Исследовательская работа "Ландшафтный дизайн в действии"
творческая работа учащихся по окружающему миру

Дудникова Наталья Сергеевна

В данном проекте рассматривается, как на пришкольном участке можно сделать оригинальную клумбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klumba.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесуэтукская средняя школа»

Творческий проект

«Ландшафтный дизайн в действии»

                                                                   

                                                               

                                                                         Работу выполнила:

                                                               Дудникова Варвара,

                                                                              обучающаяся 8 класса

                                                                              Руководитель:

                                                                              Бланк Дмитрий Сергеевич

Нижний Суэтук, 2021

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3-4

  1. Основная часть.
  1. История возникновения ландшафтного дизайна…………………….5-6
  2. Стили ландшафтного дизайна………………………………………...7-9
  3. Виды клумб…………………………………………………………....9-11

2.Практическая часть.

2.1 Выбор месторасположения клумбы……………………………….......12

2.2 Определение вида клумбы……………………………………………...12

2.3 Определение размеров клумбы………………………………………...12

2.4 Подбор видов цветов и расположение их на клумбе……………...12-13

2.5 Расчёт затрат на выполнение………………………………………..13-14

2.6Готовый макет…………………………………………………………....15

3. Заключение………………………………………………………………..16

4. Источники…………………………………………………………………17

5. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Красивые парки и цветущие ботанические сады – все это так привычно современному человеку. Ведь у нас даже обычная лужайка у дома всегда ухоженная и засаженная как минимум пионами, а как максимум на ней красуются газонная трава и простенькая альпийская горка. Ландшафтный дизайн прочно вошел в нашу жизнь, но как мало мы знаем об этом виде деятельности! Само понятие «ландшафтная архитектура» появилось всего несколько столетий назад в США, в то время как создание роскошных парков и садов ведет свою историю еще из Древней Греции и Египта.

Формирование так называемого антропогенного, то есть видоизмененного человеком, ландшафта началось еще в первых поселениях древних земледельцев. Постепенно люди стали понимать, что растения можно выращивать не только для пропитания или кормления домашних животных, но и для красоты.

В современном мире понятие «ландшафтный дизайн» понимается как искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии.

Школа - наш второй дом, потому что большую часть своего времени мы проводим здесь. С детства нам прививают чувства ответственности, эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему.  Ведь школа находится ежедневно под пристальным вниманием односельчан, так как путь  их  проходит мимо ее  территории. Летом тут гуляют молодые мамы с детьми, все дети села играют на школьной спортплощадке. Многие жители нашего села приходят на первые и последние звонки, которые проходят на территории пришкольного участка.

Актуальность выбранной темы: Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе.  Педагоги заботятся  о том,  чтобы школьный двор был оформлен с хорошим  художественным вкусом и выполнял множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую).  

У нас есть много свободного места, где могли бы расположиться еще несколько клумб с цветами. Я подумала, что могла бы разработать для школы проект по созданию цветочной клумбы.

Цель: создать макет цветочной клумбы для пришкольного участка.

Задачи:

  1. Определение месторасположения  и размеров клумбы.
  2. Подбор видов цветов и расположение их на клумбе.
  3. Расчёт затрат на оформление клумбы.

Методы и методики:

  • Изучение информации по теме проекта
  • Анализ полученных сведений
  • Опрос
  • Моделирование

Практическая значимость: Данный проект позволяет обучающимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у обучающихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей. Макет школьной клумбы будет пособием для дальнейшего оформления клумбы на пришкольном участке.

Проблема: художественная эстетичность пришкольного участка.

Целевая группа: обучающиеся и учителя школы

Элементы новизны в данной проектной идее: использование  элементов современного стиля ландшафтного дизайна при создании макета для оформления клумбы на пришкольном участке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История возникновения ландшафтного дизайна.

Древние века

Всем известной родиной садов является египетская земля. Красивейшие сады украшали имения фараонов, жрецов и вельмож. Обязательным было наличие водоемов, декоративных растений и зон, где можно отдохнуть.

Греческий ландшафтный дизайн отличался тем, что греки не хотели вмешиваться в природу и нарушать естественную ее красоту. А вот древние римляне, наоборот, старались, как бы подчинить природу себе. Для их садов характерны специально обдуманные величественные композиции. Зажиточные люди, которые могли себе позволить сделать такой сад, украшали его строгими геометрическими фигурами и элементами. Именно здесь и возникла художественная стрижка кустарников и деревьев, которая называется «топиари».

