5 органов чувств
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Аткочюнене Екатерина Сергеевна

Технологическая карта к уроку Окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx468.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №573

Технологическая карта

Урока  по окружающему миру в 3 классе

 «Органы чувств»

Выполнил:

Аткочюнене Екатерина Сергеевна,

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург, 2021г.

Тема: «Органы чувств»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Цель урока: показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи: Образовательные –

 познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

 расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие –

 развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся;

 закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются;

 совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах.

Воспитательные –

 содействовать развитию творческих способностей личности;

 формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Формы обучения: комбинированный урок

Ресурсы урока:                а) электронная презентация; 

б) наборы для практической работы;

в) конверты с заданиями;

г) карточки на доске.

Межпредметные связи:        музыка (прослушивание классической музыки)

Планируемые результаты:

Личностные:

 положительное отношение и интерес к изучению человека;

 познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

 способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

желание вести здоровый образ жизни.

Предметные:

 знать названия органов обоняния и вкуса;

 уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Регулятивные

 осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

 по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

 планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

 проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

 осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

 оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Познавательные

 воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

 понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

 использовать справочную литературу;

 выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

 представлять результаты учебной работы в разных формах.

Коммуникативные

 участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

 высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Этап

урока

Время

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты этапа

I

Эмоциональный настрой.

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество работы в группе.

2 мин.

Приветствует учеников и гостей.

Проведение упражнения для психологического настроя учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя и гостей. Выполняют упражнение на эмоциональный настрой на урок.

Эмоционально- положительный настрой учащихся.

II

Самоопределение к деятельности

3 мин.

Повторение изученного материала. Задаёт загадки и выставляет органы на проекторе (слайд 2):

1. Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает.

2. Два воздушных лепестка

Важную работу выполняют-

Дышать человеку помогают.

3. Висит мешочек небольшой,

То полный, то пустой.

Готовит пищу, нас питает.

А что ненужно – выгоняет.

-Как назвать всё одной фразой?

-Что ещё не хватает этому человечку?

- Как вы думаете, какая тема урока?

Открывает на доске тему урока: «Органы чувств»

Дети отгадывают загадки. Называют:

1. сердце;

2. лёгкие;

3. желудок.

Говорят, что всё это внутренние органы человека, а человечку не хватает органов чувств.

Определяют тему урока.

Повторение изученного материала. Определение темы урока.

III

Мотивация к познавательной деятельности

3 мин.

-Сегодня на урок пришел этот необычный человечек. На нём нет органов чувств. Ему надо помочь их приобрести.

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Уберите лишние вопросы:

1. Узнать названия?

2. Какую роль играют?

3. Как сохранить?

4. Как размножается?

5. Как решать?

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

-Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Так что же будет предметом нашего исследования?

Предлагает приступить к исследованию, делит учеников на 5 групп, напоминает правила работы в группах (слайд 4):

  1. Прочитать и понять задание
  2.  Распределить роли в группе
  3. Выслушай мнение каждого
  4. Найди общее решение
  5. Выступить с итогами проделанной работы

Убирают не подходящие вопросы,  определяют цели урока:

1. Узнать названия органов чувств?

2. Какую роль играют органы чувств?

3. Как сохранить органы чувств?

Отвечают, что это люди, которые что-то изучают, исследуют. Определяют предмет исследования – органы чувств.

Делятся на группы.

Постановка целей. Определение роли учеников на уроке. Распределение на группы. Обозначение правил работы групп.

IV

Организация познавательной деятельности

20 мин

Подготавливает 5 конвертов, в каждом из которых вспомогательные материалы:

  1. Орган чувств на магните.
  2. Карточка-помогайка (практическая работа и как сохранить орган чувств)
  3. Таблица

Для распределений заданий учитель загадывает загадки:

  1. Два брата через дорогу живут,

А друг друга не видят.

  1. Между двух светил

Я в середине один.

  1. Всё слышат, но молчат,

Слева брат и справа брат.

