Урок-квест Тема: «Жизнь зайца зимой».
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс)

Ермолаева Кристина  Михайловна

Так же детям полюбились уроки-квесты.

Квест – в переводе с английского означает «поиск» предметов, приключение по определённому маршруту.Урок-квест — необычная форма проведения урока. Такой урок помогает учителю не только проверить знания учеников по какой-то теме, но и посмотреть, в какой мере ученики умеют выполнять самостоятельно каждый своё задание.

 
Вы можете сами выбрать, на какую тему проводить урок-квест (можно называть его урок-поиск, урок-находилка, если вам не нравится слово «квест»).
 
Детям мы не произносим название «урок-квест», а рассказываем сюжет истории и приглашаем их присоединиться к игре, к поиску. А слово «урок-квест» используем как обозначение такой формы работы.
 
 
В формате квеста можно проводить контрольную работу и проверять знания учеников по теме, которую мы уже «прошли».
 
В чём особенность такой формы работы
Урок-квест долго готовить. Даже если вы сами делаете свои квесты, то их довольно сложно бывает придумать и не всегда легко подобрать квест, который подойдёт вашим ученикам по уровню. Если вы угадали уровень сложности, то квест пойдёт на «ура». Однако если вы, что называется, «не попали в возраст», и задача оказалась слишком сложной для многих, то детям будет трудно выполнить задание, они будут много отвлекаться, быстро устанут, и никто не получит удовольствия от игры.
 
Лучше начать знакомство с квестами с заведомо простых заданий, чтобы каждый мог легко найти 2-3 решения. После этого вам будет проще в другой раз предложить ученикам более сложный квест.
 
Взрослым часто кажется, что задания типа «варежки» будут слишком простыми для первоклашек. Однако практика показывает, что урок-квест сам по себе — довольно сложная игра, и каждый из детей должен понять и запомнить весьма сложную инструкцию.
 
Иногда учителю бывает сложно внятно сформулировать задание и объяснить его ученикам
 
Когда вы всё распечатали, подготовили, развесили, то дальше остаётся самое трудное — старт игры. Надо объяснить задачу одновременно всем, раздать каждому его лист или карточку с заданием, снова переспросить, кто уже понял, что делать, и готов отправиться на свои поиски.
 
Первых двух-трёх учеников лучше сопроводить на первых порах, убедиться в том, что они действительно поняли задание, потом отправить их искать дальше, а в это время выдать задания другим детям.
 
В идеале первые 2-3 правильных решения хорошо бы увидеть у каждого ученика, и только после этого отправлять его искать остальные решения.
 
Когда вы проводите первый урок-квест в группе, которая раньше не сталкивалась с таким типом работы, то для старта вам стоит пригласить ещё 2-3 ассистентов на первые 10 минут урока, чтобы они могли помочь «запустить» каждого ученика на поиски. Зато если группа уже знакома с такой формой работы, вы можете им выдавать инструкции — и половина класса сразу отправится работать, пока вы будете помогать тем, кто прослушал или что-то не понял.
 
Читайте также:
 
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
 
Зато после этого, когда все ваши ученики поняли задание, вам остаётся только сидеть и восхищаться результатами работы, всех хвалить, поощрять, потом предлагать новое задание.
 
Учитывайте, что у разных учеников разный уровень самостоятельности, и кто-то из детей всё понял, всё делает правильно и приносит уже полностью сделанный лист. Кто-то всё понял правильно, но не уверен в этом, и на каждом шаге просит вашего одобрения и уточняет: «А я так делаю? У меня всё правильно?» А кто-то из детей плохо умеет просить о помощи — он будет ходить туда-сюда с уверенным видом, но ни за что не признается, что он не понял, что где искать, и что куда рисовать.
 
Урок-квест помогает выявить такие ситуации и помочь детям конструктивно взаимодействовать с другими детьми и с учителем, и сообщать о том, что какая-то часть инструкции не очень понятна.
 
В идеале, если уровень сложности квеста подходит для большинства учеников, а дети уже умеют решать подобные задачи самостоятельно, учителю после начала квеста уже остаётся только любоваться работами и радоваться.
 
