Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Рабочая программа

по окружающему миру, ФГОС НОО

для 2 класса

2020/2021 учебный год

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 22.05.2020г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

«__»__________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева Приказ

от 05.06.2020 г. № 262

Рабочая программа

по окружающему миру, ФГОС НОО

для 2 класса

2020/2021 учебный год

Составитель:

Морозова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2020 г.

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29

декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от 22.05.2019 №8);

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

   Программа учебного курса «Окружающий мир» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  окружающему миру  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Окружающий мир. 2 класс в 2 частях / А.А. Плешаков -  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-мклассе является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зренияобщепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса«Окружающий мир»во2-

  • классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя исамостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебную проблему совместно с учителем(для этого в учебникеспециально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию,пытаться предлагать способ её проверки(на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять  успешность  выполнения  своего  задания  в  диалоге  с

учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решенияучебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством  формирования  этих  действий  служит  работа  в  малых

группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

 различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

 приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

 описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

 сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

 различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

 различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

 различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

 характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

 определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

 использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

 находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

 объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

 объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

 выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

 находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

 вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

 выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

 использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

 исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

 измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;  выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

 рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

 вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

 объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

 готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

 пользоваться масштабом при чтении карт;

 обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

 ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

 моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

 участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

 воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

 ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

 рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

 использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

 узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

 находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

 понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

 анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

 готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

 рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

 объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

 различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

 рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города.

Выпускник получит возможность научиться:

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

 соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

 различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

 составлять родословную своей семьи;

 объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

 рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев;

 рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

 находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

 находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

 использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

 изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

 моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

 осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

 оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

 соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

 соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

 объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

 составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

 сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

 следовать правилам здорового образа жизни;

 соблюдать правила противопожарной безопасности;

 оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

2. Содержание учебного предмета окружающий мир

2 класс

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1.

Где мы живем

(4 часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

2.

Природа

(20 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и водыот загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища   и   укрытие   для   животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

3.

Жизнь города и села (10 часов)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

4.

Здоровье и безопасность

 (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и

дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

5.

Общение

(7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

6.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

  1. Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

Раздел программы

Программноесодержание

Характеристика деятельности обучающихся

Тема урока

№ урока

Кол- во часов

Дата

проведения

Попла

ну

По факту

Где мы живем ( 4 часа)

Где     мы     живем.   Наш

«адрес» в   мире:планета

— Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимнРоссии.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение        к

окружающему

Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом,

квартира;

Родная страна.

Р/К Наш край ХМАО-Югра

1/1

1

Город и село.

Проект «Родной город (село)»

2/2

1

Давать устное описание объектов окружающего мира, знать, что нас окружает; предметы живой и

неживой природы, понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Природа и рукотворный мир

Р/КЧто нас окружает?

3/3

1

Проверим себя и оценим свои достижения

4/4

1

Природа (20 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце

— источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Чтотакоепогода.

Знать названия времён года; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; различать объекты

природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы

Неживая и живая природа

Р/К Живая и неживая природа ХМАО

5/1

1

Знать понятие «явления природы»; основные

свойства воздуха и воды; различать объекты

Явления природы

Р/К Явления природы. Народный календарь Югры

6/2

1

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея,                                        Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных        созвездиях (по усмотрению учителя). Горные                породы                и минералы. Гранит и его состав.        Как                        люди используют                                богатства земныхкладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных,        человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды отзагрязнения.

Какие бывают растения: деревья,        кустарники, травы; их существенные признаки.  Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уходзадомашнимипитомцами.

Сезонныеизменения в

природы и предметы, созданные человеком,

объекты живой и неживой природы;

Практическая работа № 1

Определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды и тела человека, знать понятие «температура»; правила измерения температуры; названия времён года. определять температуру воздуха, воды и тела человека

Знать понятие «погода»; названия времён года; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе; температуру воздуха, воды

и телачеловека

Что такое погода.

7/3

1

Знать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

выполнять правила поведения в природе

В гости к осени

(экскурсия)

Р/К Югорские леса и лесные чудеса.

Лиственные деревья

8/4

1

Знать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; устанавливать связи между сезонными

изменениями в неживой и живой природе

В гости к осени (урок).

