Окружающий мир «Тундра» 4 КЛАСС (Технология РКМЧП, стратегия «Зигзаг».)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Маспанова Екатерина Владиленовна

 

Окружающий мир 4 класс. Тема «Тундра» (Технология РКМЧП, стратегия «Зигзаг».)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maspanova_ev_3.doc_zigzag-tundra.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 567

 

КОНСПЕКТ УРОКА

«Тундра.»

4 КЛАСС

(Технология РКМЧП, стратегия «Зигзаг».)

Учитель

первой квалификационной категории

 Маспанова Е. В.

Санкт – Петербург

2016 год

Цели урока:

  • познакомить учащихся с географическим положением зоны тундры, с климатическими особенностями,
  • познакомить с растительным и животным миром зоны лесов,
  • использование и влияние человека.

Задачи урока:

  • создать условия для развития познавательной активности детей;
  • создать условия для развития навыков работы с информацией в процессе чтения;
  • развивать умение делать выводы из результатов исследовательской деятельности.

Оборудование

  • Карта природных зон.
  • Тексты.
  • Жетоны.
  • Лист исследователя

Ход урока.

I стадия: Группы и роли.

Дети разделены на 4 рабочие группы. Для этого можно использовать цветные жетоны.

Когда дети распределены по группам, необходимо вспомнить правила работы в группах.

2 стадия: Актуализация.

- Мы проведем исследовательскую работу по изучению природной зоны, которая расположена южнее зоны арктических пустынь. А вы представите себя исследователями.

-Дорогие исследователи, приступаем к нашему научному изысканию. Вам необходимо разгадать кроссворд. Результат- это слово, которое является ключом к теме урока.

http://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image046.jpg

- Какое слово получилось? ( Тундра).

- Да, это так. Тема нашего путешествия «Тундра» (запись темы на доске).

- Вспомните все, что вам известно об этой природной зоне. Запишите на

« Листе исследователя». (Ученики вспоминают все, что они знают о лесе, работают индивидуально, затем в парах. После этого учащиеся читают свои записи, а учитель фиксирует ответы учеников на доске).

- Итогом нашего исследования будет небольшой текст « Заметка в детский журнал» о Тундре. ( Ученики вспоминают структуру написания заметки в журнал).

3. стадия: Работа с текстом.

- Дорогие исследователи, сейчас вам необходимо пересесть в экспертные группы( дети выбирают себе номер экспертной группы и переходят за стол с данным номером).

- Прочитайте текст. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.( 1- Расположение и климатические особенности. 2. Растительный мир Тундры. 3- Животный мир Тундры. 4. Основные занятия человека в Тундре и экологические проблемы.) Выпишите наиболее значимые мысли, факты. (Дети самостоятельно знакомятся с текстом).

- Сформулируйте в своей экспертной группе вопросы по изучаемой теме. (Вопросы должны побуждать к размышлению).

- Теперь мы можем вернуть в свои исследовательские группы и приступить к созданию текста.

4 стадия: Создание текста.

- Дорогие исследователи, расскажите своим коллегам об основных мыслях, сведениях, которые вы почерпнули из прочитанного текста, задайте вопросы участника, чтобы проследить, как они усвоили преподносимый материал.  

( Таким образом, в группе учащиеся обмениваются информацией, и у каждого складывается общее представление о теме)

( Учитель контролирует, направляет работу в группе).

- Вы обсудили новый материал, теперь можно приступить к созданию заметки, не забываем, что вы можете оформить свой текст схемами, рисунками. (Дети работают над составлением текста, готовят презентацию своего выступления).

5 стадия: Презентация.

- Дорогие исследователи, приступаем к выступлениям.( Ученики и педагог могут задавать вопросы выступающей группе).

6 стадия: Заключительный этап.

Итог урока – заполнение сводной таблицы.

Тундра.

Расположение и климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Основные занятия человека и экологические проблемы

7 стадия : Самооценка. 

-А теперь оцените свою работу на уроке.

Закончите предложения:

- Я узнал на уроке….

- Я научился на уроке….

- Мне трудно было…..

- Я доволен собой, потому что….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Расположение и климатические условия Тундры.

        Природная зона тундры протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.

Климат зоны субарктический, характеризующийся отсутствием климатического лета. Лето, которое длится всего несколько недель — прохладное, со средними месячными температурами, не превышающими +10 – + 15 ° С. Осадки выпадают часто, но общее их количество небольшое – 200 – 300 мм за год, большая часть которых приходится на летний период. Из-за низких температур, количество скопившейся влаги превышает испарение, что приводит к образованию обширных водно-болотистых территорий.

