Разработка урока для 1 класса по окружающему миру "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тихонюк Марина Павловна

Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, коллективные способы обучения и  здоровьесберегающую технологию В.Ф.Базарного.
     В содержание урока  включены обучение  универсальным учебным действиям: тему и задачи  урока определяли сами ученики.
     На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской видах деятельности.
     Постоянно акцентировали внимание учащихся на реализацию задач урока,  побуждая к активной совместной деятельности исследовательского характера.  Учащимся  надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Дети сами делали выбор организации деятельности: работа в  парах, группах.

     Все этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись

практическими.
     Для каждого ученика старались  создать  ситуацию успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса.
     При постановке наводящих вопросов,  подведение к содержанию  заданий учитывали индивидуальные особенности учеников, давали  только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало  учащихся и повышало  их активность.
    Учебная информация доступна, интересна для детей, учтены возрастные и психологические особенности учащихся, благодаря чему повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке и индивидуальной цели каждого ребенка в отдельности.

    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной. Цель и задачи урока нами были реализованы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_samoanalizom.docx31.29 КБ
Файл zadaniya.docx12.72 КБ
Файл korm_dlya_ptits.docx1.3 МБ
Файл zadachi_uroka.docx12.67 КБ
Файл list_-_pomoshchnik.docx12.53 КБ
Файл list_samootsenki.docx15.36 КБ
Файл mesto_zimovki.docx189.65 КБ
Файл ornitolog.docx11.92 КБ
Файл strany.docx11.9 КБ
Файл uspeh_uroka.docx11.99 КБ
Файл tsel_-_refleksiya.docx12.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пажгинская средняя общеобразовательная школа»

Окружающий мир, 1 класс.

Раздел: «Где и когда?».

Конспект урока по теме: «Где зимуют птицы?»

с самоанализом.

Учитель: Марина Павловна Тихонюк

Тема: «Где зимуют птицы?».

Цель урока: формирование представлений понятий «зимующие» и «перелётные» птицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные умения:

1. Ставить, реализовать и оценивать собственную цель, своё отношение к изучаемой теме.

2. Ориентироваться в личностных отношениях при работе в парах, группах.

3. Проявлять творческое отношение к процессу обучения.

Метапредметные умения:

Регулятивные:

1. Самостоятельно формулировать тему, задачи урока и планировать деятельность.

2. Корректировать работу по ходу выполнения.

4. Осуществлять самоконтроль по результату и по способу действия.

Познавательные: 

1. Определять круг своего знания и незнания по теме урока.

2.Отбирать необходимые источники информации.

3.Применять методы информационного поиска. 

4. Выделять, перерабатывать и представлять информацию.

 Коммуникативные: 

1.Участвовать в диалоге.

2.Слушать и слышать других.

3. Формулировать и аргументировать свое мнение, соблюдая правила речевого этикета.

4. Принимать точку зрения товарища.

5. Оформлять мысли в устной и письменной речи.

Предметные умения:

1.Усвоение новых понятий «зимующие» и «перелётные» птицы.

2.Умение приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

3. Знакомство с тем, где зимуют перелётные птицы.

Универсальные учебные действия:

Познавательные – Работать с разными источниками информации, проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные – Проявлять инициативность при выполнении заданий.

Личностные – Соблюдать морально – этические нормы.

Самоанализ урока.

     Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, коллективные способы обучения и  здоровьесберегающую технологию

В.Ф.Базарного.
    В содержание урока  включены обучение  универсальным учебным действиям: тему и задачи  урока определяли сами ученики.

     На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской видах деятельности.
    Постоянно акцентировали внимание учащихся на реализацию задач урока,  побуждая к активной совместной деятельности исследовательского характера.  Учащимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но
 и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Дети сами делали выбор организации деятельности: работа в парах, группах.

     Все этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись

практическими.
    Для каждого ученика старались  создать  ситуацию успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса.
    При постановке наводящих вопросов,  подведение к содержанию  заданий учитывали индивидуальные особенности учеников, давали  только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало  учащихся и повышало  их активность.
   Учебная информация доступна, интересна для детей, учтены возрастные и психологические особенности учащихся, благодаря чему повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке и индивидуальной цели каждого ребенка в отдельности.