Р/К Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья

9/5

1

Знать понятия «звездное небо»; – «созвездие»;

работать с картой звездного неба;

Звездное небо

10/6

1

Знать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита; различать объекты природы и предметы, созданные человеком,

объекты живой и неживой природы

Заглянем в кладовые Земли Практическая работа № 2 Р/К Полезные ископаемые нашего края

11/7

1

Знать основные свойства воздуха и воды;общие условия, необходимые для жизни растений и животных; определять свойствавоздуха,

признаки сезонных изменений вприроде,

Про воздух

12/8

1

природе        (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семянрастений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание        ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

температуру воздуха, воды и тела человека

Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется; называть свойства воды, роль воды для живой природы, называть

очистительныесооружения

… И про воду

13/9

1

Знатьчем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья;

2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу;

Какие бывают растения

Р/К Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры

14/10

1

Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с животными; 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу; раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных,

приводить 2–3 примера

Какие бывают животные

Р/К «Разнообразие животного мира»

15/11

1

Знать дикорастущие и культурные растения; делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); различать части растений, отображать их на рисунке; оценивать воздействие человека на

природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в еёохране

Дикорастущие и культурные растения

Р/К «Разнообразие растительного мира

Югры»

16/12

1

Знать понятие «невидимые нити в природе»;

устанавливатьвзаимосвязи в природе

Невидимые нити

Р/К «Что где растет?

Кто где живет?»

17/13

1

Знать общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных

и растений; особенности ухода за домашними животными; меры безопасности при общении с

Дикие и домашние животные Р/К Животноводство нашего края

18/14

1

животными; раскрыть особенности внешнего

вида и жизни животных, приводить 2–3 примера

Знать особенности выращивания комнатных

растений; выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений

Комнатные растения

Практическая работа № 3

19/15

1

Знать представителей живого уголка; правила

ухода за животными живого уголка; правильно ухаживать за животными живого уголка

Животные живого уголка

20/16

1

Знать породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка; называть редкие

породы кошек и собак; характеризовать условия жизни кошек и собак

Про кошек и собак

Р/К Сказки о животных коренных жителей Югры

21/17

1

Знать историю создания Красной книги; 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу; выполнять правила поведения в природе, экологические знаки; выполнять правила

поведения в природе

Красная книга

Р/К Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры.

22/18

1

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решать практические задачи с помощью наблюдения, находить дополнительную информацию о нашей планете

Будь природедругом!

Проект «Красная книга,или возьмем подзащиту»

Р/К Красная книга ХМАО

23/19

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

24/20

1

Жизнь города и села 10 часов

Город (село), где мы живем:        основные особенности, доступные сведения изистории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на

Знать названия профессий товаров; профессий; понятия «торговля», «гастроном»;классифицировать товары;

характеризоватьпроцессы «купли-продажи»

Что такое экономика

25/1

1

Знать некоторые природные материалы, из которых изготовлены предметы быта человека,

группировать предметы быта по составляющим

Из чего что сделано

Р/К «Традиционные виды жилищ народов Севера».

26/2

1

лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что        такое                                экономика. Промышленность, сельское                                                        хозяйство, строительство, транспорт, торговля                —                                        составные части                экономики,        их взаимосвязь.                                                        Деньги. Первоначальные представления                                                об отдельных производственных процессах (например, от глиняного                карьера        до керамических изделий, от стрижки                                овец                до шерстяного трикотажа и т. д.        по                                усмотрению учителя).

Промышленные

предприятия        своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный,        водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный.

ихвеществам

Знать некоторые виды строительных материалов, строительной техникой, их

применение

Как построить дом

Р/К Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

27/3

1

Знать понятие «транспорт»; виды транспорта;

приводить примеры различных видов транспорта

Какой бывает транспорт

28/4

1

Знать понятия «культура»,«образование»,

«культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий; называть профессии в сфере образования икультуры

Культура и образование

Р/К Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал. библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия,

колледж, университет) в нашем крае.

29/5

1

Знать названия профессий; особенности труда людей родного края; называть профессии своих родителей; охарактеризовать 2–3 профессии

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

Р/К Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка.

30/6

1

Знать признаки сезонных изменений в природе зимой; названия зимующих птиц; проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и

неживойприроде

В гости к зиме

(экскурсия)

Р/К Сезонные изменения в природе.

31/7

1

Знать как растения и животные готовятся к зиме; называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

В гости к зиме (урок)

Р/К Зимний народный календарь Югры.

32/8

1

Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

.Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выборуучителя).

Профессии        людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

33/9

1

Презентация проектов

«Родной город(село),

«Красная книга»,

«Профессии»

Р/К «Родной город (село),

«Красная книга»,

«Профессии» ХМАО»

34/10

1

Здоровье и безопасность ( 9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания,        их

предупреждение        и лечение.

Поликлиника, больница и другие        учреждения здравоохранения.

Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).

Правила        безопасного

Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; определять органы человека;

рассказывать о функции основных систем органов строения человека

Строение тела человека

35/1

1

Знать правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни»; режим дня, режим питания, профилактику болезней; выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образжизни,

Если хочешь быть здоров

36/ 2

1

Знать правила поведения на дороге, в

транспорте; дорожные знаки ПДД; выполнять правила дорожного движения

Берегись автомобиля!