 
Плюсы и минусы такой формы работы
Урок-квест показывает, кто из учеников умеет работать над своим заданием самостоятельно, кто умеет запоминать и удерживать в голове длинную инструкцию. А заодно дает понять взрослому, насколько чётко и понятно он умеет формулировать задание, насколько готов по-другому формулировать идею, если ученик чего-то не понял.
 
Кроме того, урок-квест демонстрирует, какой запас прочности у каждого из учеников. Один готов искать нужные карточки полчаса, а другой устаёт и «сдувается» буквально за 10 минут. В таком случае вы должны иметь в запасе какие-то варианты — как вы будете помогать и поддерживать. Вы можете отдельно поощрять учеников за упорство, за внимательность и за настойчивость в выполнении задания, за аккуратность, за доброжелательность к окружающим.
 
 
Все квесты, перечисленные выше, отлично подходят не только для старших дошкольников, но и для школьников. Помимо этого, мы используем в работе со школьниками квесты, посвящённые отработке какого-то конкретного навыка или умения.Особенно уроки -квесты актуальны при изучении предмета "Мир природы и человека"
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kvest_zhizn_zaytsa_zimoy_2.docx738.77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ОШ №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Орехово-Зуевского округа Московской области

F:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\4DOb1bdVHCk.jpg

Урок-квест

Тема: «Жизнь зайца зимой».  

1 - 2 класс

Дата: февраль 2022г.

Составила и провела:

учитель высшей Ермолаева Кристина Михайловна

2021 – 2022 учебный год

Мир природы и человека

Тема:

Животные зимой. Жизнь зайца зимой.

Цель:

Уточнять и расширять представления детей о способах приспособления животных к сезонным изменениям в окружающем мире на примере  зайца.  

Задачи: коррекционно-образовательная

Формировать умение составления  описания животного. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, учить анализировать, делать выводы, овладевать практическими способами работы с информацией;развивать речь.

коррекционно-развивающая

Коррекция  и развитие речемыслительной деятельности в процессе выполнения упражнений по анализу – синтезу, по установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности этого животного от условий среды их обитания.

коррекционно-воспитательная

Воспитывать бережное отношение к природе, животным, формирование положительной учебной мотивации.

Личностные БУД: формировать осознание себя как ученика, заинтересованного обучением в школе;

Коммуникативные БУД: уметь вступать в контакт и работать в коллективе; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Регулятивные БУД:ориентироваться и действовать в игровой и учебной ситуации;

Познавательные БУД: работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Планируемые результаты:

формирование у обучающихся реалистических представлений о природе;  представлений об особенности внешнего вида зайца, его повадках, и приспособлении его к среде обитания.

Тип урока:  урок-квест

Класс 1 – 2 (вариант 1) для обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет: Мир  природы и человека

Методы: словесный, наглядный, практическая работа

Оборудование: мультимедийная презентация «Мастер-класс с использованием квест-технологий»; оформление доски: панно «В лесу»; стилизованные деревья); карты с маршрутами, картинки (лиса, заяц, волк, рысь); фигурка из керамики или игрушка  «мама-зайчиха», пенек; силуэты зайцев и соответствующие силуэтам изображения зайцев разной величины;  конверты с заданиями

Ход урока:

Организационный момент

Слайд 1

Приветствие детей и родителей:

- Приветствуем всех участников и гостей!

- Сегодня мы организуем урок-квест по предмету «Мир природы и человека»

Слайд 2

Что же такое урок-квест? 

Квест в переводе с английского означает «поиск, предмет поисков, поиск приключений».

Квест - это форма взаимодействия детей и взрослых.

Актуализация опорных знаний

(завязка сюжета)

Слайд 3

2. Введение в игру

- Чтобы начать нашу игру, мы должны очутиться там, где будет происходить квест-игра.

- Закройте  глаза  и слушайте.

Релаксационное упражнение «Зимний лес».

- Как вы думаете, где мы? В лесу.

-Да, мы в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, чистый воздух. Деревья укутаны снегом.

- Вот мы и на месте. Теперь надо определить тему урока, выполнив задание.

3. Работа с картами-маршрутами

  • Упражнение «Найди спрятанный предмет»

Все пары участников получат карты с маршрутом, в конце которого  найдут спрятанный предмет.