  1. За белыми берёзами бездонная яма.
  2. Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

       Потому что это…

Раздаёт задания командам, регламентирует время 3 минуты,

Приготавливает на доске перевёрнутые карточки в центре слово «ОРГАН». В процессе выступления учеников на человечка приклеивается орган и открываются соответствующие карточки:

ГЛАЗА            ЗРЕНИЯ

УШИ                СЛУХА

НОС                 ОБОНЯНИЯ

ЯЗЫК                ВКУСА

КОЖА               ОСЯЗАНИЯ

Учитель дополняет выступление команд.

Команда 1.

-Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет.

Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность.

Физминутка.

Предлагает сделать зарядку для глаз:

- Ребята, встаньте, пожалуйста. Голова остаётся на месте. Посмотрели  на право, на лево. Ручки наверх, потянулись, глаза за ними. Опустили руки, глаза вниз. Быстро поморгали. Молодцы! Присаживаемся.

Глаза - самый совершенный и удивительный орган в человеке. Через них мы больше всего можем узнавать, что происходит вокруг. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете (слайд 6)

Существуют люди, не различающие цвета. Эта болезнь называется дальтонизм.

Подводит итог: 

Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?

Команда 2.

 Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Сообщение – орган слуха.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.

Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

     

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо.

Бетховен, когда оглох, слышал музыку с помощью трости , одним концом которой опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Давайте закроем глаза и  послушаем отрывок из фортепьянной пьесы Бетховена «К Элизе»

Подводит итог: 

 Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?

Команда 3.

Нос – орган обоняния.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост.   Он не дает пыли пробраться внутрь организма и может прогревать даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.

А вы знали, что вирусные инфекции могут изменить обоняние. Обычная простуда - это известный похититель нашего обоняния. Часто обоняние пропадает насовсем после обычной вирусной инфекции. Развивается неспособность мозга правильно распознать запах.

Обоняние — единственное из чувств, активное во сне. Учёные утверждают, что даже в коме человек чувствует запахи.

Подводит итог:

Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем?

Команда 4.

Язык помогает различать вкус еды.

Пища раздражает язык, и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Удивительно, но без слюны он не может определить вкус пищи. То есть, когда он сухой, он не распознает никаких вкусов. Почему так происходит? Все дело в том, что наши вкусовые рецепторы могут ощутить вкус только тогда, когда молекулы пищи будут растворены в воде (слюна состоит из воды).

Во многих странах мира демонстрация этого органа является невежливым жестом. Однако, если показать язык в Тибете, то никто вас за это не упрекнет. Более того, в этом горном регионе показывание языка означает приветствие.

Подводит итог:

 Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? 

Команда 5

С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть, шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

  А вы знали что, кожа  крупнейший орган вашего тела.

   Самая тонкая кожа на ваших веках, а самая толстая — на подошвах ног.

Подводит итог:

  Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем?

Отгадывают загадки:

1. глаза;

2. нос;

3. уши;

4. рот;

5. кожа.

Берут задания, читают и разбирают задание

Распределяют роли в группе

Записывают название изучаемого органа

Проводят практическую работу и определяют какую роль играет орган в организме человека.

Выслушивают мнение каждого участника группы.

Знакомятся с карточкой-помогайкой, учебником и определяют, строение органа и как сохранить орган чувств.

Находят общее решение

Записываю результаты.

Выступают с итогами проделанной работы.

Команда 1.

Рассказывает о том, что ГЛАЗА являются органом ЗРЕНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске.

Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств.

Делают вывод, что орган зрения очень важен.

Команда 2.

Рассказывает о том, что УШИ являются органом СЛУХА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске.

Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств.

Делают вывод, что орган слуха очень важен для человека.

Команда 3.

Рассказывает о том, что НОС являются органом ОБОНЯНИЯ, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске.

Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств.

Делают вывод, что орган обоняния очень важен для человека.

Команда 4.

Рассказывает о том, что ЯЗЫК является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске.

Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств.

Делают вывод, что орган вкуса очень важен для человека.

Команда 5

Рассказывает о том, что КОЖА является органом ВКУСА, вывешивают орган, переворачивают карточки на доске.

Рассказывают какую роль играет орган в организме человека, краткое строение органа и как сохранить орган чувств.

Делают вывод, что орган осязания очень важен для человека.

Групповая работа учащихся,их выступление. Изучение «Органов чувств» с использованием арт-технологий. Физминутка.

V

Подведение итогов

3 мин

 (Слайд 12)

Всего у нас 5 органов чувств. Как пальцев на ладошке. Какие?