Такая стрижка очень увлекательна, так как она подразумевает придание причудливых форм разного вида растениям. В древности чаще всего подвергали такой обрезке те деревья и кустарники, которые в любое время года остаются зелеными и имеют маленькие иголочки или листья.

Средневековье

Как известно, во времена Средневековья праздность и беспечные времяпрепровождения осуждались, а идеалы красоты Античности были вовсе забыты. Это никак не могло не отразиться на развитии искусства обустройства парков и садов тех времен.

И действительно, средневековые сады в основном утратили свое эстетическое значение, обретя утилитарность и строгую геометричность. Садики, окружающие дома, были предназначены для разведения овощей и фруктов, т.е., прежде всего, снабжали владельцев пропитанием. На небольшие парковые зоны для отдыха решались только хозяева участков внушительных размеров – богачи-феодалы, знать и монастыри. Фонтаны и водоемы считались совершенно необязательным излишеством.

Эпоха Ренессанса

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая  Новому времени.

Эпоха Ренессанса – это пик в шкале подъема искусства топиари. Теперь подстриженные деревья украшают не только территории монастырей, но и дворцы, дома богатых людей, аллеи и парки.
Живые изгороди являются неотъемлемой частью садов того времени, так же, как и одиноко стоящие правильно подстриженные деревья причудливой формы. Это не только является модным трендом того времени, но и само по себе смотрится очень красиво.

Петр Первый

В России  топиари начала вводиться при Петре I, который старался во всем подражать Европе. Он приказал отправить садоводов за границу, чтобы там они научились мастерски делать красивые причудливые формы кустарников и деревьев. Но те растения, которые использовались для этого в Европе, не адаптировались к русским морозам. Поэтому их пришлось заменить такими растениями, как ель, рябина, можжевельник, липа и т. д.

Современный мир

Современные тенденции в ландшафтном дизайне сохранили основу классики. Это касается лаконичных форм и продуманных линий. Все остальное на втором плане и не пригодно для украшения участка. Несмотря на это классика не способна удовлетворить требования современности, поэтому ей на смену пришли необычные направления обустройства земли.

Стили ландшафтного дизайна.

Различают разные стили ландшафтного дизайна, связанные с внешней обстановкой территории, со способом преображения этой территории. Вот основные и наиболее популярные из них:

Классический стиль (регулярный, французский)

Классический стиль ландшафтного дизайна – это строгая симметрия, четкие и геометрически правильные формы в планировке участка, безупречно подстриженные кустарники и деревья. Тут нет места натуральности дикой природы – на первое место выходит демонстративная искусственность.

Английский стиль (пейзажный)

Стиль предполагает полную естественность и отсутствие строгих форм, отказ от геометрически правильных фигур и полное слияние с окружающей природой. Он воссоздает атмосферу дворянских усадеб 19 столетия, пропитанных романтикой. Стиль предполагает разумное вмешательство в природу и учет региональной растительности – работа человеческих рук по облагораживанию участка не выделяется, как в случае с регулярным стилем.

Деревенский стиль (кантри)

Стиль кантри сегодня является одним из самых популярных в обустройстве загородных участков, а широкое распространение заслужил благодаря простоте созданияестественности и непринужденности. Деревенский стиль – это отсутствие строгих линий, да и строгих правил в обустройстве, полная свобода творчества. Главное, чтобы в итоге получился уютный участок, напоминающий о сельской жизни.

Средиземноморский стиль

Сады южных стран очаровывают своей красочностью, сочетанием цитрусовых и хвойных растений, живописными водоемами. Субтропическую растительность можно будет использовать только в самых южных регионах страны, в остальных же случаях придется очень постараться, чтобы придать участку средиземноморский оттенок: для этого подбираются адаптированные под более суровый климат аналоги субтропических растений, и используется целый ряд дизайнерских хитростей.

Стиль хай-тек

Современный стиль хай-тек предполагает воплощение смелых ландшафтных фантазий. Используются новые материалы, растения с необычными листьями, оригинальные аксессуары. Требований к симметричности или асимметричности нет. Это сад для занятых людей, так как требует минимум ухода.

Стиль модерн

Модерн – это извилистые обтекаемые формы, элегантность и дороговизна. Большее значение тут имеют даже не растения, а малые архитектурные формы и аксессуары. Сад в стиле модерн потребует серьезного и постоянного ухода, все элементы в нем должны быть не просто декоративными, но и функциональными.

