окружающий мир "Пётр 1 Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

урок  окружающего мира "Пётр 1Великий"

урок изучения нового материала

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyotr_1_velikiy.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Пётр 1 Великий

Цели: формировать  у учащихся представление о преобразованиях  Петра I , как о важнейших  изменения в общественной и государственной жизни, благодаря которым,  Россия превратилась в одно из сильнейших государств.

Задачи: формировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Обучать учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Развивать умения находить нужную информацию из источников (рисунков, учебного текста, словаря и др.); умения обобщать информацию, умения задавать и отвечать на вопросы. 

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Воспитывать чувство гордости и патриотизм за историческое прошлое нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала.

1.Организационный момент.

2. Вступительное  слово учителя.

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним  очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми  гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события в нашей жизни, как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас – все мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть своя биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»

Что же это за наука- история? Что изучает история?

(история изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни)

- Чему учит история? (справедливости, помогает по- новому взглянуть на окружающий мир)

3. Актуализация  опорных знаний

 -Некоторые окошки  истории мы уже с вами открыли. Давайте немного повторим. Вы работаете в группах, слушаете вопрос, обсуждаете и поднимаете руку, если готов ответ?

 1. В каком веке возникло древнерусское государство? 9век

2. Какой город был столицей древнерусского государства?

3. В каком году начал княжить  князь Рюрик? (862г)

4. Сколько лет правил  князь Рюрик и его потомки? ( более 700)

5. Кто правил Русью после смерти Олега?  Сын князя Рюрика Игорь

6.  Как княгиня Ольга отомстила за смерть Игоря древлянам?

7.  Назовите первых русских князей. Почему люди помнят о них?

Владимир Красное Солнышко (добрый и справедливый,  принято христианство, помогал бедным и заботился о старых и больных)

Ярослав Мудрый(правил более 30 лет, велел открывать школы для людей всякого состояния, открыто училище для будущих служителей церкви, появилось много книг)

Владимир Мономах (дал наказ – быть добрыми и трудолюбивыми, заботливыми. «Не ленитесь и не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных)

8. В каком веке княжил Владимир Мономах?  12 век

9. Назовите имя первого русского царя? Почему Иван Грозный?

Горькое детство озлобило будущего царя, он стал подозрительным и жестоким)

Спасибо за работу. Самая лучшая группа получает «мудрую сову» как знак мудрости, знания и эрудиции.

4. Сообщение темы и целей урока

 Сегодня мы откроем новое окошко в истории нашего государства.

Мы познакомимся с первым императором Российского государства.

-кто такой император? Может, вы, знаете?

С латинского языка  слово империя  переводится как «власть», а император в переводе с латинского единоличный правитель или властитель.

Первым русским императором  был Пётр 1. Императором он был провозглашён в 1721г. Российское государство стало империей.

-Как вы думаете, любого ли правителя  можно провозгласить императором?

- за что царя провозглашали императором? За какие поступки?

Этот высокий и почётный титул  получали правители  сильных  государств.

Пётр1 был  не совсем  обычным императором.

- Вот как А.С.Пушкин писал о нём

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он   всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-как, вы, думаете, почему поэт так о нём написал?

- давайте перелистаем и  исследуем некоторые страницы истории и узнаем, что изменилось в России за годы правления Петра1. Почему его провозгласили императором?

А какие вопросы у вас возникли?

5. Изучение нового материала.

1) Детство Петра.

Пётр1 стал царём в 1682 году, когда ему  было всего 10 лет. Царевич  Пётр был живым и подвижным ребёнком , он очень любил шумные подвижные игры. Как и всякого мальчика из царской семьи, его рано приучали к оружию, к езде верхом. Он проявлял большой интерес к военным премудростям.

В селе Преображенском он собрал вокруг себя окрестных мальчишек – детей  простых мужиков - и вместе с ними под началом опытных офицеров прошёл настоящую  военную подготовку.  Тогда же на речке Яузе для Петра построили несколько парусных судёнышек, и юный царь стал уходить  в свои первые плавания, учиться  мастерству вождения кораблей.  Тогда эти детские полки назвали  «потешными».

- Как вы думаете,  почему  эти полки называли потешными?

  Офицеры обучали  Петра и его «потешных» артиллерийской науке.  Правда,  чтобы мальчишки не  покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.

