Методическая разработка по уроку окружающего мира "Вдоль границ России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Самсонкина Полина Павловна

Ознакомление детей со странами которые являются нашими ближайшими соседями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самсонкина Полина Павловна,

Учитель начальных классов ГБОУ гимназии №631

 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по уроку окружающего мира.

Технологическая карта урока.

Тема

Вдоль границ России. Наши ближайшие соседи.

Цель урока

Ознакомление со странами, которые являются нашими ближайшими

соседями

Планируемые результаты

Предметные:

понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить; показывают на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе

страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией

только морские границы;

Личностные:

формулируют выводы из изученного материала, отвечают на вопросы и оценивают достижения на уроке; готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Метапредметные:

развитие умения оценивать себя и своих товарищей,

осуществлять контроль своей  деятельности

УУД:

- Личностные УУД:

Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

- Регулятивные УУД:

Контролировать и объективно оценивать свои действия.

- Коммуникативные УУД:

Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

- Познавательные УУД:

Сформировать понятия по теме.

Основные понятия

Политическая карта, физическая карта, стороны света, сухопутная граница, морская граница,

Межпредметные связи

Математика, русский язык

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, атлас,

рабочая тетрадь, тестовая тетрадь, раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент (2 минуты)

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Полина Павловна, и на этот раз я проведу у вас урок окружающего мира. Урок у нас с вами будет очень необычный и нас ждёт небольшое приключение. Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку: на парте у вас лежит пенал,  дневник, учебник, рабочая тетрадь, атлас. Итак, я желаю вам успешной работы на уроке и хорошего настроения.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоконтроль

2.Актуализация знаний.

(8 минут)

-На прошлых уроках вы узнали о том, что же такое Золотое Кольцо России и какие города в него входят. Кто из вас может рассказать мне, что же вы запомнили о Золотом Кольце и назвать все города, которые входят в его состав? (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир)

- Молодцы. А теперь, ребята, для того чтобы проверить ваши знания я попрошу вас решить небольшой тест. Дежурные раздайте пожалуйста всем тестовые тетради. Приступайте. У вас есть 5 минут.

-Все справились? Отлично. Дежурные, соберите пожалуйста тетради.

Ответы желающих.

Структурирование знаний

3.Постановка цели урока

(4 минуты)

-Итак, ребята, взгляните пожалуйста на доску. Здесь зашифровано слово, отгадайте его. Ну что, кто догадался? (Слово СОСЕДИ). А как вы думаете, о каких же соседях пойдёт речь? (О странах-соседях нашей страны) Всё верно! Тема сегодняшнего урока "Наши ближайшие соседи". И сегодня нас ждёт небольшое путешествие.

Целеполагание

4.Открытие новых знаний

(12 минут)

-Как вы думаете ребята, почему мы называем эти страны "соседями"? (Потому что эти страны граничат с нашей страной). Верно!

-Откройте пожалуйста атлас на странице 30-31 и учебник на странице 102. Перед вами две карты. Знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? (карта в атласе - физическая, тк на ней изображён рельеф, а карта в учебнике - политическая, т.к. на ней изображены страны) Отлично, это мы вспомнили.

-Взгляните ещё раз на две карты, что обозначает эта ярко красная линия в атласе и ярко розовая в учебнике? (Границу России) Замечательно!

Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории на западе отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.

-Отложите ваши атласы. Положите перед собой учебник, возьмите карандашик. Сейчас мы послушаем аудиозапись, в которой будет рассказываться о каждой стране по очереди. Ваша задача обратной стороной карандашика вести по границе России и внимательно смотреть на то, какая страна граничит с нашей страной в этой области. (Слушание аудио)

-А теперь рассмотрим каждую страну по отдельности. Во время моего рассказа обязательно смотрите на карту и указывайте карандашом на ту страну, о которой я буду говорить. А начнём мы с Норвегии.

НОРВЕГИЯ

Королевство Норвегия, государство в Северной Европе, в Скандинавии. Площадь 387 тыс км2 . Численность населения около 4 миллиона 63 тысячи человек. Столица — Осло.

Король является главой государства и исполнительной власти.

ФИНЛЯНДИЯ

Площадь 337 тыс. км2. Население около 5 млн. человек ,   Государственные языки — финский и шведский.Столица — Хельсинки. Глава государства — президент.

Несколько интересных фактов о Финляндии нам расскажет

ЭСТОНИЯ

омывается Финским и Рижским заливами Балтийского моря. Площадь 45 тыс км2. Население около 1 млн человек. Официальный язык — эстонский. Столица — Таллин.

ЛАТВИЯ

Граничит с Россией, Белоруссией, Литвой, Эстонией. Площадь 64 тыс км2. Население  около 2 млн человек. Официальный язык — латышский, другой распространенный язык — русский. Столица — Рига.

ЛИТВА

Самая южная из стран Балтии. Население около 2 миллиона 872 тысячи человек. Столица - Вильнюс. Глава государства - президент. Официальный язык - литовский.

ПОЛЬША

К странам-соседям России так же относится Польша,  она прилегает к границам нашей страны со стороны Калининграда и Калининградской области.