Стиль минимализм

Садовый минимализм полностью повторяет идеи аналогичного стиля, используемого в интерьере. На первый план выходит простота и лаконичность форм, минимум деталей, но организовать участок подобным образом не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь при минимуме составляющих необходимо полностью раскрыть вложенную идею.

Эко-стиль

Эко-стиль – это максимальная естественность. Вмешательство человека должно быть таким, чтобы сад выглядел, будто бы он создан самой природой. Уход за участком минимальный, при обустройстве во внимание необходимо принимать особенности местности и обыгрывать их. Если территория равнинная, то создавать холмы ни к чему – необходимо подчеркнуть красоту имеющегося.

Японский стиль

Сад в японском стиле – это простота с большим вниманием к деталям, ведь каждый элемент тут имеет скрытый смысл. Создание подобного ландшафта – это целая философия, и в итоге сад должен располагать к созерцанию и умиротворению. Главные элементы стиля – камни, вода и растения, причем именно те, которые являются характерными для конкретной местности.

Лесной стиль

Лесной стиль напоминает эко-стиль тем, что предполагает минимальное вторжение в природный ландшафт. Все усилия сводятся к тому, чтобы связать дом с окружающей природой и лишь расставить некоторые акценты, не нарушая природу и не делая глобальных перепланировок.

Виды клумб.

Арабески

В ней цветы высаживаются таким образом, чтобы при цветении они смогли сформировать контур какого-нибудь животного, насекомого или птицы. Создание арабески под силу не каждому цветоводу-любителю. Под нее нужна большая территория. В течение всего времени за такой клумбой придется пристально ухаживать: регулярно проводить обрезку, удалять засохшие стебельки и веточки, сломанные цветы, следить за тем, чтобы растения не расползались и не выходили за пределы контура.

Проще всего сделать арабеску при помощи почвопокровных растений. Они не вырастают больше 15 см в высоту, пушатся и стелятся по земле.

Плавающие клумбы

Сегодня они являются очень популярными. Еще десять лет тому назад никто и не подразумевал, что такое станет возможным, хотя древние летописи показывают, что подобные элементы ландшафтного дизайна активно использовали ацтеки. Неизвестно, какие они для этого применяли конструкции, в настоящее время создаются удивительные изделия, которые можно использовать для реализации поставленных целей. В основе их используется поплавок, сформированный из пористых материалов. К нему крепится контейнер. Для его изготовления могут быть выбраны разные материалы. Все зависит от того, как будут выращиваться растения: при помощи тяжелого плодородного грунта или гидропоники.

Ленточные клумбы

Обычно их высаживают вдоль садовых дорожек. Они имеют очень узкую форму, при помощи них формируются бордюры там, где ландшафтный дизайн требует соблюдение четких строгих линий. Узкая и аккуратная полоса из цветущего растения одного вида способна заменить скучную рамку и оживить какой-нибудь отдельный элемент. Она смотрится монолитно, ярко, броско.

Рабатки

 Эти клумбы похожи на длинные прямоугольные грядки. Они чаще всего формируются вдоль широких аллей, вдоль вытянутых архитектурных элементов, для разделения внутреннего пространства на отдельные функциональные зоны. В отличие от ленточного бордюра рабатки имеют большую ширину. Минимально она составляет 50 см.

Миксбордеры

Понять, где рабатка, а где миксбордер можно по форме их расположения. У рабатки всегда присутствует строгая прямоугольная форма, четко очерченные контуры. У миксбордера их нет. Эта клумба формируется чаще всего внутри газона, вдоль водоема, на склонах холмов. Она создается благодаря многорядному и многоярусному расположению цветов, трав, ветвистых кустарников и даже деревьев. Композиция формируется таким способом, чтобы объект непрерывно цвел с ранней весны до поздней осени.

Партеры

Это декоративная, открытая геометрическая композиция из низких растений, расположенных на горизонтальной плоскости, которую разбивают в парадных местах: например, перед фасадом дома или вдоль главной аллеи. Основными составляющими партера, являются газон и цветники, образующие в сочетании с водоемами, скульптурами и декоративным мощением, единый и прекрасный ландшафтный ансамбль.

Практическая часть.

Выбор месторасположения клумбы.

Месторасположение клумбы было выбрано с помощью опроса среди учащихся школы и учителей этой школы. Всего было предложено три варианта расположения (приложение 1). По результатам опроса представлены диаграммы (приложение 2), которые показывают, что большее количество голосов отдано за место Б.

Определение вида клумбы.