    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной. Цель и задачи урока нами были реализованы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент, определение личной цели урока.

Цель: эмоциональ

ный настрой на урок.

Урок окружающего мира.

Сегодня на уроке присутствуют гости. Они будут наблюдать за нашей работой! Постараемся работать в обычном режиме и помнить, что успех урока зависит от каждого из нас.

- Какую цель лично для себя вы ставите на уроке?

Постановка собственной цели.

Аргументация своего мнения.

Самоопределение к деятельности.

Парная работа.

 Цель: Формулировка темы урока.

  -Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем?      

— Вот и наша тема будет начинаться со слова ГДЕ……?  

Для определения более точной темы урока предлагаю вам поработать в парах.

-Вспомним правила работы в парах, группах.

- Итак, у вас на парте файл с тремя картинками. Вам надо:

достать картинки, рассмотреть их, выделить лишнюю картинку, подойти к доске и прикрепить ее на доску с помощью вот этих магнитов.

- Внимательно рассмотрите картинки и скажите:

- Кто это? (птицы).

- Добавим это слово в тему урока.

- Подумайте, на какие две группы можно разделить этих птиц. (Зимуют с нами и зимуют не с нами)

-Теперь разделите картинки на две группы.

Перенесите картинки с изображением птиц, которые зимуют с нами.

- А здесь, какие птицы остались? (Птицы, которые не зимуют с нами)

- Попробуйте определить тему (Показываю на начало фразы) Где зимуют птицы.

 Хором скажем тему урока.

 Формулирование темы урока.

 Определение деятельности.

Повторение правил работы при совместной    деятельности.

 Работа в паре по инструкции (ответы на вопросы).

 Корректировка работы по ходу выполнения.

Самоопределение к деятельности.

Цель: Формулировка задач   урока.

- Сколько групп птиц у нас получилось? (Две)

- Какие учебные задачи мы поставим на урок?

Формулирование задач урока.

Групповая работа

Цель: Формирование новых знаний.

- Итак, мы определили тему урока, у нас есть учебные задачи.

 -Как эти задачи быстро решить на уроке – работать вместе всем классом или по группам.

-У меня две карточки с заданиями, значит, на сколько групп надо нам разделиться?

Задание: Вам нужно внимательно прочитать вопрос, найти ответ, прочитать, понять, рассказать об этом всем ребятам.

Повторение правил работы при совместной    деятельности.

   Работа в группах по инструкции (ответы на вопросы)

  Распределение по группам.

  Определение знания и незнания.

   Нахождение информации по другим источникам.

Проверка групповой работы.

Цель: Формирование новых знаний.

Карточка с заданием № 1

1.Как называется группа улетающих птиц? Почему? 

2.Кто относится к данной группе? 

3.В какие страны улетают?

 КАРТОЧКИ: Африка – ласточки,

Индия – журавли, Египет – утки, Франция – скворцы.

Карточка с заданием № 2

1. Как ученые определяют, где зимуют перелетные птицы?    

2. Как называют ученых?  

Определение понятия «перелётные» птицы.

Изложение мыслей в устной форме.

Определение спикера группы.

Выступление спикера группы.

Аргументация мнений.

Рефлексия

- Итак, что узнали, уточнили, поняли на данном этапе?

Формирование умения обобщать и делать выводы.

Просмотр видео – ролика.

Цель: открытие новых знаний.

- А сейчас предлагаю посмотреть видео – ролик.

- Какова будет цель просмотра?

- Что узнали? (Птицы улетают в конце августа, летят в основном группами, основная пища – насекомые, перед полетом хорошо питаются - толстеют, ласточки летят до места зимовки -5-6 недель…)

- Где, как правило, зимуют перелетные птицы? (В теплых краях)

- Всегда ли перелетные птицы летят зимовать в тёплые края?

(Некоторые летят в Антарктиду - в холодный район Земли).

Чтобы уточнить нашу версию, посмотрим еще один небольшой видео ролик «Крачка».

- Что поняли?  (Полярная крачка улетает зимовать на север - в Антарктиду!!!)

-Почему? (Питается рыбой и рачками, которых больше в холодной воде)

-Какой вывод можно сделать? (Большинство перелётных птиц улетают зимовать в тёплые края, но есть птицы, улетающие зимовать на север, например, полярная крачка).