Со временем  эта «потеха» превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением  оружия и  приёмов боя, «потешные полки»  превратились  в грозную силу и верную опору  юного царя.

2) Трудолюбие царя

Царь Пётр Алексеевич без дела не сидел ни минуты. Даже, говорят, не мог ходить спокойно. Всё бегом – повсюду ему хотелось поспеть. А главное ни от какой работы не отворачивался. Ни лень, ни усталость  были ему неведомы. Он умел обращаться и с топором, и с молотком, и со сложными инструментами, механизмами и приборами.

Выступление учащегося.

Ещё  подростком выходил он на улицу, а рядом весёлые плотники избу строили.

-Дайте и мне топор, помогу вам брёвна тесать, - просил маленький царь.

-Иди-ка ты, царь, отсюда. Не царское  это дело – топором работать, уговаривали плотники.

-Хоть одно брёвнышко дайте отесать,- просил Пётр.

- А что, почему бы и не дать, если царь просит, - говорил со смехом молодой плотник и протягивал топор.

И царь отесал сначала одно бревно, потом другое. И хорошо у него получалось. Скоро  Пётр работал уже наравне с плотниками и заказал, чтобы  ему привезли из Москвы хороший плотничий инструмент.

 Трудов  Пётр не боялся и сам трудился больше всех. Однажды он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец: я и царь ваш, а  у меня  на руках  мозоли».

3) Трудовой день Петра

 Безделья  он не терпел и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано, до рассвета и в 3часа  утра читал иностранные книги и газеты. Отмечал, что оттуда следует переводить на русский язык.

 Потом шёл в Адмиралтейство, где следил за постройкой кораблей,   нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело он знал до тонкостей.

Потом зайдя домой занимался токарным делом, которое очень любил. За всю свою жизнь Пётр освоил 14 ремёсел. Он был плотником, каменщиком, кузнецом, штукатуром, кораблестроителем, сапожником.  Пётр  был мастер во всех ремёслах на фабриках, которые открывал, сам принимался  за ткацкий челнок, на железном заводе выковал своими руками 18 пудов железа.

 И попросил с хозяина деньги. Хозяин поднёс ему 18 червонцев, но Пётр сказал: «Не хочу я твоих червонцев, я не лучше других работал, дай мне что следует». Хозяин так и сделал, заплатил ему 18 алтын, царь купил на них башмаки и часто  хвалился вельможам» « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку».

4) интерес к кораблям

Сколько себя помнил  царь Пётр – его всегда интересовали  корабли. Сначала  он с интересом рассматривал  специально для него  нарисованные картинки. На прудах  в Преображенском впервые оттолкнулся  Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае маленькое  парусное судно – старый ботик – деда Никиты Ивановича Романова. Много времени прошло, пока освоил  царь все премудрости парусной науки.  Потом и корабли научился строить, всё мог сам сделать от киля до клотика.

Выступление учащегося.

Около Архангельска  Пётр основал  верфь для строительства морских  судов. А было это в 1693 году.

-Ни  о чём другом, кроме строения флота русского, думать не могу, - говорил он. – одна и есть на сей день забота!

Много Пётр читал книг о воинской и морской науках, об артиллерии, карты морские изучал. Придумывал морские сигналы, чтобы корабли могли в пути переговариваться,  чтоб понимали друг друга капитаны во время похода  или битвы с неприятелем.  Строго определил Пётр, когда в барабаны бить, когда флаг поднимать, когда и сколько раз из пушек стрелять.

В токарне он точил  блоки  для корабля, чтобы канаты по ним легко бегали, не перетирались. Таких блоков штук 100 смастерил. Отливал он и пушки корабельные – немало требовалось их для военного судна.

А ещё вычерчивал планы будущих манёвров – куда кораблям идти, где якорь бросать, какие команды выполнять.

Рано понял Пётр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. 20 октября  1696 года Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату и считают днём рождения российского  военно-морского флота.

Россия в то время переживала трудный момент своей истории. Она очень сильно отставала в своём развитии  от других стран Европы. В России почти не было инженеров, учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближёнными царя – боярами и  дворянами – постоянно шла борьба за власть. Крестьяне поднимались на восстания.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики, налаживать торговлю с другими странами. Необходимо  вернуть  России земли  на берегах Балтийского  моря.  

