Открытый урок "Природа и мы"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс)

Открытый урок в 1 классе по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_priroda_i_my.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Природа и мы".

Предмет - «Окружающий мир»

Класс - 1.

Тема урока - «Природа и мы».

Учебно-методическое обеспечение:

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»): учебник для 1-го класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2008г.

Г.П. Попова «Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вахрушева, О.В. Бурского «Я мир вокруг». 2 полугодие. – Волгоград: «Учитель», 2006г.

Цель:

-первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;

усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, -объяснить смысл названия «Зеленый дом»;

-формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

-сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

продолжить обучение работе в группах.

Планируемые достижения учащихся:

Познавательные УУД:

--развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

ориентироваться на развороте учебника;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

-развиваем умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 -оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в паре.

Личностные результаты:

 -развиваем умения выказывать своё отношение к героям и

- выражать свои эмоции;

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

 -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

 -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа установка;

музыкальные эффекты.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом

презентации к уроку.

Ход урока:

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы России.

Видеоклип «Уголок России»

– Какие природные богатства использует человек? Чем опасно для всей природы их исчезновение?

– Как должен вести себя человек в природе? Какие бывают объекты природы? По каким признакам мы относим объекты к живой и неживой природе?

-Игра «Живая, неживая природа».(дождь, птица, дерево, камень, лиса, гора, рыба, пчела.

Презентация № 1.

-Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

И никто – ни я, ни ты –

Жить не может без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (СЛАЙДЫ)

1. Живет без тела

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (ЭХО)

2. Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (РЕЧКА)

3. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (ОГОНЬ)

4. Весной одевается,

Осенью раздевается. (ЛЕС)

5. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКА)

6. Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,

Электрический… (УТЮГ)

7. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет. (УЛИТКА)

8. Растянулась, как гармошка,
Чудо-печка под окошком. (БАТАРЕЯ)

- Прочитайте слова-отгадки. Что вы заметили?

- Назовите объекты природы. Что такое природа?

- Какое слово получилось в выделенной строке? (ЭКОЛОГИЯ)

- Ребята, а вы слышали это слово? (Дети высказываются).

- Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Может быть, вы, ребята, мне объясните? Только сначала надо выяснить, что означает это слово?

- Прочитайте значение этого слова на слайде: (СЛАЙД)

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.74, рассмотрите две иллюстрации. Как относятся к природе люди на каждом из рисунков? Как должно вести себя разумное существо в природе?

- Прочитаем текст на этой странице. (читает 1 ученик)

- Что случилось с природой, изображенной на рисунке слева? Кто в этом виноват? Для чего человек придумал науку экологию?

- Прочитайте определение понятия «экология» в рамке.

-Почему же надо бережно относиться к окружающему миру, к Земле? (Дети высказываются).

ФИЗМИНУТКА

Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)

Кружит – кружит, (дети кружатся)

Дети все – дети все

Дружат – дружат. (рукопожатие с соседом)

Мы тогда – мы тогда

Быстро – быстро

Под дождем грибным подрастем. ( тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)

Мы тогда – мы тогда

Домом – домом,

Землю общим домом назовем. (разводят руками, показывая огромную Землю)

- Экологией сейчас занимаются многие ученые во всем мире. Появилась даже новая профессия – эколог. (СЛАЙД) Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом (СЛАЙД).

- Просмотр слайдов (СЛАЙДЫ 6).

– От чего надо защищать Зеленый дом?

-На нашей планете раздаются тревожные сигналы (СЛАЙД). Мы получили некоторые из них.

Просмотр слайдов (СЛАЙДЫ 5).

-Кто виноват в этих нарушениях?

- Чем мы можем помочь природе? (СЛАЙД)

-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли? (СЛАЙД)

-Получите в подарок календарик-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?

-Запомните и вы эту дату. (СЛАЙД)

- Почему мы так часто слышим слово «экология»? (СЛАЙД)

- Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все общество будет жить в согласии с природой. (СЛАЙД)

Презентация 2.

Викторина-тест «Что я знаю о природе?»

Интересная игра сегодня у нас.

К ней готов, я думаю, каждый из вас.

Чтобы победить, надо многое знать,

Уметь, решать и отвечать.

Работа по учебнику с.75-77 (коллективно).

Правильные ответы к викторине.

Подснежник – первый весенний цветок в средней полосе России. Одуванчик распускается в мае, а клевер – только с наступлением лета.