Использование зрительной и слуховой памяти –   просмотр    видеоролика.

   Нахождение новой информации.

Контроль выполнения задач урока.

Цель: определить дальнейший ход урока.

Теперь давайте вернёмся к задачам урока   и отметим плюсом те задачи, которые уже выполнили.

1 вопрос +_ Частично

2 вопрос + Выполнили

3 вопрос + Выполнили.

Формирование умения обобщать, анализировать, делать выводы.

Физминутка

Я буду   называть перелетных птиц и птиц, которые зимуют с нами.

Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте.  

А если название перелетной, то стоя машите руками.

Ласточка, синица, соловей, сова, воробей, скворец, журавль.

Отдых по здоровьесберегающей технологии В.Базарного

Работа с учебником.

- Итак, какую задачу урока мы должны узнать или уточнить?

- Откройте учебник стр. 16 и найдите, как называются птицы, которые зимуют с нами.

-Как они называются?  

 -Почему?  

- Назовите зимующих птиц.

Чтение текста.

Определение понятия «зимующие» птицы.

Нахождение информации по учебнику.

Практическая работа.

Цель: уточнить, чем правильно кормить птиц.

-В чем заключаются трудности зимующих птиц? (Холодно и голодно)

 -Как эту проблему можно решить нам? (Накормить.)

-А чтобы ответить на вопрос чем правильно кормить нам поможет работа в группах. Пожалуйста, распределитесь на две группы.

1 ГРУППА «ПРАКТИКИ»

Задание: выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птичьего здоровья. Уберите те продукты, которые нельзя давать птицам.

Плоды шиповника.  Семена подсолнечника (семечки). Хлебные крошки. Конфеты. Долька мандарина (апельсина).  Несоленое сало.

2 ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ»

Ознакомьтесь по карточке, какие птицы, какой корм любят.

- Все садитесь на места, останьтесь спикеры групп.

Распределение по группам.

Аргументация мнений.

Изложение мыслей в устной форме.

Проверка групповой практической работы.

 -Какие продукты вы убрали, которые не должны быть в рационе птицы?  (конфеты)

- Какой продукт оставили?

- Какая птица ест плоды шиповника, семена подсолнечника, хлебные крошки, несоленое сало?

- Что сделаем с этими продуктами? Домой отнесём?

- Все сразу будем выкладывать на одну кормушку?  (Понемногу кладём на несколько кормушек)

-Поднимите руку у кого около дома есть кормушка?

- После уроков возьмите наш корм и разнесите   в кормушки – порадуйте птиц!

- Мы сказали, что зимующим птицам страшен и голод, и холод.

- Кто знает, как птицы согреваются?  (Птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.  Но со временем, перья изнашиваются и выпадают. Поэтому, птицы отращивают новые пёрышки.)

Выступление спикера группы.

Рефлексия

Обобщение изученного материала.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

- Добились ли вы цели, которую ставили перед собой лично в начале урока?

-  Все ли мы выполнили учебные   задачи, которые ставили сегодня на уроке?

- Какое новое знание вы открыли для себя?  

   Я узнал…

   Я понял….

    Я запомнил...

1.Как называется группа улетающих птиц? Назовите

перелётных птиц.

2.Как называется группа зимующих птиц? Назовите этих птиц.

3.Куда улетают зимовать перелётные птицы?

4.Почему туда улетают?

5.Как учёные определяют, куда улетают зимовать птицы?

6. Как называют учёных, изучающих птиц?

Рефлексия по реализации задач урока.

Самооценка и самоконтроль.

- А сейчас каждый из вас оценит свои знания по теме «Где зимуют птицы?».

Показывать достижение задач мы будем с помощью оценочного листа. Если вы знаете ответ на вопрос, ставьте ПЛЮС, не знаете – МИНУС.

1.Я знаю, каких птиц называют зимующими.

2. Я могу назвать зимующих птиц.

3. Я знаю, каких птиц называют перелетными.

4. Я могу назвать перелетных птиц.

5.Я знаю, почему многие птицы улетают в тёплые края.

6.Я знаю, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

- Посчитайте, сколько у вас плюсиков.

- А теперь давайте поможем сменить оперение нашей птичке, чтобы зимой ей не было холодно.