5. Образование

Видел Пётр, как много накопилось всякого неотложного дела в России: нужно строить флот,  по-новому устраивать войско, нужно заводить  фабрики и заводы, умножать промыслы, мастерства и искусства. Когда всё это совершится, только тогда  русские будут  и сильны, и богаты. Дела много, а  работников  умелых нет  вовсе:

- что же делать, как вы думаете?

 за что ни возьмись, на всё приходится выписывать учителей и мастеров из-за границы. Но нельзя же постоянно обращаться за помощью к  соседям – невыгодно это да и ненадёжно. Нужно самим научиться; необходимо расплодить на  Руси знания, искусства и укоренить их навеки. И Пётр порешил,  положить почин этому великому делу.

Выбрал Пётр 50 молодых царедворцев из знатных семей и снарядил их за границу учиться, на первый раз – корабельному делу.  Объявил им государь, чтоб они и не думали возвращаться в Россию без аттестата,  что прошли хорошо науку, иначе всё их достояние будет отобрано в казну государства.

С горькими слезами поехали  именитые люди на дело мудрёное и трудное, к которому не имели никакой  охоты. Плакали отцы и братья, а матери и жёны причитали по ним, как по мёртвым.

Но кто,  же потом проверит, что молодые люди в точности  исполнили приказ царский?  И вот чтобы задуманное  дело  было верно и  прочно, Пётр сам решил

- подумайте, что решил Пётр?

 ехать в чужие  земли – научиться  корабельному делу, присмотреться к иноземным порядкам,  чтобы пересадить потом всё хорошее в Россию.  Снаряжает он Великое посольство к иноземным государям, а сам записался  под именем простого Петра Михайлова: он поедет  за границу не для почестей и веселья, и не хочет царь-плотник, чтоб ему мешали парадными встречами и пышными пирами.

Чем ближе присматривался Пётр к заграничной жизни, тем больше изумлялся он человеческому уму, который всё себе  наукой покоряет. Теперь Пётр ясно  понял, как далеко во всём русские  отстали от Европы, как  много им нужно учиться. Остановился Пётр в Пруссии и не теряя времени начал учиться артиллерии.

Из Пруссии отправился  в Голландию, которая славилась  кораблестроением и  морскою торговлей.  

И вот в местечке Саардаме появляется молодой, высокий и красивый плотник из Москвы – Пётр Михайлов. Живёт на краю города , в тесной каморке. От восхода до  заката работает  на верфи  топором, долотом и рубанком. Приглядываются к нему саардамцы и начинают догадываться, что это не простой работник. Через несколько дней узнали, что это царь московский. Удивлению и любопытству конца нет.  Толпа  преследует царя и на улице,  мешает и на работе. Пётр гневается и из себя выходит. Раз Пётр проталкивается через толпу, а один ротозей загородил ему дорогу: стоит перед царём, в упор на него смотрит. Не сдержал  себя Пётр и дал глупому зеваке  оплеуху.

В свободное время Пётр осматривал  корабли, арсеналы, госпитали, воспитательные дома, фабрики, заводы, мастерские, учился  точению дерева и кости, знакомился с многими учёными, в великом царе как будто воплотился  весь народ русский, так долго  спавший и почувствовавший теперь при  своём пробуждении, ненасытную духовную жажду.

Четыре с половиной месяца прожил Пётр в Голландии. Начатый им корабль  совсем готов и на воду спущен. Но мало знаний Петру и отправляется он  в Англию. Через  4 месяца Пётр окончил в Англии науку кораблестроения, изучил литейное дело, строительное искусство, посещал университеты, театры, монетный двор, фабрики и заводы.  «Я ученик и нуждаюсь в учителях» -вырезал Пётр на своей личной печати. Он  постоянно учился сам и учил других.

Побывав за границей, Пётр убедился, что там есть много чего интересного и полезного, чему могут поучиться россияне, и сделал всё  возможное, чтобы перенять лучшее из того, что пришлось ему видеть в других странах.

6. Физминутка.

7. Продолжение изучения нового материала.

Пётр и его сподвижники провели серию реформ, благодаря которым были преобразованы все стороны жизни государства. Петру1 Россия обязана сильной  регулярной армией, боеспособным флотом.

- О других реформах во время правления Петра узнаете, прочитав учебный материал.

Приготовьте рассказ: какие преобразования произошли во время правления Петра1? 

-Как повлияли реформы на судьбу России?

 Что такое реформы?

-Реформа-преобразование, изменение, переустройство,

шаг к лучшему.