Столица Польши - Варшава. Население - ок. 37 миллионов 900 тысяч человек. Глава государства - президент.

БЕЛОРУССИЯ

(Беларусь). Площадь 207 тыс км2. Население около 10 млн человек. Столица — Минск. Глава государства — президент.

УКРАИНА

С юга омывается Черным и Азовским морями. Площадь 603 тыс км2. Население около 46 млн человек. Столица — Киев. Государственный язык украинский . Глава государства - президент.

АБХАЗИЯ

Располагается на северо-восточном побережье Чёрного моря. Площадь 8 600 км². Столица - Сухум. Население -  243 564 человек. Глава государства - президент.

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Респу́блика Ю́жная Осе́тия или Государство Алания. Столица -Цхинвал. Площадь - 3 900 км². Население - около

54 000 человек.

ГРУЗИЯ

Страна на западе Закавказья. Столица -Тбилиси. Население -3,719 миллиона. Глава государства - президент.

АЗЕРБАЙДЖАН

Государство, расположенное на побережье Каспийского моря в Кавказских горах.

Столица - Баку. Население - 9,762 миллиона человек. Глава государства - президент.

КАЗАХСТАН

Государство в Центральной Азии.

Столица Астана. Население - 17 млн 800 тыс человек. Глава государства - президент.

Несколько интересных фактов о Казахстане у нас подготовил

МОНГОЛИЯ

Государство в Восточной Азии.  Столица - Улан-Батор. Население - 3 миллиона 119 тысяч человек. Глава государства - президент.

КИТАЙ

Китай – густонаселенная страна в Восточной Азии. Население Китая - 1 миллиард 379 тысяч человек. Столица - Пекин. Глава государства - президент.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ

Или Коре́йская Наро́дно-Демократи́ческая Респу́блика или сокращённо КНДР. государство в Восточной Азии. Столица - Пхеньян. Население - 25 миллионов 37 тысяч человек.

Власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи.

На Северной Корее заканчивается наше путешествие по сухопутным границам России.  Но так же не далеко от побережья России располагаются ещё два государства, которые являются нашими морскими соседями. Прочитайте пожалуйста в учебнике со 102 страницы по 104 и скажите мне, что же это за два государства с которыми Россия имеет морские границы. Приступайте к чтению.

-Все прочитали? И так, что же это за страны? (Япония и США) Молодцы!

ЯПОНИЯ

Островное государство в Тихом океане. Столица - Токио. Население Японии - 127 миллионов человек. Глава государства - император.

Несколько фактов об этой стране нам расскажет

США

Или Соединённые Штаты Америки.

Государство, состоящее из 50 штатов, занимает значительную часть Северной Америки. Население - 325 миллионов 700 тысяч человек. Столица - Вашингтон.

-Итак, ребята, я надеюсь вы хорошо слушали и всё запомнили.

А теперь физминутка!

Отвечают на вопросы

Прослушивание аудио.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физминутка

Самостоятельно проводят физминутку в классе.

6.Закрепление

(15 минут)

Открываем рабочую тетрадь на странице 62. Прочитайте задание. Рассмотрите карту. Откройте карту на странице 102 в учебнике и с помощью неё, пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.  Кому не понятно задание?

-Итак, все закончили? Отлично. Проверяем.

-Вы отлично справляетесь!

-А теперь ребята обратите внимание на упражнение 2 на странице 63. Вам нужно написать напротив каждой страны её столицу. Воспользуйтесь картой учебника на странице 102. (№2 ответы:Норвегия- Осло, Финляндия- Хельсинки, Эстония- Таллин, Латвия- Рига, Литва- Вильнюс, Польша- Варшава, Белоруссия- Минск, Украина- Киев, Грузия- Тбилиси, Азербайджан- Баку,Казахстан- Астана, Монголия- Алан-Батор, Китай- Пекин, Северная Корея- Пхеньян.)

По поднятой руке каждый отвечает на какой области располагается та ли иная страна.

Познавательное УУД.


-умение выполнять анализ и синтез информации

Регулятивные УУД:

-умение выполнять  проверку с образца;
- умение оценивать работу одноклассника.

7. Подведение  итогов, рефлексия учебной дея-ти

(3 минуты)

- Ребята, в какой стране вам бы хотелось побывать? Почему? Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами давайте их назовём! А морские? (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Морские границы: США и Япония.)

-В сегодня отлично потрудились и теперь я хочу чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У вас на столе лежат листочки с рожицами. Разукрасьте весёлую - если вы довольны своей сегодняшней работой на уроке. Раскрасьте грустную - если вам ваша работа на уроке не понравилась.

Поднимите ваши листочки вверх! Отлично! Эти листочки вы можете оставить у себя на память об этом уроке.

Ответы по поднятой руке.

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ

Домашнее задание

Учебник страница 100-105 прочитать. Рабочая тетрадь страница 64 и 65 номер 3 и номер 4

Запись в дневник.

Сохранение учебных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс

Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"...

Методическая разработка к уроку "Окружающий мир" в 4 классе

Методическая разработка к уроку "Окружающий мир"в 4 классе по теме охрана здоровья,может использоваться как внеклассное занятие....

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы" 4 класс

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы". 4 класс....