(Б) Белая кувшинка, ландыш и венерин башмачок – особо охраняемые растения, их рвать запрещено.

(А)

(В)

(В) Муравьи – лесные санитары, они защищают лес от чрезмерно размножившихся насекомых. Кроме того, бессмысленное уничтожение муравейников неэтично.

(В) Комарами питаются многие: лягушки, птицы, стрекозы.

(Б)

(А)

Самый правый – шампиньон. А мухомор и бледная поганка ядовиты.

-Презентация 3.

-Презентация 4.

-Ролик о глобальных проблемах.

ΙΙΙ. Применение нового знания (работа в группах). Разбить по группам при помощи цветовых карточек.

-На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли. Сейчас вы побудете в роли юных экологов.

1 задание.

- Каждая группа получает карточку, в которой содержится крик о помощи. Группой вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому, кто просит у вас помощи и нарисовать экологический знак.

1 группа – Помогите! Наша река грязная. Рыбы.

2 группа – Помогите! Наш лес завален мусором. Лиса.

3 группа – Помогите! На нашем лугу совсем нет цветов. Бабочки.

4 группа – Помогите! Нам негде жить и не на чем сушить грибы. Белки.

2 задание.

Каждой группе нужно выбрать карточку правильного экологического поведеия.

 

1 группа:

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте. Ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

3. Не вырывай с корнями цветущие растения.

2 группа:

1.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешать.

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3. Не разоряй птичьи гнезда.

3 группа:

1.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

3. Не разрушай муравейники.

4 группа:

1.Прогуливаясь по лесу можно поджигать по пути разные палочки и травинки – интересно они горят.

2. Не оставляй костер не потушенным.

3. Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

Из правил, которые вы выбрали мы составили памятку. Давайте ее зачитаем.

Дети с родителями подготовили дома сообщения о том, как человек должен беречь природу.

1) Гибель растений наносит большой вред здоровью человека. Поэтому мы, ребята, должны сажать саженцы, разные виды цветов и разные сорта фруктовых деревьев, и, конечно же, щадить их.

2) Человек не может жить без природы, а природа может жить без человека. С момента появления на Земле человека, природа начала изменяться в плохую сторону.

3) Природа-это жизнь. Природа создала нас, и продолжает кормить. А мы её портим. К сожалению люди, это поняли не так давно. Люди на протяжении многих лет брали от природы всё, что могли. В каком-то смысле природа обиделась на людей. Различные катаклизмы: наводнения, землетрясения, вулканы, всё это вина жизнедеятельности человека. Даже поняв эту вину, люди продолжают строить заводы, срубать леса.

4) Если у нас в мире все будут беречь природу, то все будут жить хорошо! У нас всё позеленеет и будет свежий и чистый воздух!

5) Если бы не было между человеком и природой взаимоотношений, то всё вокруг вымерло бы. Мы, люди обязаны хранить природу, ведь она такая утончённая, хрупкая. Природа нам даёт урожай: мы сажаем семена весной, а осенью целый огород наполнен овощами, фруктами.

6) Я хочу видеть природу красивой и вложить какой-нибудь труд после себя. Все в этом мире приходят и уходят. Хорошие люди оставляют после себя большой и красивый сад, который будет расти вечно.

7) Если посадить деревце, цветочек, полить их водой, поухаживать за ними, то через год деревце превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города и людей, населяющих этот город. Человек и природа непрерывно связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония-то, к чему мы стремимся

8) Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. К примеру, я берегу природу тем, что в холодные, зимние дни кормлю птиц, бездомных животных. Сажаю цветы, деревья. А ведь эти деревья - это наша жизнь. Я с гордостью могу сказать то, что я берегу природу.

9) Я хочу, чтобы не вымерли животные, в данный момент очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!

10) Наше большое богатство – это вода и природа. Люди зависят от этого. Каждый человек должен охранять окружающую среду, так как это долг людей.

-Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Так, как говорите вы, Зеленый дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны

Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

ΙV. Итог урока.

Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба порящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю! Берегите!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас одна?..

Просмотр мультфильма «Фиксики»

Рефлексия

- Поделитесь своим впечатлением об уроке.

- Если вы довольны своей работой на уроке, поселите на наше растение бабочку.

- Если вы были не всегда активны, но очень старались, то поместите божью коровку на цветок.

- Если вы считаете, что урок для вас прошёл даром, то поселите на цветке гусеницу.

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...