                                       План ответа

Наша группа изучала реформы в  экономике и промышленности

Мы пришли к выводу, что за время правления Петра1 произошли следующие изменения  _______________________

Изученная нами информация позволяет сделать вывод о том, что_____________________________

1 группа  реформы в экономике и промышленности

Пётр вошёл в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь труженик. Он хотел, чтобы Россия  ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Пётр много сделал для промыслов и торговли.  При нём  заведены горные заводы в Сибири, фабрики суконные, оружейные, парусные, стекольные, всего больше 200 фабрик.

Для торговли  были важны дороги, особенно водные  пути, потому что  водными путями дешевле привозить товары, чем сухим путём.  Пётр  первым стал  устраивать каналы. Так был начат Ладожский канал, чтобы обходить Ладожское озеро, потому что Ладожское  озеро очень бурно, и на нём разбивалось много судов.

При Петре 1 были открыты залежи  каменного угля, залежи нефти. Построены новые города: Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург.

В России активно  развивалась  промышленность

2 группа  Реформы в образовании, науке, 

Для успешного осуществления реформ стране были нужны грамотные, образованные люди. Царь не только приглашал в Россию иностранцев, но и поощрял создание школ, заботился о просвещении своего народа. Он основал в Петербурге главное учебное заведение Академию наук, чтобы в ней готовить  учителей.  Он завёл много школ для дворян и  духовных. Пётр приказал, чтобы каждый дворянин знал грамоту и арифметику.

Были созданы Навигацкая школа, Артиллерийская, Инженерная школа, медицинский персонал проходил обучение в медицинском училище. В провинциях открывались  гарнизонные школы, где обучались солдатские дети.

При Петре1 стала выходить  первая русская газета  «Ведомости», открылись  первые типографии.

 В России активно  развивалось образование, наука, культура

3 группа  Реформы в  культуре

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось при Петре. Традиционная русская одежда (с длинными рукавами)  знатных людей стесняла движения, в ней неудобно было ходить, трудно есть, а уж работать – и вовсе невозможно. А Петру  нужны были  знающие, энергичные, подвижные помощники. Пётр собственноручно  «окорачивал кафтаны»- традиционную русскую одежду.

С бородами обстояло дело сложнее. Русские  люди никогда не брили бороды: растёт и пусть растёт. Но в Европе в то время мужчины в соответствии  с модой брили бороды. Поэтому иностранцы резко отличались от русских. А  иностранцев  в России не любили. Вот и решил царь русских уподобить иностранцам – глядишь и «омерзение» к иностранным  пройдёт. Издал царь указ - брить  бороды.

Издавна на Руси новый год  начинался с 1 сентября. В Европе к тому времени существовало другое  летоисчесление и год начинался с 1 января. Россия начинала устанавливать  связи с Европой и такая разница во времени оказалась большим неудобством. Царь Пётр был человеком решительным и одним махом покончил с этим неудобством. 20 декабря 1699 года был введён более удобный календарь, которым мы пользуемся и сейчас.

 По приказу Петра 1 в 1710 году  в Петербурге был открыт первый русский музей. Этот музей назывался Кунсткамера. В Кунсткамере хранились пушки старинного литья, чучела птиц и животных, всевозможные диковинки.  Чуть позже была открыта первая библиотека. И музей, и библиотеку могли посещать бесплатно. Пётр1 говорил: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»

Пётр 1 переживал за судьбу своей страны, многое делал, чтобы Россия

стала сильной европейской державой.

Итог  нашей групповой работы  подведём, выполнив небольшой тест.

1.Сколько фабрик было построено при Петре1? около 200

2.Как назывались школы, в которых обучались солдатские дети?гарнизонные

3.Как назывался первый русский музей?

4. в каком году был введён новый календарь? 20 декабря 1699 года

5.как называлась первая русская газета?

6. Какие науки должны знать дворяне? Грамоту и арифметику

7.Какие дороги были важны для торговли?

Много реформ провёл Пётр1, но для успешного  развития большой торговли, для развития страны был нужен выход в Балтийское и Чёрное моря.

При Петре был сделан шаг  к овладению Чёрным морем: российским войскам удалось взять турецкую крепость Азов. На Азовском море, а оно рядом с Чёрным – по распоряжению Петра был заложен  город- порт Таганрог.