Силуэт птицы.

У кого 6 плюса – подойдите ко мне, сдайте оценочный лист

 и возьмите    красненькое перышко. Вы отлично поработали.

У кого   5 или 4 плюса, возьмите зелененькое перышко. Вы хорошо поработали.

У кого 3 плюса - синее перышко. Вы недостаточно хорошо поработали.  

 У кого 2 или 1 плюс - чёрное перышко. Вам нужно еще поработать.

Осуществление самоконтроля по результату.

Рефлексия деятельности.

Итог урока.

- Нравится ли вам наша птица?

– Как ее можно назвать? (Разнопёрка, Красавка, Жар –птица)

- Какого цвета перышек больше на нашей птице?

— Значит, какие знания мы получили по теме «Где зимуют птицы?»

Все перышки горят светом знаний.

Благодарю вас, ребята, за работу! Вы отлично поработали!

Урок окончен.

Формирование умения обобщать и делать выводы.



Предварительный просмотр:

             

КАРТОЧКА № 1

1.Как называется группа улетающих птиц? Почему?

2.Назовите перелётных птиц.

3.В какие страны улетают перелётные птицы?

КАРТОЧКА № 2

1.Как ученые определяют, где зимуют перелетные птицы?

2.Как называют ученых, которые занимаются изучением птиц?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Узнать (уточнить): Название группы и     

  какие птицы относятся к каждой группе.

2.Выяснить:

Куда и почему улетают птицы, которые зимуют не с нами.

3.Узнать: 

Какие   ученые и как определяют, где зимуют птицы.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ – ПОМОЩНИК № 1

1.Группа улетающих птиц называется ПЕРЕЛЁТНЫМИ птицами.  

Птицы осенью улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

2. К ПЕРЕЛЁТНЫМ птицам относятся: ласточка, соловей, скворец, жаворонок, зяблик, журавль и другие. 

3. Перелётные птицы улетают в разные страны:

Ласточки в Африку;

Скворцы во Францию;

Журавли в Индию;

Утки в Египет.



Предварительный просмотр:

___________________________ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 Тема: Где зимуют птицы?

Вопросы

Я знаю / Я не знаю

1.Я знаю,  каких птиц называют зимующими.

2. Я могу назвать зимующих птиц.

3. Я знаю,  каких птиц называют перелетными.

4. Я могу назвать перелетных птиц.

  1. 5.Я знаю, почему многие птицы улетают в тёплые края.

  1. 6.Я знаю, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

ВСЕГО +

         

  ___________________________ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 Тема: Где зимуют птицы?

Вопросы

Я знаю / Я не знаю

1.Я знаю,  каких птиц называют зимующими.

2. Я могу назвать зимующих птиц.

3. Я знаю,  каких птиц называют перелетными.

4. Я могу назвать перелетных птиц.

  1. 5.Я знаю, почему многие птицы улетают в тёплые края.

  1. 6.Я знаю, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

ВСЕГО +

___________________________ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 Тема: Где зимуют птицы?

Вопросы

Я знаю / Я не знаю

1.Я знаю,  каких птиц называют зимующими.

2. Я могу назвать зимующих птиц.

3. Я знаю,  каких птиц называют перелетными.

4. Я могу назвать перелетных птиц.

  1. 5.Я знаю, почему многие птицы улетают в тёплые края.

  1. 6.Я знаю, как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы.

ВСЕГО +



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ОРНИТОЛОГ          ученый, который изучает образ жизни птиц.



Предварительный просмотр:

Африка

Франция

Индия

Египет



Предварительный просмотр:

Успех урока зависит

  от каждого из нас.



Предварительный просмотр:

У з н а т ь

У т о ч н и т ь

В ы я с н и т ь

Н а у ч и т ь с я

П о н я т ь

Я  у з н а л…

Я  п о н я л…

Я  запомнил...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков и презентаций по окружающему миру 2 класс

Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями. Деятельностный метод обучения и технология развития критического мышления через чтение и письмо способствуют развитию мышления , познавате...

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

Разработка урока 4 класса по предмету "Окружающий мир" по теме "У Черного моря"

Урок разработан к УМК "Окружающий мир" А.А.Плешакова. Содержит региональный компонент....

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...