Зима долгая и холодная. В этот период столбик термометра может опускаться до -50 ° С. В течение всего года дуют холодные ветра: летом со стороны Северного Ледовитого океана, летом – со стороны материка. Характерной особенностью тундры является вечная мерзлота. Небогатый животный и растительный мир приспособлен к суровым условиям существования.

Растительный мир Тундры.

        Арктическая тундра – бедная на растительность зона, расположенная между Северным полюсом и хвойными лесами тайги. Зимой вся вода здесь замерзает, и местность превращается в заснеженную пустыню. Под снегом находится слой промерзшей почвы толщиной примерно 1,5 км, который летом прогревается на 40 – 60 см. Полярная ночь длится месяцами. Дуют сильные ветра, земля трескается от мороза. В тундре Гренландии скорость ветра может достигать 100 км/час. Даже летом здешний пейзаж не радует глаз разнообразием. Везде россыпи щебня и голый суглинок. Только кое-где просматриваются пятна и полосы зелени. Поэтому и называют эти места пятнистой тундрой.

        Там, где лето продолжительнее, где земля прогревается глубже, а зимой больше снега, широкой полосой тянется мохово-лишайниковая тундра. Растительный мир здесь богаче и многообразнее. Летом, играя водами, сверкают на солнце реки и озера, окруженные яркой цветущей растительностью. В середине лета наступает Полярный день, который длится несколько месяцев. В типичной тундре преобладают травянистые растения, представленные осокой, мытником болотным, пушицей. В долинах рек и на защищенных от ветра склонах растут карликовые березы, ольха, полярная ива, можжевельник. Они очень низкие и не поднимаются выше 30 – 50 см. Низкорослость способствует максимальному использованию тепла верхних слоев почвы летом и лучшей защите снежным покровом от ветра и мороза зимой. По высоте кустарника в тундре измеряют толщину снега.

Животный мир Тундры.

        Животный мир тундры небогат видами, но достаточно велик в количественном отношении. Какие животные живут в тундре постоянно? К коренным жителям тундры относятся северные олени, лемминги, песцы, волки, а из птиц - полярная сова и белая куропатка. Очень редкие животные - овцебыки. 

        Выжить среди природы тундры могут лишь немногие виды животных. Среди них большие стада северных оленей, волков, леммингов, овцебыков, песцов, зайцев, сусликов, белых куропаток и насекомых.

        Как же эти животные приспособились к выживанию в местах со скудной растительностью, пронизывающими ветрами и долгой полярной ночью?

        Большинство птиц и стада северных оленей на зиму перебираются в более тёплые края. А с наступлением весны возвращаются в привычные места обитания. За оленями неотступно следуют волчьи стаи, ожидая добычу. Они мгновенно нападают на ослабевших и больных животных и пожирают их. За волками крадутся песцы, совы и куропатки.

        Олени своими мощными копытами пробивают замерзший снег и добывают из-под него съедобный лишайник ягель. Куропатки ищут в этой растительности всё, чем можно поживиться. Песцы доедают добычу, оставленную волками. Совы отыскивают норки мелких грызунов и утоляют свой голод сусликами и леммингами.

        Животные тундры защищены от лютых холодов и студеного ветра тёплым, пушистым мехом и густым оперением. К зиме утепляются и конечности. У птиц появляется на ногах пух, наподобие валенок, у песцов – тёплые стельки. За короткое лето все обитатели тундры успевают накопить слой подкожного жира, который помогает им пережить долгую зиму.

Основные занятия человека и экологические проблемы.

         Основное занятие северных народов – оленеводство. В тундре занимаются охотой и рыболовством, летом собирают грибы и ягоды. ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

        Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.

        Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут их найти и воспользоваться ими.

        По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.

Всё это приводит к возрастанию загрязненности почвы, воды и растительности, сокращению числа оленей и других обитателей тундры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....

Мастер - класс "Технология РКМЧП как средство формирования УУД учащихся согласно требованиям ФГОС", презентация

Мастер - класс состоит из трёх частей: научная , практическая, рефлексия.Даются определения  критического мышления, технологии критического мышления, приёмы и стратегии технологии.  Предлага...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП

Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Окружающий мир. Тундра. По технологии проблемного обучения.

Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «не...

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Проект учебного занятия по окружающему миру в рамках технологии РКМЧП.

Проект учебного занятия  по окружающему миру составленный в рамках  технологии РКМЧП для 3 класса УМК "Перспектива". Учащиеся знакомятся с понятиями: «тело&raq...