Долгой и упорной –  21 год шла борьба за  побережье  Балтийского флота. Эта война получила название Северной. Соседняя  Швеция не  желала  подпускать Россию к Балтике.  Армия под командованием молодого шведского короля Карла12 разбила россиян под  городом Нарва. Пётр не пал духом и  бросил все силы на создание хорошо обученной, дисциплинированной и вооружённой  армии.  Стремясь пробиться  к берегам Балтики и утвердиться там, царь приказывает  начать строительство на реке Неве Санкт-Петербурга – города Святого Петра, которому суждено было стать новой столицей российского государства. И усилия Петра, и поистине героический труд великого множества россиян не пропали даром: на суше и на море Россия  одержала блистательные победы. Решающая битва произошла 27 июня 1709года под Полтавой. Обращаясь к войнам перед битвой,  Пётр сказал: «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога,  жила бы только  Россия во славе и благоденствии». Военное  могущество Швеции было сокрушено. Россия  получила выход к Балтийскому морю.

К началу 18 века в России произошли не просто изменения, а настоящий переворот всей жизни. И связан он с именем царя, которого за заслуги перед  Отечеством ещё при жизни стали называть:

- вы знаете, как стали  называть Петра1?

-почему   его прозвали Великим?

Это было признанием его особых заслуг перед Родиной, которая  благодаря Петру вырвалась в число первых стран мира.

 Заботясь о благе России, Пётр не щадил не только других, но самого себя и не раздумывая подчинял  личные интересы государственным.

8. обобщение.

Давайте вернёмся к словам А.С.Пушкина

-Почему поэт написал такие строки?

- Какие преобразования провёл Пётр1 в России?

  • Постоянная боеспособная армия.
  • Создан российский флот.
  • Открытие навигационных, инженерных, артиллерийских, «цифровых» школ, учёба за границей.
  • Выход в Балтийское море.
  • Начало Нового года с 1 января.
  • Летоисчисление от Рождества Христова.
  • Добыча полезных ископаемых.
  • Первая газета.
  • Первый музей, библиотека.
  • Первая типография.
  • Развитие промышленности, создание новых предприятий.
  • Новая мода: европейские платья, бритьё бород.
  • Расширение границ государства, строительство новых городов.

 Отец Отечества и Пётр Великий – так  ещё при жизни  стали называть царя преобразователя. Это было признанием  его особых заслуг перед родиной, которая благодаря Петру вырвалась в число первых стран мира. Россия как была провозглашена империей, а её глава императором.

9. Потомки об императоре.

Многим и многим обязана Петру Россия. Он был, может быть, одним из самых замечательных правителей, и потому мы россияне, и сегодня с благодарностью помним о нём.

Пётр1 был для Пушкина любимым историческим деятелем. В 1828 году он написал известную поэму «Полтава». В поэме  смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой, зависело  будущее России.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор - и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась

Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд и ясен

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

-Не только поэты посвящали  произведения Петру Великому. Художники писали картины. Посмотрите на картину  В.А.Серова , которая так и называется «Пётр1»

Что вы можете сказать о Петре, глядя на эту картину?

 Уверенной походкой шагает навстречу свирепому ветру великий государь. Его свита, комично пригибаясь, пытается преодолеть порывы воздушной стихии. Выбранная снизу точка зрения позволяет Серову подчеркнуть мощь и величие фигуры императора.

 Царь Пётр, стремительный и грозный,
Со свитой движется вперёд.

Но вот он идет, Петр, город строить!  Придворные едва поспевают за ним. Шквальный ветер, а царь, будто не замечает. Ему не жалко себя. Перед его глазами  Россия будущего: прекрасная, мощная, образованная!
Скульпторы создавали памятники

 Самым первым и наиболее известным является «Медный всадник» в Петербурге

Сразу после восшествия на престол Екатерины II, 17 июля 1762 года Сенат постановил воздвигнуть памятник императрице. Однако она отказалась от этой чести, напомнив, что прежде необходима установка памятника Петру I.

Памятник «Царь-плотник» создан в 1910 году скульптором Л.А. Бернштамом

В 2010году в Бийске установили памятник Петру1. По указу Петра 1 на месте г.Бийска более300 лет назад был основан первый форпост России.

10. Рефлексия

Поднимите карточку, которая характеризует ваше состояние на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира "Великая Война - Великая Победа"

Урок по окружающему миру по теме "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА -ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА".Может быть полезен учителю  для подготовки к уроку или внеклассному занятию по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"....

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...