Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России". 2022-23
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №_______

от  _______________

Руководитель ШМО

__________________

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № _______

от  _______________

Зам. директора по УМР

 ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

 по УВР

МБОУ «СОШ № 46»

_________________

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от _______________

Директор

МБОУ «СОШ № 46»

_________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий мир»

для обучающихся 4б класса

на 2022-2023 учебный год

Образовательная область: обществознание и естествознание

Составитель:

Костинец Г.А.                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                     высшей квалификационной                                                                                                   категории

Братск

2022 г.

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на  68 часов (34 учебные недели).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2022.
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
  • Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
  • Тихомирова Е.М Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс».
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
  • осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;
  • представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;
  • использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от
  • собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, эколога;
  • изготавливать модели Солнечной системы и отдельных планет;
  • использовать глобус и карту для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;
  • находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • приводить примеры животных из международной Красной книги;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы и способы их решения;
  • приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • использовать карту родного края для получения информации о нём;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • давать краткую характеристику природного сообщества по плану;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • использовать разные источники информации, включая краеведческую литературу, для получения сведений и подготовки сообщений о природе, в том числе о природе России и своего края.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;
  • находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России;
  • осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;
  • перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;
  • различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • осознавать значение атласа-определителя «От земли до неба», книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Энциклопедия путешествий. Страны мира», других использованных в процессе обучения компонентов УМК для решения учебных задач, расширения кругозора, практической жизни.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • рассказывать о мире с точки зрения историка;
  • узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • показывать с помощью карты и глобуса, как человек открывал планету Земля;
  • читать историческую карту;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
  • составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;
  • рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • понимать важную роль России в мировой истории;
  • показывать на карте границу, территорию, столицу, другие города современной России;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права;
  • осознавать, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина;
  • понимать, в чём состоят различия между государственным
  • устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
  • рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;
  • узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;
  • рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • осознавать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о жизни общества в прошлом и настоящем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • называть элементы государственного устройства России,
  • объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;
  • узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.

Содержание курса

4 класс. (68 ч)

Человек и природа. Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее.  

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Звёзды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна – спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.  

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Человек и общество. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.  

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.

История – наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры – свидетели различных эпох в истории человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Правила безопасного поведения в природе. Безопасность сети Интернет.

Календарно-тематическое планирование

(68 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Раздел 1. Земля и человечество (10 ч) 

1

Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

Планеты Солнечной системы.

1

4

Мир глазами географа.

1

5

Глобус и географическая карта.

1

6

Мир глазами историка.

1

7

Когда и где.

1

8

Мир глазами эколога.

9

Международная Красная книга.

1

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

1

Раздел 2. Природа России (11 ч)

1

11

Равнины и горы России.

1

12

Моря, озера и реки России.

1

13

Природные зоны России.

1

14

Зона арктических пустынь.

1

15

Тундра.

1

16

Леса России.

1

17

Лес и человек. 

1

18

Зона степей.

1

19

Пустыни.

1

20

У Черного моря.

1

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1

Раздел 3. Родной край – часть большой страны (10 ч)

1

22

Наш край. Поверхность нашего края.

1

23

Водные богатства нашего края.

1

24

Наши подземные богатства.

1

25

Полезные ископаемые нашего края.

1

26

Земля – кормилица.

1

27

Жизнь леса.

1

28

Жизнь луга.

1

29

Жизнь в пресных водоёмах.

1

30

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край — часть большой страны»

1

31-32

Наши проекты.

2

Раздел 4. Страницы всемирной истории (5ч)

33

Мир древности: далёкий и близкий.

34

Средние века: время рыцарей и замков.

1

35

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

36

Новейшее время: история продолжается сегодня. 

1

37

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Станицы всемирной истории»

1

Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)

1

38

Государство Русь.

1

39

Страна городов.

1

40

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

41

Трудные времена на Русской земле.

1

42

Русь расправляет крылья.

43

Куликовская битва.

1

44

Иван III.

1

45

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного

1

46

Патриоты России. 

1

47

Пётр Великий. 

1

48

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

49

Екатерина Великая.

1

50

Отечественная война 1812 года.

1

51

Страницы истории XIX века.

1

52

Россия вступает в XX век.

1

53

Страницы истории 1920 – 1930-х   годов.

1

54-55

Великая Отечественная война и Великая Победа.

2

56

Страна, открывшая путь в космос.

1

57

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России»

1

Раздел 6. Современная Россия (11 ч)

58

Основной закон России и права человека.

1

59

«Дети имеют право на особую заботу и помощь».

1

60

Мы — граждане России.

1

61

Славные символы России.

1

62

Такие разные праздники.

1

63-64

Путешествие по России.

2

65

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

1

66

Промежуточная аттестация по итогам года.

1

67-68

Наши проекты.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...