C:\Users\Регина\Desktop\маршруты-1.jpg

C:\Users\Регина\Desktop\маршруты-2.jpg

Родители и дети находят карточки с изображением животных (лиса, волк, рысь, заяц).

C:\Users\Регина\Desktop\lynx-png-max-lynx-eurasian-1200.jpg

C:\Users\Регина\Desktop\966161719.jpg

C:\Users\Регина\Desktop\ЗАЯЦ\новое\drawn-rabbit-wild-rabbit-1.jpg

C:\Users\Регина\Desktop\main_523119_original.jpg

Спрашиваем у детей, какое животное изображено на карточке и прикрепляет картинку на доску.

- Что объединяет этих животных?

- Какое животное является «лишним»? Почему?

  • Хоровое проговаривание стихотворения Анатолия Мармазова

Трудно зайцу по кустам
От врагов скрываться.
Может, хватит, братцы, вам
Всем за ним гоняться?

Слайд 4

Сообщение темы

- Тема нашего урока «Жизнь зайца зимой».  В конце нашей квест-игры мы должны будем ответить на вопрос: «Почему зимой заяц белый».

Слайд 5

4. Сюрпризный момент.

- Ой, смотрите, на пенечке сидит мама-зайчиха и горько плачет. Она потеряла своих детей.

- А кто у нее дети?

Зайчата, зайчишки, заиньки …

- Убежали из дома, зимние шубки не надели и стали легкой добычей для зверей.

Основная часть

(кульминация)

5. Работа по теме. Выполнение квест-заданий.

1. Квест-задание «Поиск зайцев в лесу»

- Чтобы помочь маме-зайчихе, мы выполним квест-задание: каждая команда должна найти зайца в зимнем лесу.

Участники находят и снимают силуэты зайчиков с общей картинки.

- Похожи наши зайчики на настоящих?

- Давайте оживим их.

2. Квест-задание «Оживление зайчиков»

Участники достают из конвертов изображения зайчиков.

  • Расположить зайцев по величине

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\hare_12.jpg

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\hare_12.jpg

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\hare_12.jpg

  • Выбрать из предложенных изображений подходящий вариант и наклеить его на силуэт.

Выполненные аппликации  вывешиваются на доску.

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\hare_12.jpg

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\15072972.png

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\Hare-Jumping.jpg

G:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\Новая папка\74772142.jpg

Каждая пара оречевляет действие «своего» зайца. Например,  мой заяц прыгает и т.д.

- Что общего у всех этих зайцев?

(Есть длинные уши, косые глаза, короткий хвост, короткие передние и длинные задние лапы, мордочка и т. д.).

Слайд 6

3. Квест-задание «Заячья викторина»

Участники зачитывают ответы на вопрос на листочках, лежащих в конвертах соответствующей картинкой.

Слайд 7

  • Почему у зайцев длинные уши?

- Длинные уши нужны, чтобы слышать. И чем больше уши, тем острее слух зайца. Когда заяц бежит, длинные уши плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость.

- Действительно,  длинные уши для зайца – жизненная необходимость, настоящий подарок природы.

Слайд 8

Упражнение. Сосчитайте зайцев за сугробом

C:\Users\Регина\Desktop\Документ Microsoft Publisher (2)-оо.jpg

Слайд 9

  • Почему у зайца косые глаза?

В сказках часто зайца называют «косым».

- Действительно, это так. Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади.Но Заяц вовсе не косой. Зрение у него вполне хорошее. Когда зверёк убегает от преследователей, он вынужден поворачивать голову то одним, то другим боком.

Слайд 10

- А чтобы наши глазки оставались здоровыми, выполним специальную гимнастику.

Упражнение.

Физминутка для глаз

Слайд 11

  • Верно ли, что защита зайца – его длинные ноги?

Да, верно. У зайца передние лапы короткие, а задние длинные. Когда заяц убегает от своих врагов,  он выбрасывает свои длинные задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю).Заяц может развивать скорость до 40 км/ч. Большие задние лапы спасают зайцев от врагов.