37/3

1

Знать правила обращения с электро- и газообору-

дованием, колющими и режущими предметами,

Школа пешехода

Практическая работа № 4

38/4

1

поведения        на        улицах        и дорогах.

Меры        безопасности                в домашних условиях (при обращении        с        бытовой техникой,                        острыми предметами                и                т.        д.). Противопожарная безопасность.

Правила        безопасного поведения наводе.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый        человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать

ягоды и грибы возле

шоссе и др. (поусмотрениюучителя).

лекарствами; выполнять правила безопасного

поведения дома

Знать и выполнять правила безопасности, которые надо соблюдать дома; правила противопожарной безопасности; правила

поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире

Домашние опасности

39/5

1

Знать условия возникновения пожара в доме,

выполнять правила поведения при возникновении пожара

Пожар!

40/6

1

Знать лесные опасности; съедобные и несъедобные

грибы, ягоды, растения; правила экологической безопасности; правильно вести себя на природе; знать правила экологической безопасности, как вести себя на природе; правила поведения у водоёмов; выполнять правила поведения у

водоема

На воде и в лесу

Р/К Съедобные и несъедобные грибы и ягоды в наших лесах

41/7

1

Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди; выполнять правила безопасного поведения при встрече с

незнакомымилюдьми

Опасные незнакомцы

42/8

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

43/9

1

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные        и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры,        отдых.

Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила                                вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет                        телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести        себя                        за        столом. Культура        поведения        в общественных местах (в магазине,                                кинотеатре, транспорте и т.д.)

Знать понятия «культура общения», «семья»;

выполнять элементарные нормы общения в семье

Наша дружная семья

Р/К Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей.

44/1

1

Проект «Родословная»

Р/К Бытовые сказки (образы детей в югорских сказках).

45/2

1

Знать понятия «культура общения»,выполнять

элементарные нормы общения в школе

В школе

46/3

1

Знать понятия «культура общения»; элементарные нормы общения в семье, в школе; применять основные правила поведения и

соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах

Правила вежливости

47/4

1

Знать понятие «культура общения»; правила вежливости; выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; основные правила поведения и элементарные нормы общения в

общественныхместах

Ты и твои друзья

48/5

1

Знать понятия «зрители», «пассажиры»,

«культура общения»; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы

общения в транспорте и театре

Мы - зрители и пассажиры

49/6

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

50/7

1

Путешествия(18 часов)

Горизонт.        Линия

горизонта.        Основные стороны горизонта, их определение покомпасу.

Формы        земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразиеводоемов:

Знать понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта; ориентироваться на местности с помощью компаса; знатьправила

определения сторон горизонта с помощью компаса;

Посмотри вокруг

Р/К Лес даёт нам стол и дом

51/1

1

Знать понятие «карта»; условные обозначения на карте; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки;

Ориентирование на местности

Практическая работа № 5

Р/К Мхи и лишайники Югры.

52/2

1

река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.

Московский Кремль и друтие достопримечательсти.

Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.

Знать, различать и показывать на карте, глобусе формы земной поверхности;

Формы земной поверхности

53/3

1

Знать понятие «водоем»; правила поведения у водоемов; показывать на карте, глобусе

океаны, горы, моря, реки;

Водные богатства

Р/К « Вода и жизнь»«Водоемы нашего края»

54/4

1

Знать признаки весны; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

В гости к весне (урок)

Р/К Весенний народный календарь Югры

55/5

1

Знать названия весенних месяцев, весенние

явления; три названия раннецветущих растений;

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе весной

Россия на карте

Р/К Местоположение ХМАО на карте России

56/6

1

Проект «Города России»

57/7

1

Знать достопримечательности Москвы; показывать на карте город Москву – столицу России; называть 2–3 достопримечательности

Путешествие по Москве

Р/К.

Хозяйственные постройки лабазы, навесы, их функции

58/8

1

Московский Кремль

59/9

1

Знать достопримечательности города на Неве; показать на карте город на Неве; называть 2–3 достопримечательности

Город на Неве

60/10

1

Знать первоначальные сведения о форме Земли и ее поверхности, ориентироваться по карте полушарий читать условные обозначения, определять и показывать материки, океаны, экватор , горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу

Путешествие по планете

61/11

1

Путешествие по материкам

Р/К Экскурсия в краеведческий музей, с целью ознакомления с предметами быта.

62/12

1

Знать материки, находить и показывать

крупные страны мира.

Страны мира

63/13

1

Проект «Страны мира»

64/14

1

Называть признаки дета, знать правила безопасности, которые нужно соблюдать во время летнего отдыха, рассказывать стихи,

загадки о лете.

Впереди лето

Р/К «Климатические особенности летом в Югре»

65/15

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

66/16

1

Презентация проектов

«Родословная», «Города России», «Страны мира»

67- 68/

17, 18

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...