Пётр I Великий.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок окружающего мира в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyotr_i_velikiy.docx10.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пётр I Великий.

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

УУД:

Личностные: формировать положительную эмоциональную направленность, желание приобретать новые знания.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя и ответов детей.

Регулятивные: самостоятельно оценивать свои достижения, вносить необходимые коррективы, а также адекватно оценивать правильность ответов других детей.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вести диалог с учителем, высказывать свою точку зрения.

Образовательные ресурсы: учебник, запись на доске, карточки.

Сценарий урока

I. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте.

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся  по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

II. Актуализация знаний

- Давайте повторим прошлую тему.

- Какая же была прошлая тема?

- Каким было детство Ивана Грозного?

- С середины какого века Русь стали называть Московским царством?

- Почему Ивана IV назвали Грозным?

- В чём его были его заслуги? Что он сделал запоминающегося?

III. Постановка проблемной учебной задачи

- Послушайте такую историю:

   В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,-  вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.

-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

IV. Открытие новых знаний

-Ребята, а что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

- На уроке вы познакомитесь с новыми словами. (запись на доске – быт, подданные, верфь, пьедестал)

- Что же обозначают эти слова? Найдите их в своём словаре в конце учебника.

(Быт – повседневная жизнь; подданные - постоянные жители страны или государства, являющиеся их гражданами и платящие налоги; верфь - место постройки и ремонта судов; пьедестал - возвышение, на которое поднимается победитель)

- Прочитайте краткую биографию Петра Первого на страницах 26 и 27.

- Найдите, какие реформы он провёл?

- Когда Пётр был провозглашён царём?

- За что он наказывал подданных? И как наказывал?

- Обратите внимание на рубрику «Этот удивительный мир». Прочитав её, вы узнаете, как иностранец описывает день Петра 1.

- Что необычного вы заметили?

- В начале правления Петра 1 Россия была отсталой страной. Истоки этого ведут к монголо-татарскому игу. Отставание от передовых стран Западной Европы увеличилось еще более в начале XVII века, когда наиболее развитые в хозяйственном отношении районы были разорены польско-шведскими интервентами. Понадобилось почти полстолетия, чтобы залечить раны и ликвидировать ущерб, нанесенный захватчиками.

В Нидерландах и Англии ко второй половине XVII века уже отгремели буржуазные революции, и обе страны встали на путь бурного капиталистического развития. В других странах Западной Европы - Франции, Швеции, Дании, - хотя и сохранились феодальные режимы, но крепостное право давно исчезло.

В России господствовали крепостнические порядки. Основная масса населения - крестьяне - находилась в собственности помещиков, монастырей и царской семьи. Пашни, возделываемые примитивными орудиями, давали низкие урожаи. При этом еще крестьяне должны были значительную часть плодов своего труда отдавать светским и духовным феодалам, обеспечивая им сытую жизнь. Только три человека из ста жило в городах, что свидетельствовало о слабом развитии торговли и промышленности. Крепостничество сковывало хозяйственную инициативу 13-миллионного населения, глушило все новое, что зарождалось в недрах существовавшей хозяйственной системы, и в конечном счете задерживало движение страны вперед.

Тем не менее новые явления хотя и медленно, но пробивали себе путь. В экономике это выражалось в развитии ремесла и мелкого товарного производства. Уходила в прошлое хозяйственная замкнутость отдельных районов, их изолированное существование, возникала известная экономическая общность страны. В России появились первые мануфактуры.

- Что такое мануфактура? (большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда)

- Регулярную армию Петр создавал тоже не на пустом месте. Старинная организация вооруженных сил претерпела существенные изменения еще при его предшественниках. Пало значение поместного войска, созываемого на случай военных действий и распускаемого по домам, как только военные действия прекращались. Участие в войнах стрелецкого войска, составлявшего постоянный контингент вооруженных сил, тоже значительно сокращается. Стрельцы выполняли преимущественно полицейские функции, их использовали для охраны царской резиденции, сопровождения царя и членов его семьи в походах, а также для подавления восстаний горожан.

- А на 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине с двора. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда.

- Пётр 1 сначала сам научился строить корабли. А об этом вы прочитаете на стр. 27 – 28.

- Куда отправился Пётр учиться строить суда?

- В каких городах они строились?

Физминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

 Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

- На стр. 28 рассмотрите картину Серова «Пётр 1» и картину Лансере «Корабли времён Петра 1».

- Как на картине Серова изображён Пётр 1?

- А как выглядели суда?

- Прочитайте самостоятельно, как строилась столица России и найдите отличительные особенности этого города.

- Где был построен Санкт – Петербург?

- Кто составлял план города?

- Какими были улицы?

- Какой сад был посажен в этом городе? По чьему плану он был посажен?

- В течении сколького времени Санкт – Петербург оставался столицей?

- В рубрике «Этот удивительный мир» прочитайте исторические сведения о фонарях.

- Чем заправляли фонари?

- Какие здания освещали фонари?

V. Обобщение изученного материала

- Так почему же Петр Первый получил прозвание «Великий»?

- Каким правителем был Петр 1?

- Что нового внес Петр 1 в жизнь страны? В жизнь русского народа?

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой

VI. Закрепление изученного материала

- Ну что ж, ребята, время подводить итоги. Перед вами тестовые задания, вам нужно подчеркнуть правильный ответ или ответы.

1. Когда Пётр был провозглашён царём?

20 лет 10 лет 17 лет

2. На каких морях Пётр 1 одержал победы?

Балтийское море, Баренцево море, Азовское море

3. Кто составил план для постройки Санкт – Петербурга?

подданные, рабочие, Пётр 1

4. Какой сад был посажен по плану Петра 1?

Зимний сад, Весенний сад, Летний сад

5. До какого года Санкт – Петербург оставался столицей России?

2000, 1818, 1918

             VII. Рефлексия        

- Что вы узнали на уроке?

- Возникали ли у вас трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

окружающий мир "Пётр 1 Великий"

урок  окружающего мира "Пётр 1Великий"урок изучения нового материала3 класс...

Классный час: "Пётр I - Пётр Великий"

Классный час, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра I....