-Глаза, нос, уши, язык, кожа.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

И все же ученые говорят: 

“Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

-Как же это понять? 

 Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.  

 

- Что вы сегодня запомнили?

 

Игра « Запрещается-разрешается».

Понадобятся кружочки. С одной стороны зелёные, с другой красные.

Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.

«Глаза» 
1.Смотреть долго телепередачи 
2.Играть длительное время за компьютером 
3.Делать зарядку для глаз 
4.Лёжа читать 
5.Больше кушать моркови и яблок 
6.Читать в общественном транспорте

«Уши» 
1.Слушать громкую музыку 
2.Чистить уши острым предметом 
3.Каждое утро мыть уши 
4.Беречь барабанную перепонку 
5.Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины. 

«Кожа» 
1.Закаляться 
2.Не носить тесную одежду 
3.Не обрабатывать ранки 
4.Беречь от ожогов 
5.Беречь от обмораживания 

Запоминают, что органов чувств столько же, сколько пальцев на ладошке.

Играют в интерактивную игру.

Объясняют, почему “не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

Вспоминают, что у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа.

Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.

Играют в игру «Запрещается – разрешается»

Использование немотехнического приема для запоминания органов чувств. Закрепление через интерактивную игру.

Подведение итогов через игру «Запрещается-разрешается»

VI

Определение домашнего индивидуального маршрута

2 мин

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. Стр. 125-128, прочитать,  ответить на вопросы.
  2. Подготовить доклад об одном из органов чувств на тему: «На пределе своих возможностей».

Выбирают домашнее задание.

Выдача выборочного домашнего задания.

VII

Рефлексия

3 мин

Перед вами цель. Мы будем стрелять с помощью стикеров.

Возьмите, пожалуйста, стикер и приклейте его на нашу цель. Чем ближе к центру,  тем понятнее был урок. (Центр – «Всё понятно», далее «Возникли сложности», у края «Было непонятно»)

- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

Отвечают на вопрос: «Всё ли было понятно на уроке» и вывешивают стикеры на цель.

Рефлексия.Прощание.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Команда №1

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 125

ГЛАЗА-ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Учебник с.148 (рисунок)

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №1 (Глаза)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган зрения

1.Читай, пиши только при хорошем освещении.

2. Не читай лежа.

3. Не три глаза руками.

4. Телевизор, компьютер и смартфон смотри не более 1,5 часа в день.

5. Если глаза устали, то делай зарядку для глаз.


Команда №2

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 126

УШИ - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Учебник с.148 (рисунок)

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №2 (Уши)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган слуха

1. Нужно регулярно мыть и чистить уши.

2. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда что-то попадет, обратись к врачу.


Команда №3

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 127

НОС - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (Нос)

  1. В начале выступления приклей на человечка глаза!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение носа

Анатомия носа. Как устроен нос человека внутри. Cтроение носа человека.  Особенности строения у детей Полулунная расщелина носа

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган обоняния

1. Содержи нос в чистоте

2. Береги организм от простуды

3. Закаляйся

4. Не засовывать в нос мелкие предметы


Команда №4

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 127

ЯЗЫК - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (Нос)

  1. В начале выступления приклей на человечка рот с языком!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение носа

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган вкуса

  1. После приёма пищи прополоскать рот
  2. Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  3. Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки


Команда №5

Задания

Источник

Ответы

Название и органом чего является.

Учебник с. 128

КОЖА - ОРГАН ….

Какую роль играют в организме человека?

Практическая работа (инструкция в карточке-помогайте)

Строение

Карточка-помогайка

Как сохранить?

Памятка (карточка-помогайка)

Карточка-помогайка №3 (кожа)

  1. В начале выступления приклей на человечка руки!
  2. Практическая работа (проведи опыт)
  3. Строение кожи

КОЖА

  1. Вклей в таблицу:

Сбережём орган осязания

  1. Держать кожу в чистоте
  2. Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины  каждый день
  3. Умываться правильно, то холодной, то горячей водой
  4. Купаться  1-2 раза в неделю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение. Человек без органов чувств.

Приложение. Человек без органов чувств....

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"

Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир"  О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

Конспект урока по программе "Перспектива"...

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок построен на основе деятельностной технологии,  с использованием  частично-поиского метода,  в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...