Выбор стиля и вида клумбы выполнялся самостоятельно. Стиль ландшафтного дизайна был выбран хай-тек. Всего было предложено 5 вариантов видов клумб. В результате анализа идей была выбрана арабеска (приложение 3).  Арабеска будет новшеством в ландшафтном дизайне нашей школы, своим разнообразием она будет радовать не только учащихся и учителей, но и людей, проходящих мимо. С точки зрения растений, растущих в нашей местности, арабеска создать вполне возможно, так как разнообразие произрастаемых видов цветов позволяет это сделать.

Определение размеров клумбы.

В связи с выбранным местом размеры клумбы будут следующие:

6 метров в длину и 5,5 метров в ширину.

Подбор видов цветов и расположение их на клумбе.

Выбор цветов производился с помощью цветочных журналов нашего края, все размеры цветов варьируются от 15 до 25 см, так как они должны гармонично смотреться на клумбе.

Расчёт затрат на выполнение.

Материал

Количество

Цена, р.

Стоимость, р.

Лобулярия «ТИНУ ТИМ» белая

1 пачка

25

25

  1. Бархатцы французские«DISCOVERY» жёлтые

2 пачки

54

108

Капуста декоративная «КАМОМ»

1 пачка

32

32

Бархатцы африканские «КУПИДОН» оранжевые

1 пачка

23

23

Гайлардия «ПЛЮМАЖ» красная

4 пачки

59

236

Газания «КРАСНОЕ КОЛЬЦО»

1 пачка

91

91

Лобулярия «КРИСТАЛЛ» фиолетовые оттенки

1 пачка

30

30

Львиный зев «СНЕПМОТ» бургунди

2 пачки

32

64

Цинерария «СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ»

1 пачка

30

30

Целозия «КРИСТАТА» бордовая гребенчатая

1 пачка

22

22

Львиный зев набор «ЯРКОЕ КИМОНО»

2 пачки

30

60

Лобелия «РЕГАТА MIDNIGHT BLUE»

1 пачка

75

75

Аллисум «ГОРНОЕ ЗОЛОТО»

2 пачки

18

36

Лопата

1 шт.

400

400

Грабли

1 шт.

200

200

Лейка

1шт.

100

100

Вывод: стоимость цветов составила 832 рубля, инструментов – 700 рублей.

Готовый макет.

Заключение: таким образом, ландшафтный дизайн играет большую роль в жизни человека. Он помогает ему выражать свои мысли, обустраивать своё жилище и украшать усадьбу. Ландшафтный дизайн появляется ещё в Древнем Египте и сопровождает жизнь человека в современном мире. Парки, сады, бульвары, школы, частные дома – всё это связано с ландшафтным дизайном и грамотной организацией пространства. Работая над своим проектом, я поняла значимость правильной организации участка и важность гармоничности природы и человеческих преобразований. Данный проект помог разобраться, как ландшафтный дизайн проявляется в действии, а также позволил раскрыть творческие и флористические способности. Цель проекта была достигнута, а задачи – выполнены. Макет послужит отличным пособием для претворения идеи в жизнь, если такая возможность появится, и найдутся люди, которые примут в этом участие.

Источники:

Литература:

  1. Серия «Эрудит». Мир растений. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,  2006, 192 с.
  2. Каталог «Семена 2021». – М.: ООО «Сады России», 2021, 192 с.
  3. Ф.А. Новак «Иллюстрированная энциклопедия растений». – М.: «Артия», 1982, 600 с.
  4. Г.Е. Киселев «Цветоводство». – М.: «Государственное издательство сельскохозяйственной литературы», 1952, 79 с.
  5. Серия «Эрудит». История с древнейших времён до 15 века. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007, 192с.
  6. А.Ю. Сапелин «10 этапов проектирования малого сада». – М.: «АСТ», 2012, 121 с.
  7. Г.А. Серикова «Современный ландшафтный дизайн сада. Планы. Обустройство. Виды растений. Советы». – М.: «Клуб семейного досуга», 2014, 67 с.

Интернет-источники:

  1. https://zen.yandex.ru/media/id/5b0a9c28830905eda5748c90/istoriia-landshaftnogo-dizaina-kratko-5b0a9d52a815f1dcd179a962
  2. https://liderkurs.ru/uncategorized/istoriya-proisxozhdeniya-landshaftnogo-dizajna
  3. https://remstroiblog.ru/natalia/2017/03/02/10-stiley-landshaftnogo-dizayna-i-ih-harakternyie-chertyi-foto/
  4. https://m-strana.ru/articles/vidy-klumb/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....