практическая работа № 2

- Ребята, а кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте? Как в обычной, повседневной жизни человеку узнать, какие питательные вещества содержатся в продукте?

- Сейчас вам предстоит провести практическую работу в группах, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.

Каждой рабочей паре я предлагаю по  упаковке продуктов. Найдите информацию о содержании питательных веществ (белков, жиров, углеводов.) Эту информацию нужно внести в таблицу в рабочей тетради. В первую колонку внести название продукта, во вторую содержание белков, в третью содержание жиров, в четвёртую – углеводов. Дети, обратите внимание, содержание продуктов дано с запятыми. Мы ещё этого не знаем. Записывать содержание продукта цифрами будем до запятой.

- Давайте обменяемся информацией. А теперь предлагаю сравнить числа в таблице по колонкам. В колонке «белки» найдите самое большое число, обведите его в кружок, теперь тоже самое в колонке «жиры», в колонке углеводы.

- Сделайте вывод по обведённым числам: в каком продукте самое большое содержание белков, жиров, углеводов. Какие продукты наиболее богаты белками, жирами, углеводами?    

-Суточное потребление этих питательных веществ различно, в возрастает в зависимости от возраста человека. Перед вами таблица нормы потребления питательных веществ ребенка в сутки в зависимости от возраста. (слайд 4)

Найдите строку вашего возраста и ознакомьтесь со своей нормой.

В здоровом рационе человека преобладают зерновые, овощи и фрукты, доля мясных и молочных продуктов снижена, а жиров и сладостей – ограничена. Всё это можно изобразить в виде пирамиды. (слайд 5)

Игра «Съедобное – несъедобное»

Я называю продукты, а вы топаете, если продукт разрушает здоровье, хлопаете, если он укрепляет здоровье.

Рыба,  пепси,  кефир,  газированная вода,  чипсы,  геркулес,  жирное мясо,  подсолнечное масло,  торты,  «Сникерс»,   морковь,  капуста,  шоколадные конфеты,  яблоки,  груши,  хлеб, попкорн, гречневая крупа.

Пищеварительная система

-Чтобы получить из еды питательные вещества, необходимо, чтобы пища, съеденная нами, была переварена. Давайте проследим путь пищи в нашем организме. (слайд 6)

- Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. (слайд 7)

- Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где переваривается под действием желудочного сока. (слайд 8)

- Из желудка пища попадает в кишечник. Там заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.(слайд 9)

- Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость – желчь, которая необходима для пищеварения. (слайд 10)

- Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасывается в кровь. Кровь разносит их по всему телу. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. (слайд 11)

-Вот видите, какая сложная пищеварительная система!

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения

- Практическая работа № 3 «Составляем правила правильного питания»  (фронтально, по цепочке)  

Задание: из группы предложений, представленных на доске вам необходимо составить правила правильного питания. Работать будем совместно. Необходимо выйти к доске, прочитать правило вслух и определить подходит оно или нет. Если подходит, то мы его оставляем. Если нет, то убираем. Устно объясните, почему надо делать так, а не иначе.

  • Нужно стараться есть разнообразную пищу.
  • Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
  • В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
  • Мучного и сладкого надо есть поменьше.
  • Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
  • Нужно стараться есть в одно и то же время.
  • Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
  • Кушать надо тогда, когда проголодался.
  • Утром перед школой надо обязательно завтракать.
  • Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
  • Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
  • Перед сном покушай плотно.

  -Давайте проверим свою работу по учебнику.

 - Наш разговор о правильном питании завершается. Я надеюсь, что ваших знаний об этом стало гораздо больше. Чему мы учились на уроке?

Закончите фразы, которые вы видите на экране:
Продукты бывают …. и …. происхождения.
Питательные вещества – это …., …., …. и ….
Наша пища должна быть …., …., ….

с. 138-141, ТПО с. 79 № 3, составить меню на день

Упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина»

- Оцените пригодятся ли вам в жизни знания и умения, полученные на уроке.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке и установить магнит на определенном рисунке.

- Спасибо за урок.

Проверяют свою готовность к работе.

-Успех.

- Внимательно слушать и слышать учителя, друг друга, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Читают запись(слайд 2)

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать и слышать мнения других.

Рассказ дежурного о погоде на сегодняшний день по плану

Анализируют, дополняют, исправляют, оценивают ответ.

Читают высказывания, дополняют их нужными словами. Отвечают на вопрос.

Выполняют задание в тетради на печатной основе «Тесты» (Плешаков, Гара)

 с. 39 № 126 – 130.

Делают предположение о теме урока по содержанию учебника.

Формулируют учебные задачи.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы,  используя личный опыт

Отвечают на вопрос

Рассматривают рисунок, классифицируют, аргументируют

Выполняют классификацию продуктов по происхождению.

Выполняют взаимооценку.

Выполняют классификацию продуктов по «полезности», исходя из житейского опыта.

Анализируют содержание текста на с.140, выделяют главные признаки групп питательных веществ, обобщают полученную информацию.

В ходе ответа групп заполняют  таблицу «Питательные вещества» ТПО с. 78 № 1.

Работа в парах с упаковками продуктов (сгущенное молоко, слайсы, сметана, крупа гречневая)

По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу в ТПО с. 78 № 2

Дети зачитывают данные, занесенные в таблицу. Другие записывают.

Формулируют вывод о преобладании в продуктах питательных веществ.

Выполняют движения ФМ.

Слушают информацию учителя.

Вспоминают раннее полученную информацию, выполняют задание в ТПО с. 79 № 4

Составляют правила питания.

Записывают домашнее задание

С помощью рефлексии анализируют пользу урока для них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка»

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка» - это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро...

Методическая разработка "Режим питания"

В методической разработке представлен урок окружающего мира, внеклассное занятие с презентацией по теме.   Разработка предназначена учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков....

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.

Методическая разработка нацелена на формирование у детей внимательного и бережного отношения к  своему здоровью. Может использоваться на уроках по окружающему миру,литературному чтению,математике...

Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.

Методическая разработка предназначена для использования на уроках литературного чтения,математик,окружающего мира и внеурочной деятельности....

Методическая разработка "Здоровое питание младшего школьника"

Методическая разработка по теме "Здоровое питание младшего школьника" (3 класс)...