Материал внеурочного занятия "Мы-ученые"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Мешавкина Яна Андреевна

Разработка материала внеурочного занятия по окружающему миру, 2 класс на тему: "Мы-ученые" , содержание: конструкт занятия,  чек-лист. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Цель: формирование знаний в исследовательской деятельности, развитие умений планировать и контролировать процесс и результат деятельности, воспитание работать со сверстниками и учителем.

Задачи:

Образовательные: содействовать формированию исследовательской культуры (работа с информацией, умение выдвигать теорию).

Развивающие: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности; воспитание интереса и любви к экспериментированию.

Воспитательные:  воспитывать  умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Гипотеза: предположим, что детский шампунь – это наилучший компонент для мыльного раствора.

Оборудование: детский шампунь, Fairy, часы, мультимедиа – проектор, презентация, чек-лист.

Этап

Деятельность учителя

Мотивация

Здравствуйте, ребята.

Слайд 1. Итак. Кто и как изучает мир?

Ответы учащихся (- правильно – это ученые.)

Слайд 2. А кто такой ученый? (ответы детей)

Ученый – специалист в какой-либо области, внёсший реальный вклад в науку.

- А какие науки мы с Вами знаем?

С помощью чего ученые изучают мир?

Правильно, с помощью измерительных приборов.

Слайд 3 .Обсуждение с учащимися, какие приборы изображены и их назначение.

Слайд 4. Пояснение учителя. Что такое метод, и какие методы существуют.

Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но он свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями.

Постановка темы, цели, построение плана, постановка гипотезы

Слайд 5.

Итак мы исследователи и перед нами сегодня будут стоять следующие задачи:

1.Узнать от чего зависит цвет мыльного пузыря.

2.Узнать от чего зависит прочность мыльного пузыря.

3.Узнать от чего зависит форма мыльного пузыря.

4.Найти экспериментальным путем наилучший состав мыльного раствора.

         Слайд 6. Английский учёный лорд Кельвин, живший в прошлом веке, однажды сказал: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики». И это действительно так.

Слайд 7. Мыльные пузыри засветились и в Книге рекордов Гиннесса: 1996 г. — Алан Маккей пустил мыльный пузырь длиной 32 м; 1997 г. — Фэн Янг соорудил самую большую в мире стену из мыльных пузырей высотой около 48 м и площадью 370 кв. м; 2007 г. — Сэм Хист разместил в мыльном пузыре высотой 1,5 м и шириной 3,3 м 50 человек.

Слайд 8. Мыльный пузырь существует очень давно ведь фрески с изображением детей, выдувающих пузыри, были обнаружены при раскопках древнего города Помпеи.

Слайд 9. Мыльный пузырь — тонкая многослойная плёнка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде шара с переливчатой поверхностью.

Слайд 10. Переливчатые «радужные» цвета мыльных пузырей получаются за счёт проникновения световых волн и определяются толщиной мыльной плёнки. Когда свет проходит сквозь тонкую плёнку пузыря, часть его отражается от внешней поверхности, в то время как другая часть проникает внутрь плёнки и отражается от внутренней поверхности.

Слайд 11. По мере того, как плёнка становится тоньше из-за испарения воды, можно наблюдать изменение цвета пузыря.

-Из чего можно создать мыльные пузыри?

-Как думаете, какой компонент для мыльного раствора самый лучший? Почему? А какой самый безопасный?

-Таким образом, можно предположить, что  детский шампунь  - это наилучший компонент для мыльного раствора.

-Перейдем от теории к практике.

Исследование

Слайд 12 .

При помощи экспериментов мы проверим :

  • какие рецепты мыльного раствора дают самые прочные пузыри.
  • какое моющее средство дает самые прочные мыльные пузыри

Начнем с рецептов.

Самый простой способ — использовать специальную жидкость для мыльных пузырей (которая продается в качестве игрушки) или просто смешать средство для мытья посуды с водой. Но это не всегда даёт положительный эффект. Лучше сделать самому, что бы быть уверенным в качестве раствора.

Слайд 13.

Способ №1:

На 1 литр воды берем 200 мл. шампуня «Ушастый нянь». В этот раствор добавляем 25 мл. глицерина (продается в любой аптеке). Хорошо перемешиваем, стараясь не пенить раствор. И он готов можно выдувать мыльные пузыри.

Способ №2:

Берем 1 литр воды и добавляем 100 мл. моющего средства Fairy.

Способ №3:

Берем 1 литр воды и добавляем 200 мл. моющего средства Fairy, добавляем 50 грамм сахара. Тщательно перемешиваем до растворения сахара и раствор готов.

Это только малая часть всех рецептов мыльных пузырей, но и из них можно выбрать лучший.

То, насколько просто будет делать пузыри, зависит от множества разных факторов. Разное мыло, разные условия окружающей среды, например, лучше избегать пыльного воздуха или ветра. Также, чем больше влажность воздуха, тем лучше, а значит лучше делать пузыри в дождливый день.

-Другими словами, наилучший способ найти идеальное решение — это метод проб и ошибок.

Слайд 14.

-Все свои наблюдения мы будем записывать, как настоящие ученые в таблицу.

№ рецепта

«Fairy»

«Ушастый нянь»

1

2

3

Измерительным прибором у нас будут часы. Мы будем измерять время жизни мыльного пузыря.

Как вы думаете жизнь мыльного пузыря долго длиться?(предположения детей)

Правильно, в секундах. У нас нет секундомера, поэтому один из вас будет надувать пузырь, а другой считать секунды.

Итак, начнем с первого опыта.

           Возьмем емкость, где у нас смешан раствор по 1 рецепту:

1 литр воды берем 200 мл. моющего средства. В этот раствор добавляем 25 мл. глицерина . Пробуем надувать пузырь и считаем время пока пузырь не лопнул. Записываем время в таблицу. Сначала время пузыря с добавлением Fairy,а затем с шампунем.

Учитель контролирует учащихся, ученики записывают результаты.

Учитель заполняет таблицу на доске.

Аналогичным образом проводятся еще 2 опыта.

Итак, подведем итоги нашего исследования.

Слайд 15.  Проделав данную работу, мы

1.Узнали из чего состоит стенка мыльного пузыря.

2.Узнали от чего зависит цвет мыльного пузыря.

3.Узнали от чего зависит прочность мыльного пузыря.

Слайд 16. Доказали, путем опытов, что

  1. глицерин лучший стабилизатор мыльной пены.
  2. детский шампунь наилучший компонент для мыльного раствора.
  3. выявили наилучший рецепт смеси.

На этом наше занятие подходит к концу

Подведение итогов и рефлексия

Слайд 17. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Гипотеза: предположим, что детский шампунь - это наилучший компонент для мыльного раствора.

Чек-лист

Fairy

«Ушастый нянь»

Часы

После измерения времени жизни мыльного пузыря

Вывод (подтвердилась ли гипотеза?  Действительно ли что детский шампунь – это наилучший компонент для мыльного раствора.?):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...

Материал к презентации "Внеурочная деятельность."

Краткое описание работы учителя по внеурочной деятельности....

Дидактический материал для внеурочной деятельности "Викторины для Почемучек или оглянись вокруг..."

Материал может быть использован и при закреплении и углублении знаний по темам: «Птицы», «Насекомые», «Растения». 2-3 класс....

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Учебный материал. Внеурочное занятие.

Добрый день!  Я закрепила конспект урока для учителей для работы с учениками начальной школы.Предмет: внеурочное занятие.Тема: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным&raq...