Слайд 12

- Второй помощник зайца зимой — это его сильные задние лапы. Именно сильными задними лапами отбивается заяц от своих врагов, если они его настигнут. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться  от врага задними лапами! И не каждый его схватить сможет!

F:\2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД\характеристики\ЗАЯЦ\новое\20120309_df1_20120211_1306_244-248 hare running south on snowy crop by track in field to east 02-06 of 16 (accurate montage @7fps)(r+mb id@1024).jpg

Слайд 13

- Спасаясь от погони, заяц запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.

Упражнение. Нарисуйте заячьи следы.

http://p341628.for-test-only.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%96%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B0.jpg

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/bianki/snejnaya_kniga/img_01.jpg

Рисуют петли в воздухе, на теле друг друга, на полу ногой

Упражнение.  Прыгай как заяц.

Участники прыгают по заячьим следам на полу друг за другом

http://ua-ohota.at.ua/imeges/photo2/sd/vaaakaav.png

Слайд 14

- А вы слышали такую загадку «Кто в гору бегом, а с горы кувырком».
- А что значит кувырком?

- В гору заяц поднимается очень быстро, а с горы ему мешают задние длинные лапы, и поэтому он с горы скатывается кувырком, значит «через голову».

- На каком уроке мы выполняли такое упражнение? (физкультура)

Слайд 15

  • Откуда у зайца лыжи?

Зимой подошвы лапок  зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу.  А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега.

Слайд 16

- Вот такие зимние лапки – «лыжи»  есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!

- Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».

Слайд 17

4. Квест-задание  «Гостинцы для зайчиков»

- Заяц зимой в спячку не впадает, но и запасы на зиму не делает. А чем же он питается зимой?

- Следующий квест. Подойдите к столу и приготовьте угощение, которое заяц ест зимой.

На тарелках капуста, морковь и веточки и т.п.

5. Квест-задание «Одень зимнюю шубку зайчику».

- Настало время самого главного квест-задания. Мы должны ответить на главный вопрос «Почему зимой заяц белый?».

- Мы зайчиков нашли, покормили. Пора одеть их в зимний наряд и вернуть маме-зайчихе.

- Скажите мне, чем покрыто тело зайца? (мехом)

- А что же происходит с окраской меха со сменой времен года? (Заяц…..)

- Этот процесс называется линька. То есть меняет цвет меха.

Слайд 18

  • Правила безопасной работы с клеем

Слайд 19

  • Этапы выполнения аппликации

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_E5426.JPG

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_E5428.JPG

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\IMG_E5429.JPG

Участники наклеивают «мех» на зайчиков.

- Давайте проведем эксперимент. Положите перед собой два листа картона (белый и зеленый). Приложите  зайчика к зеленому и белому картону.

- На каком фоне зайчик менее заметный?

- Ответим на главный вопрос. Зачем зайцу нужно менять цвет меха?

Участники прикрепляют зайчиков на доску (лес).

Итог урока. Рефлексия.

(Финал)

Слайд 20

6. Возвращение домой.

Релаксационное упражнение «Зимний лес».

Слайд 21

7. Составление мини-рассказа о зайце по опорам.

http://images.myshared.ru/6/583545/slide_8.jpg

Слайд 22

- Вот и подошел к концу наш урок.Кто помнит главный вопрос?

- Так почему заяц зимой белый?

- Что еще мы делали на уроке?

- Вам понравился урок? Вы довольны своей работой?

- Желаю вам всего хорошего. Спасибо за урок.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь зверей зимой и осенью

Познакомить детей с тем как разные дикие животные проводят зиму, развивать речь учащихся, мышление, творческие способности,воспитать у детей бережное отношение, любовь к животным. ...

Урок по окружающему миру " Изменения в жизни животных зимой".

1.    Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери. 2.    Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой. ...

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Жизнь животных зимой.

Урок окружающего мира. Тема: Жизнь животных зимой. 2 класс. УМК "Планета знаний"...

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Урок-квест "Жизнь зайца зимой" 2 класс Мир природы и человека

Планируемые результаты:формирование у обучающихся реалистических представлений о природе;  представлений об особенности внешнего вида зайца, его повадках, и приспособленности   к среде ...